Можно крутиться: бизнес и эмигранты во второй столице Казахстана

Автор фото: Павел Александров / ТАСС
Новогодняя иллюминация у памятника поэту Абаю Кунанбаеву

Хотя Алма-Ата — моя родина, — побывать там доводилось несколько раз. В декабре 2022-го я впервые отправилась в Казахстан как журналист, пообщалась с местными предпринимателями и бизнесменами из России, которые решили переехать на фоне частичной мобилизации. Впрочем, обо всём по порядку.

Петербург – Москва – Алма-Ата

Отпуск длился всего неделю, поэтому единственно возможным видом транспорта был самолёт. У казахстанской авиакомпании SCAT есть прямые рейсы только из Петербурга до Астаны, поэтому выгоднее и удобнее всего оказалось проложить маршруты через московские аэропорты. На стойке регистрации во Внуково постигло разочарование: вечерний рейс с удобным интервалом в три часа между самолётами (а таких было немного даже при покупке билетов почти за месяц), перенесли сначала с 22:40 на 1:20 по мск, а потом и вовсе на 2:30.
С таможенным контролем трудностей не возникло: человек в форме бегло изучил мой паспорт РФ, сделал фото и спросил о целях поездки. Ночной аэропорт казался неправдоподобно пустым: в зоне ожидания клевали носом несколько товарищей по несчастью, а половина кафе и магазинов оказались закрыты. Почти через восемь часов с момента прибытия во Внуково, я всё же оказалась на борту самолета, а ещё через четыре — в Алма-Ате.

Товары есть, давайте деньги

Раньше каждая поездка в город яблок заканчивалась шопингом, поэтому я решила не нарушать семейную традицию и первым делом отправилась на барахолку в районе Северного кольца — несколько крупных рынков, напоминающих огромный лабиринт. Вещей здесь так много, что если не купил понравившуюся сразу, скорее всего уже никогда её не увидишь: не заблудиться здесь под силу только завсегдатаям, а обойти все торговые павильоны не хватит и нескольких дней.
Автор: "ДП"
Обилие товаров объясняется удачным географическим положением: находясь на пересечении торговых путей, Казахстан выступает воротами между большой Азией и Европой, а соседство с более мощными Россией и Китаем во многом определяет специфику местного бизнеса, делая торговлю одной из крупнейших сфер экономики.
В начале 2022-го розничные продажи в Алма-Ате обрушились на 42% из-за январских протестов, но к концу ноября отрасль оправилась от удара, а наибольший удельный вес в общем объёме розничной торговли а республике пришёлся на Алма-Ату (32,2% от 13,6 млрд тенге). Из-за высокой конкуренции местные торговцы занимают любые свободные участки, будь то островки в ТЦ, торговые палатки или павильоны на рынках. В итоге рядом с музыкальными инструментами могут продаваться мягкие игрушки или сантехника.
Автор: "ДП"
При этом большинство предпринимателей готовы торговаться и снижать цены независимо от того, где находится их торговая точка. Так, во время покупки украшений в ТЦ, мне сделали скидку на несколько тысяч тенге и с улыбкой вручили небольшой подарок. Цены в торговых центрах (я побывала в четырёх) ожидаемо оказались выше, чем на рынке, но не сильно. Среди прижавшихся к другу к магазинов, набитых вещами, встретились только несколько знакомых вывесок. Большинство названий я видела впервые.
Автор: "ДП"

Сор в избе

Несмотря на приветливость, представители ретейла из Алма-Аты не согласились открыто рассказать о положении дел в отрасли, опасаясь, как выразился один из собеседников, "получить по башке". Несколько человек упомянули об отсутствии поддержки малого бизнеса во время пандемии и пожаловались на высокие налоги. Один из продавцов рассказал, что арендуя островок в торговом центре, за год заплатил больше, чем некоторые владельцы крупных рынков.
Граффити у одного из торговых центров в Алма-Ате
Автор: "ДП"
По данным NielsenIQ Kazakhstan, в 2022 году в Казахстане закрылись более 6,5 тыс. магазинов традиционной розницы. До начала пандемии та же участь постигла многие ТЦ Алма-Аты и сейчас их осталось всего 10 (почти в 8 раз меньше чем в Петербурге). Одна из местных предпринимательниц объяснила, что это произошло из-за массового исхода арендаторов, которые не выдерживали высоких ставок и выбирали места подешевле. Интересно, что каждый второй ИП назвал главной проблемой "некультурное и неуважительное отношение граждан".
"Люди приходят в торговый центр и считаются гостями, но я не вижу, чтобы они вели себя как гости, — посетовал один из местных торговцев. — Абсолютно варварское, вандальское отношение: снять, разрушить, не поздороваться... Это меня больше всего унижает и оскорбляет. Даже мусор не могут за собой убрать, только всё обплевать и уйти". После этого разговора мне стало понятно, почему установленные в общественных местах в Алма-Ате таблички несколько отличаются от тех, что в России.
Автор: "ДП"

