Национальный интерес: героям года вручена новая премия "ДП"

Автор фото: ДП

"Деловой Петербург" традиционно и ежегодно составляет множество разнообразных рейтингов в самых различных сферах. Впрочем, 2022 год значительно изменил экономику страны и мира, поэтому список запланированных проектов расширился.

Оказалось крайне важным не просто писать об этих изменениях, но и подытожить их, сделав достоянием общественности усилия российских компаний в области импортозамещения. Всё же это не только главный тренд года, но и действительно основные условие развития российской экономики в текущей ситуации.
14 декабря в отеле "Эмеральд" "Деловой Петербург" собрал руководителей петербургских компаний, создающих продукты и оказывающих услуг, превосходящие мировые аналоги, а иногда и вообще уникальные.
Кроме руководителей АО “ДП Бизнес пресс” премию вручали и представители городских властей, в частности глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Соловейчик и замглавы администрации Центрального района, где немало импортозамещающих производств, Анастасия Радзинская.
Одним из почётных гостей церемонии стал художественный руководитель студии анимационного кино "Мельница" и лауреат проекта ДП "Золотой фонд" Константин Бронзит.
Сферы деятельности импортозамещающих компаний — самые разные.
Премию получила компания "Технологии радиоконтроля" — за создание комплексов борьбы с беспилотниками, сеть АЗС "Газпромнефть" — за развитие сильного отечественного бренда и вывод нового продукта на рынок, причём не только в сфере нефтепродуктов, а автохимическая компания “Супротек” — за ресурсосберегающие технологии в сфере импортозамещения для индустриального рынка.
Импортозамещение в 2022 году затронуло практически все сегменты экономики.
За инновации в жилищно-коммунальной сфере премию получили компания "Ростерм", занимающаяся инженерным обеспечением объектов жилого, коммерческого и социального строительства и в этом году существенно нарастившая объём производства, а также компания “Перспектива” за популяризацию российских систем отопления, водо- и теплоснабжения на строительном рынке Петербурга.
В производственном секторе — часовой завод "Ракета", создающий знаменитые российские часы в Петергофе, и Октябрьский электровагоноремонтный завод (входит в состав АО "Трансмашхолдинг") — за заслуги в достижении технологического суверенитета. В частности, доля материалов, узлов и деталей отечественного производства в новых поездах метро "Балтиец" достигает 90%.
Также лауреатом премии — за вклад в развитие новых продуктов целлюлозно-бумажной промышленности — стало АО "Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат". Его цель — к 2026 году наладить выпуск растворимой целлюлозы, которая сейчас в России не производится. Общий объем инвестиций в проект 50 млрд рублей.
В сфере пищевой промышленности — "Север-Метрополь" (за импортозамещение в кондитерском производстве), "Каравай" (за достижение технологической независимости в хлебопечении), LADOGA (за технологическую независимость и продуктовый суверенитет)
За технологические прорывы были выбраны компания "НаноТехМедПлюс", разрабатывающая технологии и занимающаяся промышленным производством медицинских изделий из углерода, а также компания РИВЦ-Пулково, разработавшая RIVC РАДАР — виртуальную карту полётов воздушных судов для петербургского аэропорта. За достижения в этом же направлении награждён сервис "Пруффми", специалисты которого создали импортозамещающую технологию видеоконференцсвязи.
За импортозамещение в косметической индустрии премию “Национальный интерес” вручили компании “Савонри", за успешный ESG-проекта на рынке оконных ПВХ-профилей — компании Melke, за внедрение экологичных технологий в производство высококачественной одежды — бренду "Урбантайгер", а за решения, позволившие успешно провести импортозамещение в мебельной отрасли, — Первой мебельной фабрике.
Был и крайне редкий для “Делового Петербурга” выбор: награду получил задуманный и реализованный в Смольном проект, призванный поддержать петербургских дизайнеров одежды и представить их продукцию горожанам, — "Петербургский дизайн". Он работает на трёх площадках городских торговых центров и предусматривает бесплатное размещение в ТК коллекций петербургских брендов одежды, обуви и аксессуаров плюс помощь дизайнерам в продвижении продукции и расширении бизнеса.
В финале церемонии награду получили Всесезонный курорт "Игора" — за импортозамещение в сфере туризма, компания "Моё вино" — за импортозамещение игристых и тихих вин, типографский комплекс "Девиз" — за обеспечение печати городских СМИ.
Традиционно разыгрывали призы: от компании "Супротек" и от ресторана французской кухни Settlers.
А вот президент Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Игорь Горский вручил специальный диплом за профессиональные достижения корреспонденту “ДП” Евгении Ивановой, пишущей о недвижимости.

