Цифровой долг Родине: от повесток через Госуслуги будет невозможно скрыться

Автор фото: "ДП"

Закон о цифровизации воинского учёта, пролежавший в Госдуме более пяти лет и спешно принятый на этой неделе, обрёл реальную силу 14 апреля, заставив понервничать как призывников, так и россиян, попадающих под критерии прошедшей осенью мобилизации.

"ДП" спросил у экспертов, стоит ли ожидать корректировки закона и как изменения отразятся на бизнесе и рынке труда.

Необходимость и безопасность

Над законом, меняющим порядок оповещения граждан о необходимости явиться в военкомат работали с 2018 года, но преодолеть финишную прямую без споров не получилось. В частности, сенатор Людмила Нарусова заявила, что новые правила серьёзно ограничивают права граждан": когда электронная повестка появляется на "Госуслугах" или неделю "висит" в реестре повесток (его ещё предстоит создать), призывник не может покинуть страну, а в случае неявки по истечении 20 дней ему могут "заблокировать" водительские права; регистрироваться как ИП или самозанятому; проводить сделки с недвижимостью и транспортными средствами; оформлять кредиты и займы. Снимать перечисленные санкции должны в течение суток с момента посещения военкомата.
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко назвала резкую реакцию россиян на новшества "ошибкой законодателей" и, подтверждая намерения устранить "бардак в военкоматах", указала, что потребность в изменениях назрела давно. "Если рассуждать исключительно с юридической точки зрения, закон о цифровизации воинского учёта, безусловно, отражает технические возможности современности и идёт в ногу со временем. Рассматриваемые законодательные новеллы логичны, — соглашается генеральный директор юридической фирмы "Достигация" Артём Баранов. — Это как раз без них была серьёзная брешь в законе, которой удивлялись все юристы: до обновления единственным надлежащим способом вручения повестки было исключительно вручение из рук в руки, но это меганеэффективный способ в современных реалиях и было бы странно, если бы законодатель не обратил на это своё внимание".
По оценке главы Минцифры РФ Максута Шадаева, запустить в полном объёме реестр воинского учёта, куда войдут данные обо всех военнообязанных, получится не раньше следующего осеннего призыва. Удалять аккаунт на "Госуслугах" бесполезно: информация будет автоматически поступать в Минобороны из уже существующих баз различных ведомств, организаций и органов власти, а до начала эксплуатации государственного информационного ресурса, реестра воинского учёта и реестра повесток, постановка на учёт без личной явки, отправка электронных повесток и ограничения для уклонистов будут осуществляться без таких сервисов. Первое, на что следует обратить внимание при их формировании и запуске — безопасность, уверен партнёр юридической компании "Братья Яблоковы" Артём Яблоков:
"Утверждать, что тот или иной набор цифровых данных сегодня защищён полностью, нельзя. А ведь речь о потенциальных служащих вооруженных формирований и их личные данные — то, на что могут посягнуть определённые лица в определённых целях. Второе — есть граждане РФ, которые проживают за границей, не могут пользоваться "Госуслугами", и до которых письма вряд ли дойдут. При этом ограничения, которые могут быть наложены на них, способны внести весьма серьёзные коррективы в их жизнь: речь не только запрете брать кредиты и управлять автомобилем но и о неких "дополнительных временных мерах" (направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата — Ред.) Содержание таких мер не раскрывается, а значит, может быть любым. Будет ли это касаться, например, размера МРОТ, который в каждом регионе свой? Вопрос остаётся открытым…"

Белые пятна

С необходимостью разъяснить положения закона, в том числе вступившие в силу с момента его опубликования, согласились все опрошенные "ДП" юристы и речь не только о "логистических моментах", упомянутых главой СПЧ Валерием Фадеевым. Доцента кафедры правоведения РАНХиГС в Петербурге Андрея Иванюженко тоже смутил пункт, согласно которому органы госвласти субъектов РФ могут "усиливать" ограничения для уклонистов, т.к Конституция РФ (п. "М" ст. 71) относит "оборонные" вопросы к предметам ведения федерального центра. Также кандидат юридических наук считает неудачным словосочетание "временные меры".
"При неправильном истолковании или провокациях эта формулировка способна вызвать социальное недовольство: обыватель может расценить этот пункт как регуляцию отношений (между военнообязанным и государством — Ред.) на какой-то исторический промежуток времени, а не с момента получения повестки до реакции на неё. Тут тоже возникает вопрос: в законе говорится, что информация об ограничениях доводится исключительно через личный кабинет в различных системах электронного документооборота. А если его нет, человек не хочет им пользоваться или эта система ещё не создана? Должно ли государство уведомлять человека о его, пускай законных, но ограничениях в правах в письменном виде?" — рассуждает Иванюженко.
Помимо ограничений в документе содержатся пункты разрешающие военнообязанным дистанционно оспорить получение повестки, сведения в реестре воинского учёта, решение военкомата о запретах и постановке на учёт, подтвердить право на отсрочку, сообщить о невозможности явиться в указанные сроки по уважительной причине или самостоятельно направить сведения, необходимые для ведения воинского учёта. Кроме того, закон не ужесточает наказания по КоАП или УК РФ за уклонение от службы, а обжаловать действия военных комиссаров можно будет в досудебном порядке.