Пан или пропал

Батырхан Байгабыл тоже занимался торговлей, но быстро понял, что ему по душе сельское хозяйство. Сейчас основной заказчик конины, баранины, верблюжатины и молока с их семейной фермы — местные власти. Спрос на такую продукцию высокий (продаются в т.ч шкуры забитых животных), а конкурентов немного. На запуск полноценного такого бизнеса в Алма-Ате потребуется $100–150 тыс., говорит Батырхан. Этого хватит и на покупку скота, и даже на готовую ферму с коммуникациями.
"Есть у нас некоторые понторезы: вкладывают большие деньги, хотят всего в первый год, а потом банкротятся или продают бизнес. Вот и стоят пустые фазенды. Смело можно крутиться, особенно с опытом. Бывает, что новички покупают больных коров и коней, это дополнительные расходы. Поэтому надо брать помоложе, начать с одного вида животных. Главное — с местными жителями общаться: трудности бывают весной, когда нужно сено купить", рассказывает предприниматель.
Ферма с домом и загонами для скота, выставленная на продажу под Алма-Атой. Цена — 60 млн тенге ($128 тыс. или 8,3 млн рублей). Владелец готов обменять её на квартиру, машину или технику
Автор: www.olx.kz
Хотя открыть бизнес в Казахстане довольно просто даже нерезидентам, профессор НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Скоробогатов уверен, что независимо от сферы деятельности предприниматели, сделавшие ставку на обслуживание местного рынка, обречены на провал. "Теоретически мог бы выстрелить бизнес, заточенный на обслуживание переехавших туда русскоязычных людей, но даже он будет прибыльным временно. Когда всё устаканится, бизнес, удовлетворяющий потребности на переходном рубеже, станет ненужным", — считает экономист.

Другая жизнь

За пару недель до нового года инфляция в Казахстане достигла исторических максимумов и на это повлиял в том числе приток россиян: к концу ноября в республику въехали свыше 400 тыс. граждан РФ. Большинство отправились в другие страны или вернулись обратно, а порядка 100 тыс. остались в Казахстане. В их числе — основатель и директор петербургского агентства Oganov Digital.
Об эмиграции Максим Оганов задумывался до событий на Украине, а проблемы в IT-отрасли из-за санкций и мобилизация лишь подтолкнули его к релокации. На бизнесе это не отразилось: агентство работало исключительно в онлайне ещё с момента открытия в 2018 году, а часть сотрудников уже тогда находилась в других странах. Сейчас порядка 95% клиентов Oganov Digital — российские компании различного калибра (например — "Транснефть"), однако сейчас digital-агентствам выгоднее работать за рубежом: цены на их услуги в несколько раз выше, а оплата, как правило, в долларах и евро.
Общее количество организаций в Казахстане по отраслям на декабрь 2022 года
Источник: KAZDATA
"После начала военных действий рекламные бюджеты наших заказчиков сильно сократились, а стоимость привлечения клиентов выросла в несколько раз. Как digital-агентство полного цикла мы заметили, что люди стали тратить намного меньше денег на товары и услуги. На фоне мобилизации многие клиенты обанкротились или закрылись. Когда мы поняли, что есть очень большие риски для нашего бизнеса, решили эмигрировать в Казахстан. Недавно вернулся в Россию, чтобы закрыть ИП, оформил его на супругу и сейчас оформляю бизнес здесь. Гораздо интереснее работать на рынке, где больше каналов для привлечения клиентов (Instagram*, Facebook**, Tik-Tok) и нет ограничений. Спрос на услуги тоже выше, ведь сейчас российские предприниматели 10 раз подумают — тратиться на продвижение или сэкономить бюджеты. Планируем, что в разрезе одного года 30–40% клиентов Oganov Digital будут зарубежные заказчики. Мы уже нашли инвесторов с партнёрами в Астане и Алма-Ате, ведём переговоры о дальнейшем сотрудничестве. Также планирую развиваться в Армении, где недавно получил второе гражданство", — поделился предприниматель.
В отличие от директора Oganov Digital, екатеринбургский терапевт, брендмейкер и основатель клуба DocStar Владимир Нечепорук планирует вернуться в Россию. Его команда уже несколько лет предлагает врачам курсы по блогингу и лекции, информационную поддержку, автоворонки, таплинки и НМО под ключ, а также готовые стратегии для продвижения экспертного блога. "Главный инсайд — в странах СНГ можно найти очень много потенциальных клиентов и партнёров. Оказавшись в Астане, мы легко собрали на нашей конференции сопоставимую аудиторию для наших офлайн-мероприятий в России — порядка 60–65 человек. Это огромный рынок, который можно использовать. Профессиональные медицинские блоги популярны, они дают врачам больше свободы и помогают привлекать пациентов, а это особенно важно в эмиграции", — обращает внимание врач.
Панно в Алма-Ате
Автор: "ДП"
По словам Владимира Нечепорука, во время пандемии его коллеги начали активнее создавать блоги, а после начала СВО наблюдался повышенный спрос на готовые страницы в Telegram и "ВКонтакте", но через пару месяцев восстановился интерес к заблокированным соцсетям с более понятными механизмами монетизации. "Сейчас я нахожусь в Турции, но по большей части продолжаю работать с врачами из России. Эмиграция дала мощный пинок: проекты продолжают расти, мы больше денег инвестируем в рекламу, ищем новые знакомства. Здесь легче работается. Вне новостной повестки ты просто делаешь свою работу, а не думаешь каждый день, что к тебе могут постучаться в дверь и вручить повестку. Как минимум в русскоязычных странах — Казахстане, Армении, Узбекистане, где работает таргет — очень большие возможности", — уверен специалист.

