Магия цифр: бюджет Петербурга вытащили из безденежной пропасти

В начале года бюджеты разных уровней столкнулись с дефицитом. Пока его размер не кажется зловещим, улучшить показатели помогают налоговые поступления по итогам удачного 2022 года. Но всему есть предел.

Регионы вслед за федеральным центром отчитались о предварительных итогах исполнения бюджетов по итогам I квартала. Негативные прогнозы, основанные на еженедельных оперативных данных Минфина в феврале–марте, в начале четвёртого месяца года оказались не столь страшными.
Чиновники практически в режиме реального времени меняют цифры доходов и расходов. И благодаря таким математическим упражнениям рапортуют о сокращении разрыва февральских показателей и текущих.

Сбавить темп

Председатель правительства РФ Михаил Мишустин в середине марта сообщил, что дефицит бюджета РФ на тот момент составил 3,3 трлн рублей. Дальше — хуже. К 28 марта, по данным системы "Электронный бюджет" (по вторникам публикуется еженедельная оперативная информация), доходы федерального бюджета составили 3,49 трлн рублей, расходы — 7,5 трлн. То есть дефицит превысил 4 трлн рублей. Но именно 28 марта, согласно календарю ФНС РФ, наступал срок уплаты налога на прибыль за 2022 год. И в бюджет дополнительно поступило сразу 2,5 трлн рублей.
В результате несложных арифметических операций отрицательная разница между поступлениями и расходами на 11 апреля сократилась до 2,4 трлн — с учётом понесённых за 2 недели расходов. То есть показатель дефицита не превысил ранее установленный на 2023 год предельный уровень — 3,7 трлн.
Схожими вычислениями занимались и в региональных комитетах финансов. Так, исходя из предварительных итогов исполнения бюджета Петербурга в феврале следовало, что доходы составили 7,6 млрд рублей, что в 4 раза меньше, чем в феврале 2022 года. При заявленных расходах 119 млрд рублей дефицит на начало марта превысил 71 млрд рублей, что составляет примерно половину годового лимита.
Впрочем, комитет финансов сразу оперативно призвал воздержаться от панических настроений. Чиновники сослались на новый порядок уплаты налогов и единый налоговый платёж (ЕНП), часть средств от которого с 1 января 2023 года поступает в региональные бюджеты немного позднее, чем было прежде. Такой акцент важно было сделать, чтобы показать, что никакого сокращения сборов в бюджет не произойдёт: доходы населения растут, бизнес работает, налоговая база увеличивается. Впрочем, федеральный Минфин в своих отчётах скорректировал показатели доходной части бюджета с учётом ещё не поступившего ЕНП, чего не стали делать региональные экономисты.
Спустя месяц, в апреле, городские чиновники отчитались, что итоги I квартала в Петербурге оказались позитивными: в городскую казну поступило 271,8 млрд рублей, из которых 89% — налоговые платежи (при этом ещё на 28 марта доходы были куда меньше — 137 млрд). Относительно же аналогичного периода прошлого года объём доходов за 3 месяца 2022–го увеличился на 16 млрд рублей, или на 6,3%.
Результаты I квартала 2022 года, как ранее говорили чиновники, оказались успешными для бюджета, поскольку в него поступил значительный объём налогов, начисленных за 2021 год. Влияние санкционного давления на экономику (снижение поступлений и рост расходов) началось позже, ближе к концу первого полугодия. Для сравнения: рост по итогам I квартала 2022–го относительно этого же периода 2021–го составил 49%.
В пресс–релизе Комфина появились и дополненные объяснения причин неравномерного поступления доходов в 2023 году. К ним помимо ЕНП отнесли уход ряда крупных налогоплательщиков с иностранным участием, ликвидацию института КГН (консолидированная группа налогоплательщиков), изъятие из бюджета 18 млрд рублей излишне уплаченных налогов (возврат переплаты). С учётом этих факторов заявленный 6%–ный прирост доходов превращается уже в 3,6%.
Основная сумма поступлений за I квартал 2023 года — 136 млрд рублей — пришлась на налог на прибыль организаций. Они выросли на 21%, или 24 млрд, по сравнению с январём–мартом 2022 года. Возникает риторический вопрос: кто из местных налогоплательщиков сумел перечислить городу столь крупную сумму? Когда–то за подобные незапланированные транши благодарили газового монополиста.
Позитивные темпы роста сформировались по налогу на имущество организаций и на профессиональный доход (его уплачивают самозанятые) — прирост поступлений по каждому из этих налогов составил порядка 40%. В абсолютном выражении имущественные сборы выросли на 3,8 млрд рублей, а сборы с самозанятых увеличились на 203 млн рублей. Схожая ситуация и в соседней с Петербургом Ленинградской области, и в Москве: дефицит бюджетов постепенно сокращается на фоне роста налоговых поступлений. Впрочем, если федеральный центр доложил сразу и о доходах, и о расходах, то субъекты ограничились лишь информацией о поступлениях. Оперативные данные региональных бюджетов, публикуемые Минфином РФ, раскрыты только по состоянию на конец марта. В итоге на текущий момент складывается красивая картинка: данные о расходах публично доступны только за неполный квартал, тогда как о доходах — за полные 3 месяца. В итоге текущие цифры дефицитов (102 млрд в Москве и 5 млрд в Ленобласти) могут оказаться заниженными.