Ажиотаж отменяется

Хотя статус уклониста существенно ограничивает возможности распоряжаться имуществом, а получение повестки теперь сопряжено с рисками его блокировки, предпосылок для значительного оттока экономически активного населения и резкого сокращения инвестиций в недвижимость и транспорт пока нет, считает доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербурга, кандидат экономических наук Дмитрий Десятниченко. Последний пункт объясняется тем, что цифровизация воинского учёта, особенно на этапе, связанном с внедрением системы, коснётся в первую очередь граждан призывного возраста, которые не способны на такие траты в силу возраста.
В то же время экономисты и юристы допускают, что в обозримом будущем в России может возрасти количество случаев перерегистрации имущества, число выданных доверенностей и притворных сделок, в т.ч. с участием граждан, опасающихся второй волны мобилизации. "Серых" схем трудоустройства тоже может стать больше, но насколько распространённая будет такая практика сказать пока сложно: отказ от всевозможных официальных выплат устроит далеко не всех трудящихся, да и компании с "белой" бухгалтерией априори не смогут оформлять работников подобным образом, отмечает руководитель пресс-службы HeadHunter Северо-Запад Мария Бузунова.
Желая "перестраховаться", часть организаций будут отдавать предпочтение соискательницам, но пока закон об электронных повестках не вызвал быстрых перемен в поведении работодателей, как было сразу после объявления частичной мобилизации. И хотя спрос на женщин-работниц на фоне событий 2022-го года вырос, в т.ч за счёт сокращения списка неразрешённых для них профессий, доступные с недавнего времени специальности ещё технологически не приспособлены для появления дам на производстве, а рынок труда больше озадачен кадровым голодом и в большинстве случаев выбор нового сотрудника будет продиктован skill-based подходом.
"Между тем практика прошлого года показывает, что многие работодатели не были готовы к увеличению объёмов работы по теме мобилизации и воинского учёта и весь объём новых функций лёг на кадровые и HR-службы компаний. Особенно сложно пришлось малому и микро-бизнесу, где один сотрудник и так может вести несколько функций. В связи с этим появление новой системы учёта также может стать расширением функционала кадровых работников. А это повлечёт за собой переработки, усталость и снижение быстродействия", — указывает Мария Бузунова.
Дмитрий Десятниченко согласен, что любая дополненная форма отчётности, теоретически увеличивает издержки любого бизнеса, однако бизнес скорее выиграет от нововведений, если информационное взаимодействие с цифровыми системами и базами учёта военкоматов не будет слишком дорогим и обременительным. "Опыт реализации сервиса личного кабинета налогоплательщика ФНС, опыт развития сервисов Госуслуг, позволяют рассчитывать на то, что процесс может быть высоко автоматизирован, интегрирован с внутренними системами учёта личных данных работников организаций. В этом случае дополнительные издержки будут лишь на этапе внедрения и незначительными, а в дальнейшем могут вообще не требовать затрат, т.к. система вполне может актуализировать данные в автоматическом режиме", — резюмирует экономист.

