Ягодки опять: бунт в Wildberries ужесточит работу маркетплейсов

Ситуация вокруг Wildberries может не только повлиять на саму компанию, но и привести к более строгому регулированию всего рынка электронной коммерции. Проблема, по словам экспертов, назрела уже давно.

Забастовка владельцев и сотрудников некоторых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries, разразившаяся в середине прошлой недели, приоткрыла для многих закулисье работы российских маркетплейсов. Конфликт возник из–за новой системы штрафов. Но и раньше владельцы ПВЗ жаловались на изменения в системе оплаты и удержаний, которые в среднем на 30% снижали их прибыль. 16 марта маркетплейс временно заморозил механизм списаний с владельцев партнёрских ПВЗ и их менеджеров, чтобы разобраться во всех спорных ситуациях и улучшить сервис арбитража.
Также пресс–служба компании сообщила, что было отменено свыше 10 тыс. некорректных штрафов. Тем временем стало известно, что на проблему обратили пристальное внимание в Минтруда и Генпрокуратуре. Также была срочно создана комиссия по разрешению вопросов между маркетплейсами и партнёрами пунктов выдачи заказов на базе "Опоры России".
На просьбу редакции прокомментировать ситуацию пресс–служба Wildberries не отреагировала.
Генеральный директор агентства INFOline Иван Федяков отмечает, что все эти события могут негативно отразиться на самой компании, но когда видишь, каким образом на них реагируют власти, становится очевидно, насколько регулирующие органы не понимают, каким образом устроена работа маркетплейсов.
"Много лет маркетплейсы эксплуатировали тему подключения к своим сервисам новых партнёров. Но сотрудники ПВЗ не являются работниками компании, они оформлены по договору с ИП и другими юрлицами. Никаких взаимоотношений работника и подчинённого здесь нет, поэтому проверки по действующему трудовому законодательству бессмысленны. Благодаря тому что пункты работают как ИП, курьеры оформлены как самозанятые или ИП, логистические услуги оказывают независимые компании, маркетплейсы существенным образом экономят на налогах и сборах, связанных с фондом оплаты труда", — объясняет он.
Эксперт добавляет, что если бы все "посредники" и "партнёры" были оформлены напрямую как сотрудники, то экономика крупнейших маркетплейсов попросту не сошлась бы.

Суров закон?

Необходимость более чёткого регулирования рынка онлайн–торговли назрела уже давно. Но пока законодательная база не слишком развита.
В прошлом году правительство РФ приняло изменения, предусматривающие правила маркировки товаров лёгкой промышленности для маркетплейсов. Онлайн–игроки были приравнены к другим участникам оборота в части обязательной маркировки продукции. Это коснулось и тех, кто позиционировал себя как компания, оказывающая исключительно логистические услуги. Изменения вступили в силу с 1 марта.
Старший юрист судебно–арбитражной практики Адвокатского бюро ЕПАМ Александр Свашенко добавляет, что ответственность за некачественную, немаркированную или контрафактную продукцию будут нести маркетплейсы, принимающие товар на свой склад, а не производители или импортёры. Таким образом была устранена проблема, при которой покупателю необходимо было обращаться не к маркетплейсу, а к конкретному продавцу за взысканием убытков, вызванных ошибочными или недостоверными сведениями о приобретённом товаре.
Директор платформы для роста онлайн–продаж Tinkoff eCommerce Илья Кретов уточняет, что для маркетплейсов это нововведение обернётся дополнительными издержками, так как им необходимо будет взять на себя новые функции. Новые расходы площадок неизбежно перейдут на продавцов, а следом и на конечных покупателей.
В Ozon рассказали, что по их правилам маркировку должны иметь все товары в категориях обувь, одежда, духи, шины и покрышки, молочная продукция, фотоаппаратура. Если на товаре не считывается код, то его не смогут разместить на складе Ozon, а значит, такой товар не будет доступен для покупки.
"Покупатель может проверить полученный товар на легальность с помощью приложения “Честный знак”. Со стороны Ozon не предусмотрены штрафы за отсутствие или неверную маркировку товара: такие позиции не будут приняты на склад маркетплейса. К тому же мы упрощаем процесс маркировки в личном кабинете продавца и помогаем подготовить необходимые документы", — уточнили в компании.
Товар без маркировки также не сможет продаваться со складов "Яндекс.Маркета". При этом в компании считают, что дополнительное регулирование будет избыточно. "Вокруг маркетплейсов развивается большое количество организаций малого и среднего бизнеса, причём не только в части торговли. Чрезмерное регулирование может негативно сказаться на развитии предпринимательства в России. Сейчас в сфере электронной коммерции развиваются инструменты саморегулирования, и это наиболее эффективный механизм для соблюдения баланса интересов всех игроков", — заявили в пресс–службе "Яндекс.Маркета".
Повлияло на деятельность маркетплейсов и то, что в прошлом году был разрешён параллельный импорт товаров. "Продажа товаров путём параллельного импорта повысила цены (от 5 до 50%) и долю контрафакта, представленного под видом параллельного импорта. В настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект о пресечении злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ. Законопроект нацелен на защиту прав потребителей от злоупотреблений со стороны цифровых монополий и на совершенствование антимонопольного регулирования в отношении маркетплейсов", — рассказывает Александр Свашенко.