Что думают об импортозамещении лауреаты премии, читайте дальше:

Олег Кузьменков, руководитель сети АЗС "Газпромнефть" в России:
Товары под собственной торговой маркой давно являются визитной карточкой нашей сети. Порядка 12 лет мы развиваем линейку продукции магазина и кафе под брендами "Сеть АЗС "Газпромнефть" и G-Drive. Мы стремимся создавать товары с высокими потребительскими свойствами. В 2022 году мы получили беспрецедентный опыт ротации товаров на АЗС – наша сеть ввела в ассортимент порядка 200 видов товарных позиций, в том числе под собственными торговыми марками. В настоящее время ассортимент нашей фирменной продукции насчитывает более 570 единиц — более трети всей ассортиментной матрицы. На премию "Национальный интерес" мы заявили наши новинки — линейку из трёх фирменных газированных напитков — G-Drive Cola, Lime и Orange. За короткий промежуток времени G-Drive Cola стала лидером продаж на наших АЗС в своей категории, опередив другие бренды.
Андрей Васильев, заместитель генерального директора по развитию городского транспорта АО "Трансмашхолдинг":
"Над созданием новой продукции в ТМХ трудятся более 1,1 тыс. инженеров. Вся конструкторская документация — собственные разработки, ориентированные на отечественные комплектующие, которые по качеству не уступают иностранным. Уровень локализации продукции составляет 90-95%. В поезде "Балтиец", который начал курсировать в метро Петербурга, доля российских материалов, узлов и деталей — более 90%".
Владимир Петюшин, владелец компаний "Пластика Окон" и Melke:
В нашей отрасли импортозамещающей продукции вполне достаточно. Могу сказать, что даже если отказаться от импорта, то, по сути, хуже не будет. А для конечного покупателя это будет даже лучше, поскольку ему не придётся переплачивать. Основная сложность — непрогнозируемая логистика импортного сырья. Логистические цепочки были нарушены ещё в пандемию, в этом году ситуация ещё больше осложнилась. Особенно тяжело отрасли пришлось в марте-апреле, когда в поставках наблюдался настоящий хаос. К концу лета ситуация несколько улучшилась, но тем не менее проблемы остаются. Мы сумели приспособиться к нынешним реалиям благодаря тому, что вовремя вышли на новых поставщиков в Турции и Китае. Наши европейские партнёры пока тоже активно сотрудничают, но, если что-то пойдёт не так, мы сможем оперативно перейти на турецкое сырьё.
Процесс импортозамещения мы начали ещё до известных событий и последовавших за ними санкций. Основной целью в тот момент было производство не привычного всем продукта, а совершенно другого, современного, которого ещё нет на рынке. Для этого мы использовали только отечественное сырьё и собственные технологии. Первая партия наших оконных систем вышла на рынок еще в 2019 году. Сегодня мы — единственные в России, кто использует технологию коэкструзии. Кроме того, наши технологи сами разработали химическую формулу для производства оконных уплотнителей высокого качества и доработали некоторые элементы фурнитуры, улучшив их. Так что да — наша компания не просто занимается импортозамещением, но и уже оказалась на шаг впереди ситуации.
Ксения Попель, директор по маркетингу бренда URBANTIGER:
Мы используем очень крутые ткани, который сейчас в России никто не производит. Например, ткани из переработанных пластиковых бутылок. Есть какие-то форматы переработок, но так, чтобы использовать для материалов, для ткани — такого нет, а для нас это основная история, поскольку мы технологичный бренд. Для нас была бы большая удача, если бы мы нашли таких производителей в России. Нам приходится работать с иностранными компаниями, потому что цель нашего проекта делать уникальные с точки зрения бережного отношения к планете продукты.
Алексей Шестаков, директор по развитию направления "Комплексная меблировка", Первая мебельная фабрика:
Изменения в логистике коснулись сроков, поменялись маршруты, в связи с чем приходится вкладывать больше оборотных средств и держать больший объём складских запасов.