Неизбежная реальность

Говоря о мерах, на которые могут пойти военнообязанные, чтобы сократить перечень возможных обеспечительных мер при получении повестки, Артём Баранов отмечает, что если смотреть на изменения в ретроспективе, то у законодателя всегда есть логическая цепочка действий вкупе со стратегическим видением будущего, а значит и текущие изменения сделаны ради событий, которые прогнозируются в будущем или имеют риск произойти. А поскольку людям свойственно искать лазейки для обхода возложенных на них ограничений, да и в самом законе существует множество недочётов, процесс его корректировки, скорее всего продолжится. "Безусловно, некоторые положения закона сильно ограничивают свободную жизнь и развитие гражданина, но не могу сказать, что какие-то обновления напрямую нарушают принципы правового законодательства. По факту всё, что можно юридически высказать о неправомерности данных новелл, относят скорее в целом к процедуре мобилизации и её демократичности, но это уже отдельный вопрос для обсуждения", — говорит Баранов.
С тем, что новый закон меняет в первую очередь технический аспект администрирования процессов, связанных с воинским учётом и службой, а также во многом обусловлен глобальной модернизацией системы цифровых отношений в РФ как таковой, согласны большинство экспертов. При этом его необходимость, принимая во внимание высокий процент уклонистов задолго до начала СВО, практически не вызывает сомнений, особенно если расценивать взаимодействие граждан и государства, как двухстороннюю систему отношений и обязанностей. Тем более, что тотальные реформы вроде полного перехода на профессиональную армию в текущих условиях невозможны и вызовут новые споры даже если вынести за скобки политическую обстановку — банально из-за разных взглядов на нормы права и морали. Словом, цитируя главу думского комитета по обороне Андрея Картаполова, "реальная демократия".
"Мобилизация показала, что многие не хотят быть должными государству, и, вероятно, закон о цифровизации воинского учёта так взбудоражил умы именно из-за осенних событий. Все думают, что это как-то связано с новым подходом к боевым действиям, но это не имеет отношения к СВО: защита страны является конституционным долгом и обязанностью гражданина РФ. Поэтому принятый перечень мер представляется даже маленьким, если речь идёт об обеспечении Конституции, — полагает Андрей Иванюженко. — До тех пор, пока человек не откликнется на повестку, он как бы выпадает из системы социальной инфраструктуры. Значит, можно дать команду банкам отключить его от всех безналичных транзакций, лишить социального страхования, обеспечив только жизнь и здоровье, приостановить начисление трудового стажа для получения пенсии и даже такой, более радикальный подход, будет соответствовать Конституции (п. 3 ст. 55). Не только государство должно человеку, но и он обязан защищать свою родину, или, по-крайней мере, сопутствовать этой защите".
Основная проблема данного закона — отсутствие, в настоящий момент, технической возможности для реализации всех положений, которые в нём содержатся. На наш взгляд, все новые информационные ресурсы, предназначенные для осуществления воинского учёта, должны быть неоднократно протестированы на работоспособность и отсутствие уязвимостей ещё до введения в эксплуатацию. Если тестирование ресурса начнётся одновременно с введением в эксплуатацию для реальных граждан, высока вероятность частых сбоев в его работе и, как следствие, — низкая эффективность.
Клавдия Бакуменко
руководитель отдела правового сопровождения клиентов медицинско-правовой компании "ПризываНет"
Положения нового закона об ограничениях могут спровоцировать значительный отток экономически активного населения. Трудно прогнозировать какие-то конкретные цифры, однако на основе социальной теории распространения инноваций Роджерса с распределением населения по группам, с некоторыми допущениями можно спрогнозировать, что при длящемся характере социально-экономических потрясений и сохранении высокой напряженности в обществе, Россию в ближайшие годы могут покинуть от 3,7 до 11,3 млн человек. Полученные на основе социальной теории расчёты удивительным образом коррелируют с цифрами об "исчезновении" из экономики России с 2022 года 1,3 млн. человек, о чём на днях писали многие российские СМИ. Важно отметить, что эти цифры носят условный (спекулятивный) характер и основаны на некоторых допущениях и предположениях о склонности различных групп покидать страну в ответ на новый порядок воинского учёта и другие факторы, однако не учитывают фактор патриотизма. Фактический отток будет зависеть от различных факторов, включая внедрение и обеспечение соблюдения новых законов, более широкий социально-экономический и политический контекст, а также выбор, сделанный отдельными лицами и предприятиями в ответ на эти изменения. Хотя новое законодательство может упростить процесс призыва граждан на военную службу и гипотетически улучшить соблюдение прав-обязанностей всеми участниками этого процесса, важно учитывать комплексное воздействие закона и его существенное влияние на права и свободы граждан. Переход от письменных повесток к электронным (электронный Реестр повесток признается основополагающим) может вызвать вопросы относительно соблюдения баланса между государственной властью и правами личности, в т.ч. по причине отмены действия правовых принципов "in dubio pro reo" / "favor rei" ("Когда есть сомнения — в пользу обвиняемого" ), в отношении процедуры вручения повестки и процедуры обжалования решений военных властей в целом, а также фактического возложения на граждан обязанности отслеживать их статус призывника / военнообязанного самостоятельно".
Александр Гурин
юрист, независимый эксперт