Небо под замком: Петербург начали превращать в закрытый город

Внезапное закрытие неба над Петербургом если не напрямую, то косвенно связано со специальной военной операцией на Украине. До неё подобных инцидентов не бывало.

Утреннее закрытие неба над Петербургом во вторник, 28 февраля, стало полной неожиданностью для крупнейших авиакомпаний и тысяч их пассажиров. Из-за ведения плана "Ковёр" в воздушном пространстве аэропорт Пулково перестал отправлять и принимать рейсы, а уже находившие в небе самолёты были отправлены на запасные аэродромы.
Смольный подлил масла в огонь, пообещав задержки вылетов до 12 часов. И хотя в реальности Пулково не работал около полутора часов, происшествие можно считать неординарным — не припомнится, чтобы ранее что-то подобное уже случалось.
Не внесло ясности и заявление Минобороны РФ о проведении на территории Западного военного округа тренировки сил ПВО. Во-первых, в нём не говорится ни слова о закрытии неба, а во-вторых, до этого военные учения не приводили к внезапной остановке сотен рейсов.
Так или иначе, многие компании, обслуживающие перелёты в Петербург, столкнулись со значительными издержками. По словам исполнительного директора агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, перевозчикам пришлось сдвигать программу выполнения полётов и пересматривать производственные планы.
"Естественно, всё это сопровождается определёнными дополнительными финансовыми затратами: какие-то самолёты пришлось перенаправить на запасной аэродром, кроме того, необходимо обеспечить комфортные условия ожидания для пассажиров. Наиболее серьёзный дискомфорт испытали перевозчики, для которых петербургский аэропорт является базовым", — отмечал эксперт в разговоре с "ДП".
Только у Smartavia были задержаны девять рейсов в разных городах России, но компании повезло — уходить на запасные аэродромы не понадобилось, а значит расходов в связи с этим не возникло.
"Отмен рейсов по указанной причине также не было. Требований от пассажиров по выплате компенсаций не было, но там, где задержки рейсов составили более двух часов авиакомпания полностью выполнила свои обязательства по обслуживанию пассажиров задержанных рейсов, изложенным в Федеральных авиационных правилах (ФАП-82)", — рассказали в авиакомпании.
Представители ещё трёх авиаперевозчиков, с которыми беседовал "ДП", отказались отвечать на вопросы о том, какие убытки они понесли или в каких объёмах таковые возможны при аналогичных ситуациях. Собеседники ушли от ответов, сославшись на скользкий характер темы.
Тем не менее, если представить, что в небе действительно появлялся НЛО, как об этом изначально сообщалось в СМИ, то предстаёт безрадостная картина. В приграничных с Украиной регионах атаки беспилотных летательных аппаратов стали обыденностью, а теперь такие инциденты всё чаще происходят в непосредственной близости к Москве. В день закрытия неба беспилотник упал около газовой компрессорной станции в Подмосковье, 2 марта произошли взрывы в Тульской области и Коломне.
Как отмечает военный эксперт, бывший начальник зенитно-ракетных войск командования специального назначения (Округ ПВО Москвы) Сергей Хатылев, невозможно организовать тотальный контроль воздушного пространства на высоте от ноля до космических значений. Если с большими и средними высотами нет проблем, то с предельно малыми противоположная ситуация.
"На сегодняшний день можно бороться методами радиоэлектронной борьбы, которые могут воздействовать на навигационные системы управления БПЛА. Если же аппараты имеют заданную систему, то есть навигации никакой нет, есть расчётная точка и построенный маршрут — тут воздействовать уже сложнее", — подчёркивает эксперт.
Военные средства защиты от дронов обладают большой мощностью и рядом с людьми их опасно применять, поэтому такая техника располагается в отдалении от жилой застройки. Гражданские же системы обнаруживают БПЛА на меньшем расстоянии, говорит Владимир Новиков, гендиректор компании "Технологии радиоконтроля", которая производит комплексы борьбы с беспилотниками.
Председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов на днях предложил предприятиям самостоятельно позаботиться о защите своих объектов от беспилотников. По словам Новикова, стоимость оборудования для одного объекта может стоить от 10–15 до 100 млн рублей.
"Это от многих факторов зависит — перепад высот, наличие рядом жилых зданий, систем связи. Это всё влияет на стоимость решений, которые разворачиваются на конкретном объекте", — уточняет специалист.
Однако, судя по всему, даже присутствие систем борьбы с беспилотниками может не предотвратить от появления НЛО в опасной близости. Источник "Фонтанки" предположил, что объект был смоделирован в рамках радиоэлектронной борьбы, соответственно в действительности его могло и не быть.