Мебельная отрасль испытала на себе давление рынка: покупательная способность заметно снижается, так как мебель не является продукцией первичного спроса. Отрасли необходимы меры господдержки, а именно скорейшее принятие изменений в 214-й закон по включению в него меблировки жилья. Это будет ответной мерой на запрет импорта из недружественных стран. Это может значительно поддержать предприятие.
Российская мебель является сегодня одной из лучших, обогнав зарубежную по многим критериям. В отличие от других, мебельная отрасль последние 5 лет не спала, занималась техническим перевооружением, закупала станки. Мебель, которую делают в России, по дизайну подтянулась к зарубежной, а по качеству ещё и лучше, потому что у нас материалы российские — все натуральные. У нас эффективные технологии и самые современные производства. У заказчиков нет никаких проблем с покупкой российской мебели.
Иван Багаев, генеральный директор компании “Ростерм”:
Есть определённые ярлыки, с которыми приходится бороться в процессе поставки оборудования. Когда ты произвёл, ещё надо убеждать всех, что продукция классная, а когда убедил — ты должен ещё и быть дешевле всех, то есть должен всё время что-то доказывать. Сейчас мы стремимся вернуть в Россию сознание, что “сделано в России” — это здорово, это нужно покупать, и покупать даже дороже, чем у других.
Сергей Зеленьков, генеральный директор ГК "Супротек":
Для промышленности смазочные материалы практически ушли с рынка, есть небольшой запас, и многие крупные бренды не производили такое раньше, тут очень большие затраты. Мы начали такие продукты импортозамещать, за 2022 год дефицит был 65 тыс. тонн, а производить можно 2-3 тыс. тонн, то есть нужно заместить огромный объём.
Владимир Новиков, генеральный директор компании "Технологии радиоконтроля":
Импортозамещающей продукции в нашей отрасли не так много, как хотелось бы. Определённые шаги в этом направлении мы уже давно делаем, всегда понимали, что та ситуация, которая сейчас, когда-нибудь произойдёт и если не развивать свои критичные решения, от которых зависит вообще наличие продукта на рынке, то ничего и не будет. Сегодняшний интерес к нашим продуктам, комплексам борьбы с беспилотниками, вызван тем, что мы стабильно и давно на рынке.
В стране создана технологическая база по производству микроконтроллеров, которые управляют питанием процессоров. Хотелось бы, чтобы этим занимались те, кому это положено. В начале импортозамещающего производства стоимость продукции высокая, и она точно не конкурентная, и здесь требуется поддержка. У ряда предприятий есть свои внутренние инвестиции, которые способны компенсировать эти затраты и выходить на рынок, даже в ущерб, но начинать продажи.
Владимир Евстратьев, генеральный директор группы "Ладога":
В нашей отрасли речь даже не об импортозамещении, нам больше нравится термин "технологическая независимость". Речь идёт не о том, чтобы заменить французское шампанское и французский коньяк российским, а о том, чтобы предложить нашему потребителю возможность выбора, в том числе отечественной продукции. Мы над этим работаем уже несколько лет. Ассортимент нашей продукции достаточно широк, больше 200 наименований. В нашей отрасли точнее будет говорить, что мы создаём отечественные разработки, которые не клонируют, не копируют, не повторяют, а расширяют и дополняют линейку того, что мы предлагаем людям. Поэтому говорить об импортозамещении в нашей отрасли — не совсем точный термин.
Мы и не хотели бы остаться одни. Любая монополизация, снижение конкуренции плохо сказываются на здоровье компании. Лучшие зарубежные образцы являются для нас здоровыми раздражителями стимулируют. 100%-ное импортозамещение — не про нашу отрасль. По многим продуктам мы опережаем: на закрытых дегустациях разбиваем конкурентов наголову, в России есть ряд поставщиков, которые значительно опережают конкурентов. Это не только мы, это и крымские вина, и дагестанские игристые.