Шоколадный центр притяжения: в Петербурге вырос спрос на сладости

Автор фото: Беликов Валентин
Автор фото: Беликов Валентин

В Петербурге растёт потребление сладкого. Появляются новые производства конфет, а старые бренды открывают магазины на центральных улицах города.

По данным агентства NielsenIQ, по итогам прошлого года кондитерские изделия сгенерировали пятую часть (19,9%) оборота продовольственного рынка FMCG. С точки зрения продаж сладости стали самой быстрорастущей среди всех групп: большинство кондитерских категорий показали двузначные темпы роста, а средние темпы продаж составили +20,2% к предыдущему году.
"При этом в натуральном выражении динамика продаж кондитерских изделий замедлилась: к началу 2023 года она составила –1,9% против –0,5% в аналогичный период прошлого года. Однако даже на фоне такого замедления спрос на сладости оказался вдвое более активным, чем на продовольственном рынке в целом (–5%), где все группы товаров к началу 2023 года оказались в минусе с точки зрения объёмов продаж", — говорится в исследовании NielsenIQ.

Заедают стресс

Основные центры кондитерского производства в России сложились очень давно — это Москва и Петербург. Именно здесь до сих пор работают старейшие производства. В Петербурге существует ряд крупных производителей, которые уже давно представлены на рынке. Это Фабрика имени Н. К. Крупской, которая входит в кондитерское объединение "Славянка", "Невские берега", фабрика "Петербургский КондитерЪ", "Невский кондитер" и другие. Но значительную долю рынка занимают транснациональные компании: "Марс" (Bounty, Mars, Snickers), "Мон’дэлис Русь" (Alpen Gold, Milka), а также крупные российские холдинги — "Объединённые кондитеры", "КДВ Групп" и другие.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин отмечает, что рынок кондитерских изделий сейчас чувствует себя очень хорошо, так как эта продукция пользуется спросом: люди заедают стресс. Те производители, которые уже давно представлены на рынке, активно расширяют сейчас своё производство.
Однако ассортимент на полках торговых сетей глобально почти не изменился. Сейчас всё больше кондитерская продукция представлена в небольших магазинах и пекарнях.
"Местные сети пекарен уже активно вводят конфеты, печенье в свой ассортимент, кафе и рестораны также стали на этом делать акцент. В торговых сетях ассортимент в этой категории будет если не расти, то трансформироваться под запросы потребителей исходя из покупательной способности. Но в целом сейчас это одна из самых стабильных товарных групп", — отмечает Лачугин.

Культуру в регионы

Появляются в Петербурге и новые производители — например, конфетная фабрика "Культура". Она открылась в культурном квартале "Брусницын" в июне 2022 года. Основатель фабрики Дмитрий Рязанов отмечает, что предприятие построено за 4 месяца. На первоначальном этапе потрачено 60 млн рублей. "Мы одновременно строили фабрику на 330 м² и две конфетные: на Московском вокзале и в одном из фудхоллов. Мы называем свои точки “конфетные”, а не кофейни или магазины, потому что это миксованный формат потребления. Люди приходят взять конфету и какой–то напиток к ней. Конфета становится центром притяжения, и всё строится вокруг неё", — говорит он.
Спустя год у компании уже открыто пять конфетных. К сентябрю производство расширится в 3 раза: будет построена ещё одна шоколадная комната — для этого арендовали 600 м².
PR–директор фабрики и эксперт по шоколаду Виктория Дим замечает, что в Петербурге очень много сладостей, но, если рассматривать рынок качественного шоколада и конфет из какао–бобов высшей категории, список сильно сокращается. В шоколаде, как и в вине, есть градация качества.
"95% всех конфет в России делают из ординарного шоколада, причём закупают какао–массу в других странах, а не сами перерабатывают какао–бобы. Крупных игроков на рынке за последнее время не появлялось, но радует появление маленьких крафтовых шоколадных компаний. Из минусов — непостоянство качества и неизвестные условия производства", — рассказывает она.
Дмитрий Рязанов подтверждает, что в России рынок растёт, особенно для локальных производителей. "Всё больше гостей приезжают в город, знакомятся с нашими конфетами. Мы идём в регионы. В Петербурге откроем ещё одну или две конфетные в Пулково, на этом пока остановимся. В планах — открытие в Красноярске и Москве", — уточнил Рязанов.

Мармеладные улицы

Растёт не только производство. В Петербурге также становятся популярны различные магазины привозных сладостей. Их число с каждым годом растёт.
По данным Nikoliers, на Невском проспекте с начала 2017–го по конец 2022 года увеличилось количество магазинов продуктового профиля более чем в 4 раза, доля сегмента во всём стрит–ретейле выросла с 2 до 7%. Такой прирост произошёл после появления на главной магистрали города магазинов со сладостями типа "Клад–Мармелад", "Мармеладная бочка" и др. В 2017 году магазины такого формата ещё не были представлены на Невском и в целом в центральном стрит–ретейле.
На Старо–Невском проспекте с начала 2017–го по конец 2022 года число помещений с арендаторами профиля продуктовых магазинов выросло с 13 до 21. Помимо того что там стало больше алкогольных магазинов, в данном торговом коридоре также работают шесть магазинов со сладостями. В 2017–м там присутствовали только два магазина Фабрики им. Н. К. Крупской.
Главной "сладкой" улицей в Петербурге остаётся по–прежнему Невский проспект, где работают 20 магазинов сладостей, в том числе фирменный магазин Фабрики им. Н. К. Крупской, "Клад Мармелад", Pirat Marmelad, "Мармеладная бочка" и Elit Loqum, замечает руководитель отдела торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге Анна Лапченко. Эти магазины предлагают различные виды сладостей — от шоколада, мармелада до турецких десертов.
Среди новых открытий — "Алёнка" на Невском проспекте, 57, фирменный магазин Фабрики им. Н. К. Крупской на Невском, 172, а также Elit Loqum в доме №66. Закрытий за год всего два, причём у одного оператора: сократила своё присутствие на центральной торговой улице города сеть Elit Loqum.
Руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова отмечает, что в городе на Неве популярны магазины мармелада, эти точки размещаются в коридорах с туристическим трафиком, а в ряде случаев они занимают площади в торговых центрах.
Фабрика имени Н. К. Крупской как открывает собственные точки, так и активно работает через франчайзеров. На данный момент она входит в кондитерское объединение "Славянка" вместе с ещё тремя производствами: "Славянка", "Волжанка" и "Конфи". Как рассказали в компании, объединение имеет вертикально интегрированную структуру, начиная от переработки какао–бобов и изготовления упаковочных материалов до производства готовой продукции. Компания выпускает более 100 тыс. т кондитерских изделий в год.
Сегодня в сегменте возникают сложности из–за высокой инфляции на мировом рынке какао–бобов, роста курсов иностранной валюты, дефицита рабочей силы на производстве. Повышается стоимость и отечественного сырья, например растут цены на сахар. "Несмотря на вызовы времени, мы стараемся ко всему адаптироваться и продолжаем стабильно развивать производство и узнаваемость Кондитерской фабрики им. Н. К. Крупской", — подчёркивают в пресс–службе кондитерского объединения "Славянка".