Поставки из Африки и Латинской Америки взвинтили цены на цветы в Петербурге

Автор фото: Агентство "Москва"

Вести цветочный бизнес в условиях международных санкций становится всё сложнее. Импортные розы и тюльпаны у поставщиков подорожали, а заменить их отечественными пока не удаётся.

По данным Петростата, в преддверии Международного женского дня рост цен составил 23,9%. Как сообщили "ДП" в пресс–службе аналитического ресурса "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД", средний чек за букет цветов составил 2990 рублей (данные за 1–28 февраля), что на 11% выше уровня прошлого года. Эксперты отмечают, что при выборе цветов на 8 Марта мужчины придерживаются консервативного подхода: чаще покупают тюльпаны и розы.

Дорогая скромность

Заказывать букеты с доставкой для петербуржцев тоже стало дороже. Представители маркетплейса локальных магазинов Flowwow зафиксировали по Петербургу рост цен на 22% относительно марта 2022 года. Любопытно, что в Москве ценник на доставку цветочных композиций вырос меньше — на 13% год к году. Разумеется, подорожание связано с высоким спросом на товар к весеннему празднику. В связи с политической ситуацией и введёнными санкциями со стороны западных стран изменились каналы поставок, логистические цепочки. Скорректировался и список поставщиков, что тоже отразилось на стоимости цветов. В результате даже скромный букет может обойтись потребителям почти на треть дороже, чем в начале весны прошлого года.
Подорожание цветов относительно предыдущих лет отмечают все эксперты. Председатель правления Национальной ассоциации цветоводов Алексей Антипов подчёркивает, что в Голландии увеличились затраты на энергоносители, соответственно, выросла и себестоимость цветка.
"Продукция, которая поступает на российский рынок из Нидерландов, подорожала. Речь идёт о хризантемах, герберах и тюльпанах. Кстати, последние выращивают в России, но из голландских луковиц. Что касается роз, цены на них остаются прежними", — прокомментировал он.

Африканские маршруты

За год представителям бизнеса пришлось перестраивать свои процессы. Предприниматели успели получить заказанные к 8 Марта цветы от поставщиков, однако их стоимость для компаний выросла. Плюс ко всему маршруты поставок луковиц гиацинтов, тюльпанов, нарциссов, зелёных аксессуаров, упаковочных материалов для флористических букетов и большого количества других товаров, которые в России не производятся, изменились. Ранее флористика как бизнес–направление работала в основном на импортных поставках: специальная бумага, фетр, коробки, ленты и т. д.
Аналитик исследовательской компании NTech Екатерина Назаренко указывает, что, если говорить про цветы, раньше подавляющая доля продукции поставлялась из Голландии — крупнейшего производителя и глобального распределительного центра. Теперь же на первый план выходят Латинская Америка (Эквадор, Колумбия) и Африка (Кения, Эфиопия). Руководителям компаний пришлось проявить гибкость и признать необходимость перестройки логистических цепочек.
"Возможна организация поставок непосредственно из этих стран, в обход Нидерландов, что позволит сократить транспортные расходы и время в пути. Прорабатываются варианты снабжения цветами через страны таможенного союза (Узбекистан, Казахстан)", — говорит Екатерина Назаренко. Часть товара теперь вынужденно везут наземным транспортом, ещё часть доставляется через Турцию, что также делает путь цветов до покупателя более длинным.
В целом за год продавцы смогли наладить поставки, а также проверить качество товара, доставляемого новыми путями. По словам участников рынка, цветочный ассортимент по сравнению с предыдущими годами не изменился, однако выросла его стоимость. "Некоторые продавцы также отмечают, что из–за длительной транспортировки и изменённых логистических цепочек цветы иногда приходят худшего качества, чем ранее", — добавляет Альбина Арндт, руководитель отдела аккаунтинга маркетплейса локальных магазинов Flowwow.

Три года на разбег

Вместе с тем условия таможенного оформления для импортёров очень привлекательны, подчёркивает Алексей Антипов. С момента вступления России в ВТО ставка таможенной пошлины опустились с 15 до 5%, что, к сожалению, негативно отражается на экономике российских производителей.
Впрочем, санкции на срезанные цветы заставили ретейлеров чаще делать заказы у отечественных цветоводческих хозяйств. Отчасти это плюс — ситуация может стимулировать развитие отрасли. В южных областях (Краснодарский край, Ставрополье, Крым) активно развиваются цветоводческие питомники. При этом участники рынка пожаловались "ДП", что покупать цветы у садовников из Краснодара бывает вдвое дороже, чем в Голландии.
В центральном регионе создаются тепличные хозяйства по выращиванию роз и тюльпанов (именно на них самый высокий спрос в начале марта), обращает внимание Екатерина Назаренко. Однако эксперты признают, что без импортных поставок рынку не обойтись. Локальные продавцы не могут обеспечить постоянный объём и регулярные поставки. Около 90% продавцов в крупных городах так или иначе закупают привозные цветы.
Перестроить отрасль за короткий период не удастся. Чтобы получить качественный товарный цветок как с длинным периодом вегетации (например, роза), так и с коротким (тюльпан), необходим не один год. Наталья Давыденко, специалист по растениеводству "Интерагро", обращает внимание, что качественную розу можно получить с саженца не ранее чем через 150 дней после посадки. До этого необходимо разработать проект по строительству цветочного комплекса, утвердить его, получить разрешение на строительство, заказать оборудование, изготовить его, построить тепличный комплекс, завезти субстрат, вырастить посадочный материал, произвести посадку, сформировать растение, прищипнуть первый цветок, и только после этого, возможно, получится роза. И это уже не говоря о затратах на удобрения, средства защиты, освещение, отопление, водоподготовку.
"Цветоводство как отрасль в России стало развиваться сравнительно недавно. Можно сказать, основные современные производственные площади сформировались в последние 10 лет. Первоначально стояли задачи увеличить производство срезанных цветов, таких как розы, герберы, лилии, гвоздики, тюльпаны. В этом направлении многое сделано", — говорит Наталья Давыденко. Эксперт считает, что самый короткий срок, через который можно будет почувствовать заполнение рынка отечественными цветами, — 3 года.