На рынке загородных домов и коттеджей в Ленобласти наступили сложные времена

Автор фото: vostock-photo

Ленобласть, ранее воспринимавшаяся петербуржцами в основном как место для дачного отдыха, активно развивает свой туристический потенциал.

Закрытые границы способствуют росту турпотока, но его ограничивает нехватка мест размещения в регионе. Из других проблем — сокращение платёжеспособного спроса и общая нестабильность. Ситуацию на рынке загородного строительства, а также поддержку инвесторов туристической отрасли обсудили на круглом столе "Делового Петербурга".

Инвесторы разошлись по домам

Строительство домов и коттеджей переживает не самые лёгкие времена.
"Премиальный сегмент загородной недвижимости просел больше всего, после объявления спецоперации всё встало, остались только клиенты, которые уже вошли в стройку, — рассказал Сергей Радионов, генеральный директор архитектурно–строительной компании “Красный апельсин”. — Это касается и девелоперских проектов. Так, в 2022 году мы вели работу по двум проектам. Один, на 30–40 домов, по которому прогнозировали высокий спрос, до сих пор стоит на паузе, потому что собственник участка, как и многие, находится в состоянии неопределённости".
Он отметил смещение спроса с участков под строительство в сторону готовых домов. Это актуально для всех сегментов, не только премиального. Следуя за этим трендом, компания решила сосредоточиться на продаже готовых домов. Также "Красный апельсин", как и другие участники рынка, видит рост запросов со стороны инвесторов, планирующих создание рекреационной недвижимости. Компания уже разработала два таких проекта в Карелии.

Перспективы господдержки

В 2022 году ГКУ "Агентство экономического развития Ленинградской области" начало работать с инвесторами, готовыми вкладывать средства в создание новых туристических объектов. "Сейчас мы сопровождаем 14 проектов в активной стадии реализации на общую сумму 16 млрд рублей", — рассказала Анна Милая, заместитель директора ГКУ. Среди них — проекты со спортивным уклоном, спа, бальнеологические проекты, глэмпинги и кемпинги. Большая часть запросов идёт по Выборгскому, Гатчинскому, Приозерскому районам, но есть идеи и по дальним локациям.
Агентство занимается не только сопровождением конкретных проектов по программе "зелёный коридор для инвесторов", но и инициацией новых. Подробнее об этом обещают рассказать на ближайшем ПМЭФ, где презентуют новые проекты, в том числе по всесезонным курортам. "Сейчас большой поток инвесторов интересуется вложениями в сферу туризма — закрыты границы, туристам среднего класса, которые ездили отдыхать в Европу, не хватает средств размещения, к которым они привыкли, а они привыкли к хорошему качеству", — отметила Анна Милая.
Правительство Ленобласти заказало инвестиционную стратегию развития своей туристической отрасли. По самым скромным предварительным подсчётам, региону не хватает примерно 2,5 тыс. мест размещения. "Нет комплексных средств размещения для среднего класса. Предложение — либо премиум–класса, либо низшего. Мы очень надеемся, что инвесторы эту нишу заполнят", — говорит Анна Милая.
Артём Шибаков, начальник отдела развития туристской деятельности и развития туристской инфраструктуры департамента по туризму комитета по культуре и туризму Ленинградской области, рассказал о существующих мерах поддержки инвесторов. В основном это гранты.
Так, в прошлом году Ленобласть победила в конкурсном отборе Федерального агентства по туризму, благодаря чему получит более 118 млн рублей для поддержки разных проектов в сфере туризма. Ещё 58 млн будет выделено из бюджета области в качестве софинансирования. Всего поддержать планируется 25 проектов.
Первое направление — создание и развитие модульных некапитальных средств размещения — глэмпингов и кемпингов. Следующее — создание и развитие пляжей. "На данный момент у нас есть дефицит классифицированных пляжей, такой пляж всего один, на курорте “Золотая Долина”. Сумма гранта — более 14 млн рублей. Главное условие — пляж должен быть пляжем по документам, должны быть соблюдены все требования безопасности и иметься необходимая инфраструктура", — сообщил Артём Шибаков.
Следующее направление — развитие национальных туристических маршрутов, сейчас в Ленобласти их три. Заявитель может попробовать улучшить пребывание туриста на маршруте, например поставить информационный туристический центр, санитарный модуль, навигационные знаки и т. п.
На улучшение туристических проектов можно получить грант примерно на 4,5 млн рублей. Это средства, предназначенные для приобретения туристического оборудования — байдарок, велосипедов и другого инвентаря.
Кроме того, сейчас Минэкономразвития проводит конкурс инвестпроектов по созданию модульных некапитальных средств размещения, в рамках которого в регионы направят почти 8 млрд рублей. Каждый регион может претендовать на 12% от данной суммы. Власти Ленобласти собирают заявки от потенциальных инвесторов до 5 мая. Размер субсидии — порядка 1,5 млн рублей на номер.

