Маркетплейсы в сотрудничестве с государством запускают программы поддержки малого бизнеса, помогая продавцам бесплатно продвигать товары и услуги. В будущем это может повлиять на рекламные ставки.
Министерство экономического развития РФ совместно с "Авито" при участии фонда "Наше будущее" запустили федеральную программу поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) и организаций некоммерческого сектора. Все участники смогут получить помощь в продвижении продукции и привлечении новых клиентов.
Promotion бесплатно
Программа касается как тех, кто продаёт через "Авито" товары, так и тех, кто размещает на платформе предложения об оказании услуг. В товарных категориях продавцам будут начисляться бонусы, которые позднее можно использовать для оплаты до 99% стоимости услуг по продвижению объявлений. Фактически продавцы получат возможность для бесплатной рекламы на площадке. Предпринимателям сферы услуг также будут начисляться бонусы на продвижение в течение 3 месяцев с начала участия в программе.
Помимо специальных условий продвижения участники программы получат профессиональные консультации по развитию бизнеса на платформе, доступ к бесплатным обучающим вебинарам и курсам по электронной коммерции для начинающих и опытных специалистов.
"Для социальных предпринимателей и НКО электронные площадки — один из главных рынков сбыта. Грамотное использование инструментов продвижения в электронной коммерции стимулирует продажи", — отмечает директор фонда региональных социальных программ "Наше будущее" Наталия Зверева.
Ведомство реализует программу на базе центров "Мой бизнес". "Со стороны бизнеса мы видим большой спрос на участие в программе: уже на старте от предпринимателей поступило более 50 заявок", — отметила Виктория Субачева, представитель центра "Мой бизнес" в Санкт–Петербурге.
Ранее "Авито" и "Мой бизнес" уже проводили пилотные проекты в разных регионах страны. Результаты показали, что такое сотрудничество оказывается востребованным у малого и среднего бизнеса, который активно ищет новые возможности для выхода на федеральный рынок. "Подписание соглашения с Минэкономразвития и центрами “Мой бизнес” — ещё один большой шаг, который поможет предпринимателям из разных отраслей и регионов использовать нашу инфраструктуру для развития в масштабах страны", — рассказал Виктор Соковнин, руководитель направления по работе с малым и средним бизнесом "Авито".
Нормальный диалог
В рамках программ, запущенных Минэкономразвития, центр "Мой бизнес" сотрудничает и с другими маркетплейсами — Ozon, Wildberries и "Ярмаркой мастеров — Livemaster". "С начала года мы запустили шесть партнёрских программ, ими охвачено более 25 тыс. получателей. Мы видим большой спрос у предпринимателей и поэтому инициируем запуск новой программы. Впервые она будет доступна как предпринимателям, так и НКО, а это более 210 тыс. организаций, которые работают в сфере дополнительного образования, здравоохранения, культуры и сферы услуг", — сообщила заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
Руководитель отдела брендинга и коммуникаций маркетингового агентства Demis Group Анна Махмутова отмечает, что данная инициатива не повлияет на конкуренцию среди маркетплейсов. "Сегодня большинство предпринимателей не фокусируются на одной рекламной площадке, а используют микс из размещений на нескольких платформах. Мультиканальность становится трендом, поэтому федеральная программа поддержки МСП и организаций некоммерческого сектора не приведёт к перетеканию рекламодателей с других площадок на “Авито”. Каждый маркетплейс обладает своими преимуществами, и это хорошая инициатива, которая позволит повысить видимость МСП в цифровой среде", — рассказала Махмутова.
Президент Ассоциации торгово–технологических компаний Сергей Егорушкин считает сотрудничество маркетплейсов с государством разумной мерой поддержки, от которой выигрывают все стороны.
“
"На “Авито” вырастет спрос на платные услуги для бизнеса, Минэкономразвития получит отчёт о проделанной работе, а предприниматели смогут протестировать каналы продаж с минимальными вложениями. Примерно так должен выглядеть диалог государства и бизнеса, в котором казна пополняется от прироста реальной прибыли, а не просто дополнительными сборами", — отмечает эксперт.
Ценовая ловушка
Согласно исследованию Tinkoff eCommerce и аналитического проекта Tinkoff Data, примерно каждый пятый продавец из тех, кто начал торговлю в 2021–м и 2022–м, подключил дополнительную площадку уже через год. Таким образом, за год доля продавцов, работающих одновременно с двумя площадками, выросла с 13 до 18%. Тем не менее, по данным, полученным в конце I квартала 2023 года, 78% продавцов всё ещё ведут торговлю на одной площадке, 18% — на двух, 3% — на трёх, 1% — на четырёх и более. Так что тема конкуренции за аудиторию продолжает оставаться для маркетплейсов актуальной. Тем более что интенсивность прироста активных продавцов в целом снижается.
Авторы исследования объясняют это тем, что впечатляющие темпы 2020–2021 годов были спровоцированы низкой базой. Именно с началом пандемии начался массовый исход предпринимателей в онлайн, этот период даже называют "золотой лихорадкой" маркетплейсов. Теперь же рост обеспечивается не столько притоком новых продавцов, сколько развитием уже работающих больших компаний. Маркетплейсы тем временем остаются сильно заинтересованы в том, чтобы именно на их площадке было представлено как можно больше. Ведь современный покупатель всё больше отвыкает от того, чтобы искать интересующие его товары или услуги по нескольким площадкам. Запрос на универсальность побеждает.
Именно поэтому маркетплейсы изобретают всё более выгодные условия для предпринимателей, в том числе предлагая им льготы по продвижению. Однако у подобных акций может быть и "тёмная сторона".
По мнению эксперта по визуальному контенту Святославы Майер, это может привести не только к увеличению количества продавцов, но и к повышению рекламных ставок в будущем. "Недавно Wildberries проводил похожий эксперимент. Площадка давала 30 тыс. рублей селлерам, которые ещё не использовали инструмент продвижения “Реклама”. Такие подарки привели к массовому заходу новых брендов и, как следствие, к обрушению устоявшегося рекламного инструмента. Селлеры были вынуждены поднимать стоимость товара или урезать свою маржу в доходе", — рассказывает она.