Поскрести по сусекам

Впрочем, сравнивать помесячные или квартальные периоды не совсем корректно: в феврале 2022 года экономика столкнулась с санкциями, а итоги 2021 года на фоне падения в ковидном 2020–м били все рекорды. Для Петербурга, например, серьёзным подспорьем оказалась и регистрация "Газпрома" в августе 2021 года.
Ухудшить качество жизни простого жителя бюджетный дефицит пока не может: по оценке Минфина, в Петербурге он составляет всего 8% от доходной части. Но волноваться по другому поводу начинать всё же стоит, и об этом заявил в своём телеграм–канале вице–губернатор Алексей Корабельников. В городе сформирован штаб по увеличению доходов бюджета, в который вошли представители администрации Петербурга и ФНС РФ. Совместными усилиями они работают над ростом собираемости имущественных налогов. Налоговики уже отчитались, что по сумме доначисленных к уплате налогов в целом по стране 2022 год для них стал рекордным: по результатам проверок налогоплательщики должны доплатить в бюджет 685,7 млрд рублей, а число выездных проверок выросло на 25%.
Попытки ужесточить фискальную политику объяснимы: доходы петербургского бюджета на 40% состоят из НДФЛ и на 37% из налога на прибыль организаций. И с притоком последнего всё больше опасений. У федерального бюджета есть гораздо больший ресурс, чем у местных финансистов. Достаточно вспомнить про уже решённый вопрос с условно–добровольным сбором с бизнеса, названным квазиналогом на непредвиденную прибыль. Министр финансов РФ Антон Силуанов оценил поступления от него в 300 млрд рублей. Местные же чиновники могут только ужесточать контроль над сборами, отменять льготы и пересматривать меры поддержки.
Пока дефицит выглядит как техническая корректировка между расходами и доходами. Летом станет понятно, столкнулась ли казна на самом деле с серьёзными трудностями.
Итоги I квартала свидетельствуют, что, несмотря на все внешние факторы, расходы бюджета исполняются ритмично. За январь–март 2023 года, по оперативным данным, они составили 194,2 млрд рублей. Относительно 2022 года их исполнение выросло на 43,2 млрд рублей (+28,6%). Лидерами по бюджетному финансированию традиционно остаются социально значимые сферы: образование, социальная политика, транспорт, здравоохранение, ЖКХ. Например, только для выплаты "детских" социальных пособий горожанам из бюджета Петербурга в Социальный фонд России было направлено порядка 2 млрд рублей. На рост расходов социальной направленности оказало влияние повышение и величины прожиточного минимума, и размера базовой единицы для бюджетников. Более 20 млрд рублей перечислено перевозчикам за перевозку пассажиров в автобусах. Как результат организации работы заказчиков с застройщиками города и динамики спроса на рынке недвижимости выросли расходы на приобретение жилых помещений в собственность Петербурга, в том числе путём участия города в долевом строительстве многоквартирных домов. Город не только бесперебойно выполняет все соцобязательства, но и старается стимулировать городскую экономику благодаря госзаказу. Доведённый заказчикам объём финансирования на осуществление закупок составил почти 450 млрд рублей, в том числе на закупки для реализации АИП 153,5 млрд, для региональных проектов — 21,2 млрд рублей. Достигнут значительный рост темпов контрактации в сравнении с 2022 годом.
Светлана Енилина
председатель комитета финансов Петербурга
Если ориентироваться на данные официальных источников, то по итогам I квартала 2023 года бюджет Петербурга исполнен с профицитом, что говорит о его устойчивости. В то же время в первые 2 месяца он столкнулся с рядом трудностей, связанных с изменением механизмов перераспределения финансовых потоков в рамках бюджетного процесса. Ключевым стал переход на уплату ЕНП. На первых этапах переход не мог не сопровождаться определёнными задержками в поступлениях.Второй переходный фактор — отмена института КГН, игравших важную роль в объёме поступлений по налогу на прибыль, в первую очередь от компаний нефтегазового сектора. Утверждённый механизм перераспределения налогов и компенсации городу недополученных доходов пока ещё не заработал на практике. Что касается дальнейших перспектив, то оснований для беспокойства нет. Процессы перенастройки в бюджетной системе РФ близки к завершению, и в дальнейшем поступления в бюджеты всех уровней будут происходить более равномерным порядком. При этом для исключения самой возможности появления дефицита бюджета Петербурга крайне важно сфокусироваться на стимулировании инвестиционной деятельности городских предприятий. Именно ускоренная реализация инвестпроектов позволит не только создать новые рабочие места в городской экономике, но и обеспечить серьёзный задел для увеличения налоговых поступлений за счёт возросших оборотов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Дмитрий Панов
депутат, председатель комиссии по инвестициям ЗакСа СПб, председатель СПб РО "Деловой России"
Последние опубликованные Минфином РФ данные внесли некоторый оптимизм. Дефицит федерального бюджета снизился с 4 трлн до 2,4 трлн рублей. Кроме того, закончилась тенденция быстрого прироста. Главные опасения вызывал даже не сам размер дефицита бюджета (он был хоть и высоким, но пока далёким от критичного уровня), а то, как быстро он рос. Нефтегазовые доходы снизились на 45%. С учётом начала процесса перенаправления российского экспорта нефти и нефтепродуктов падение можно считать умеренным. Для региональных бюджетов это означает, что трансфертов из федерального центра будет меньше и местным властям придётся сокращать часть своих расходов.
Сергей Хестанов
экономист, советник генерального директора "Открытие Инвестиции"
По итогам первых 2 месяцев дефицит бюджета объяснялся техническими моментами. Новый принцип уплаты налогов (ЕНП) сдвинул даты поступления платежей и отрицательно сказался на формировании доходной части. Если это действительно так, то никаких проблем по итогам года не будет, всё скорректируется. Но, если по итогам II квартала и первого полугодия вновь будет дефицит, тогда придётся говорить о нездоровой тенденции — сокращении доходов. Сам же по себе дефицит, если он вызван ростом расходов, для экономики небольшая проблема, напротив, эти траты даже могут стимулировать её рост.
Артём Голубев
руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" факультета экономики и финансов СЗИУ РАНХиГС