Мнение бизнеса

"Всегда было ощущение, что нам надо рассчитывать на свои силы, ни разу никогда не пользовались никакой поддержкой. Записали про все меры поддержки, обязательно изучим", — прокомментировал Вадим Бакченко, основатель глэмпинга Black Village. Сейчас Black Village — это пять объектов размещения в Новожилово (рядом с "Игорой"), где у собственников есть участок 3,5 га. Ещё 20 планируется построить. "У нас каркасные домики, стилизованные под глэмпинг, изначально хотели построить глэмпинг, но показалось, что будет недостаточно комфортно, — пояснил Вадим Бакченко. — В планах приобрести под развитие ещё пять площадок. Мы выбрали категорию “качественный и удобный отдых”, но доступный, средний чек — 5–6 тыс. рублей в сутки". Рынок пока что недостаточно насыщен, отметил он.
"Я тоже никогда не участвовал в получении бюджетных денег. Во–первых, непонятно, как получить, во–вторых, что тебе за это будет, — говорит Сергей Строкин, основатель сети загородных SMART–коттеджей ЁLKI. — На мой взгляд, сумма поддержки незначительная. Цифра 1 млрд звучит круто, но когда ты декомпонируешь, получается 1,5 млн рублей на номер. Наша локация из пяти домов будет стоить 25 млн рублей. Гипотетически 1,5 млн рублей на номер могут помочь, но это совсем малая часть".
Сеть SMART–коттеджей ЁLKI развивается 2 года. Сегодня она объединяет 10 локаций (55 коттеджей) в четырёх регионах: Новосибирск, Сочи, Киров, Петербург.
"Киров живёт по своим законам, он показывает загрузку 75%. Новосибирск только запускается, но там повышенный спрос. Сочи — курортный город, туда всегда приезжают отдыхать. А вот Петербург, Московская и Ленинградская области — не сфера туризма", — отмечает Сергей Строкин. При этом компания в перспективе верит в развитие местного рынка и даже приобрела несколько новых объектов.
"Нас очень радует развитие рекреационного потенциала Ленобласти, гранты, которые выделяются на экотропы, велопроекты, обустройство пляжей и пр. В прошлом году мы участвовали в проекте “Вело–47”, через нас проезжали участники. Развитие инфраструктуры — подспорье для нашего бизнеса. Для нас важно предложить гостям не просто приехать пожарить шашлыки, искупаться в озере и попариться в бане, а более комплексный сценарий пребывания за пределами наших локаций. Это экскурсии, ярмарки, посещение музеев, которые находятся рядом с коттеджами “Сова”. Высокая вариативность сценариев отдыха обусловлена тем, что в нашей сети 13 локаций в Ленинградской области, а в этом сезоне новые объекты откроются также в Подмосковье", — рассказала Ольга Тимофеева, заместитель генерального директора УК "Сова".
Компания объединяет более 140 доходных объектов (коттеджи, глэмпинги, банные комплексы), постоянно расширяя географию, в этом году уже появились новые локации в Выборгском и Всеволожском районах. "Мы работаем на самый большой средний сегмент и готовы принять фактический любой запрос — от индивидуального отдыха до семейного и корпоративных выездов, также в группе наших компаний есть общепит", — говорит Ольга Тимофеева.
Есть в агломерации новые проекты и в премиальном сегменте. Так, полгода назад в Ленинском открылся загородный клуб "Ленинское" — пять премиальных вилл, экопарк, ледовая арена, универсальный спортивный зал, площадка для пилатеса и пр. Повысить узнаваемость объекта и завоевать аудиторию "Ленинское" пытается за счёт большого количества спортивных и культурных мероприятий — тренировки со звёздами, представления звёзд театра и кино и пр. Например, здесь проходили спектакль с участием Ксении Раппопорт, лекция Эдварда Радзинского и пр. Ольга Гицук, генеральный директор загородного клуба "Ленинское", отмечает колоссальный запрос на различные культурные мероприятия, хотя изначально объект был рассчитан в основном на спортивную составляющую. В планах собственника — развивать не только событийную часть, но и инфраструктуру, включая создание спа.