Растущий сегмент

Руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова замечает, что пунктов выдачи заказов в Петербурге становится всё больше. Толчок этому дал переход россиян к покупке многих товаров через интернет. Есть большая тройка игроков — Ozon, "Яндекс.Маркет" и Wildberries. Wildberries при этом работает напрямую и по франшизе, а Ozon — через партнёров.
Илья Кретов говорит, что, по их данным, в 2022 году число покупок россиян на маркетплейсах увеличилось на 43%. К началу 2023 года на эти площадки приходится 8,5% от общей суммы всех трат (онлайн и офлайн), что в 1,5 раза больше, чем годом ранее.
"Число продавцов выросло в 1,5 раза в IV квартале 2022 года. Всё больше онлайн–предпринимателей начинают торговлю сразу на нескольких маркетплейсах, чтобы максимально охватить целевую аудиторию. Наша аналитика показывает, что с выходом на каждый новый маркетплейс доходы бизнеса в среднем вырастают в 2–3 раза за год. Wildberries и Ozon, разумеется, являются крупнейшими игроками, вместе реализуя около 70% всех онлайн–заказов", — добавляет эксперт.
В пресс–службе Ozon рассказали, что их ассортимент формируют более 180 тыс. продавцов, из которых более 90 тыс. вышли на площадку в прошлом году. Два последних года россияне переносили в онлайн закупки базовых товаров. В 2022 году топ самых популярных товаров на Ozon уже на 100% состоит из товаров повседневного спроса. За прошлый год компания нарастила и сеть ПВЗ почти на треть — сейчас у них по стране свыше 17 тыс. пунктов.
"О насыщении рынка пунктами выдачи говорить рано, онлайн–рынок растёт. Ozon растёт выше темпов рынка, а пункты выдачи заказов выбирают восемь из 10 покупателей. За второе полугодие 2022 года, например, число заказов, которые оформили в ПВЗ, выросло больше чем вдвое. Всё это подтверждает, что нужно открывать ещё больше пунктов", — рассказали в компании.

Спокойное развитие

В целом можно сказать, что рынок маркетплейсов в 2023 году переходит в зрелую фазу. Иван Федяков отмечает, что уже не будет происходить такого бурного роста объёмов продаж. Количество продавцов не будет прирастать так быстро, да и число покупателей будет увеличиваться не двузначными темпами.
"Большинство потребителей за период пандемии научились пользоваться услугами маркетплейсов, поэтому рынок будет замедлять своё развитие, что естественно. Но рост продолжится, так как происходит смена поколений. Всё больше потребителей переключаются на онлайн–каналы шопинга, потому что только в онлайне есть то предложение, которое им интересно. А деградация торговых центров и уменьшение товарного предложения в них лишь усилят эту тенденцию. Потребители всё больше видят потенциал онлайн–покупок как альтернативы, а не дополнения традиционной розницы", — считает эксперт.
Число заказов на маркетплейсах в любом случае будет расти. Хотя бы раз в месяц их посещают более 70 % населения страны. Так что онлайн–покупки давно стали для россиян обыденностью. Думаю, ситуация с Wildberries — результат введённой для платформ ответственности за продажу немаркированных товаров. Отчасти компания хочет разделить обязательства и риски со своими партнёрами–франчайзи. Последние теперь станут внимательнее изучать условия взаимодействия с франчайзером. Подобные ситуации с Wildberries — не редкость на рынках, где оперирует несколько крупных игроков, каждый из которых строит вокруг себя экосистему. У сервисов электронной торговли традиционно жёсткие условия работы с продавцами, которые используют технологические решения платформ. В ситуациях, когда доходность находится под угрозой, например в связи с новым законодательством, платформа часть новых обязательств стремится переложить на своих партнёров. Помимо этого, возможно, снизится динамика открытия новых пунктов выдачи заказов. Покупатели франшизы будут с большей настороженностью относиться к этой сфере и взвешивать все риски. Ведь они понимают, что в случае форс–мажора с головной компанией платить продавцам и отчитываться перед покупателями, скорее всего, придётся им самим.
Наталия Белякова
доцент НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург, партнёр Центра стратегического консалтинга
Законодательство ужесточает условия работы маркетплейсов, но это правильно. Потому что в противном случае на них будет реализовываться огромное количество контрафакта, который и сейчас там есть. Отчасти это товары брендов, которые ушли с российского рынка. Wildberries старается сохранить, а местами нарастить свою маржу, часто за счёт внешних контрагентов. Если сейчас маркетплейсы не будут ужесточать условия сотрудничества, то такие проблемы у них не возникнут.
Ольга Сумишевская
партнёр One Story
В этом году темпы роста рынка могут быть на уровне 20–25%. Потребители стали приобретать в онлайне всё больше категорий товаров. Понимая, что этот канал продаж становится одним из основных, законодатели вскоре могут разрешить онлайн–реализацию алкоголя и рецептурных лекарств. На рост объёмов онлайн–торговли может повлиять и то, что малый бизнес лишился возможности продвижения через соцсети. В крупные торговые сети им не встать, поэтому они также развиваются за счёт маркетплейсов. Можно говорить о том, что онлайн–платформы сейчас пополняются и новыми компаниями–селлерами, и потребителями.
Елена Пономарёва
генеральный директор "Лаборатории трендов"