Алма-Ата – Москва – Петербург

Если говорить о личных впечатлениях, туристическая поездка в Алма-Ату будет насыщеннее и приятнее летом. Зимой любителям активного отдыха понравится каток "Медео" и крутые лыжные склоны, а романтикам — местные театры, художественные галереи и горные базы отдыха с горячим источниками.
Деньги сняла заранее и обменяла уже по прилёту. С учётом, что на жильё и еду мне тратиться не пришлось, 110 тыс. тенге (15 тыс. рублей) хватило на покупку шести различных подарков, несколько поездок на такси и общественном транспорте, "шашлычный" поход в продуктовый, обед в Starbucks и небольшое путешествие на гору Кок-Тюбе с одноимённой телебашней и парком.
Погода была облачной, поэтому отдав 3 тыс. тенге (около 400 рублей) за две поездки по канатной дороге, удалось посмотреть только на многочисленные домики у подножия горы и новые ЖК неподалёку. Посетителей во вторник было мало, поэтому на Кок-Тюбе работал только небольшой зоопарк и парочка крытых аттракционов. Отдельно повеселил медпункт рядом с "комнатой страха" и попытки заработать на российской мультипликации.
Зайдя в магазинчики с сувенирами, я в очередной раз убедилась в находчивости и клиентоориентированности местного бизнеса. Увидев, что туристы из Индии обожают русские матрёшки, коммерсанты начали не только закупать их, но и делать свои. Иногда это юрты разного размера, а порой там "прячутся" человечки в национальных костюмах.
Прогулка по городу произвела приятное впечатление: в подземных переходах играла национальная музыка, на площадях возвышались памятники Абаю Кунанбаеву, а по улицам курсировали ярко-зелёные автобусы.
Общепит, сервисы доставки, кикшеринга и велопрокатов тоже преимущественно местные, однако за день до отъезда я всё же заметила курьера "Яндекс.Еды", одинокий самокат Whoosh и знакомую вывеску "Додо Пиццы".
Почти все надписи в городе продублированы на казахском, английском и русском языках, но иногда оставляют только первые два. Спускаться в метро не стала: в Алма-Ате всего одна ветка и почти на всех станциях я побывала в 2017 году. Масштабы и дизайн некоторых впечатляют.
К слову, в наземном общественном транспорте можно подключиться к Wi-Fi, однако скорее всего вы не сможете достать телефон и в принципе пошевелиться: автобусы курсируют довольно часто, но все забиты под завязку, независимо от дня и времени суток. Алмаатинцев это не смущает: пожилым пассажирам сразу уступают место, а те предлагают поставить им на колени тяжёлые сумки.
Нередко между незнакомыми пассажирами завязывается дружелюбный диалог и такая непринуждённость просматривается во всём: педагоги дают недвусмысленные сигналы соседям с помощью баннеров, а на улице рядом с парикмахерской могут сушить полотенца.
Утренний рейс SCAT из Алма-Аты до Шереметьево тоже задержался, но только на два часа. Устранения технических неполадок и противообледенительной обработки пришлось ожидать уже в раскалившемся на солнце самолёте. Впоследствии приветливый экипаж компенсировал это вкусным обедом с десертом и несколькими видами напитков. Учитывая, что суммарная стоимость двух билетов (Москва – Алма-Ата –Москва) составила 23,9 тыс. рублей — не так уж плохо. Всё-таки, расположить к себе и произвести приятное впечатление в Казахстане умеют.
Если говорить о ключевых различиях при открытии и ведении бизнеса в России и Казахстане, самое очевидное на сегодняшний день — второй не находится под таким количеством санкций, как наша страна. Целый ряд ключевых брендов и международных корпораций по-прежнему работают и присутствуют на территории республики вполне легально и открыто, а на территории России их уже нет и это влияет как на бизнес-среду, так и на потребителя. Второе важное отличие, но уже в пользу нашей страны — российская экономика гораздо больше. Если мы возьмем столичные регионы России и Казахстана, при всём уважении к Астане — по сравнению с Москвой или Петербургом это, в общем-то провинция. То есть совершенно разный уровень, с точки зрения количества фирм, предпринимателей, остроты конкуренции, доступности рабочей силы самого разного калибра, да и просто в силу объёма. Аналогичным образом Москва проиграет Нью-Йорку. Третье отличие связано уже с географическим положением. Все-таки Казахстан это средняя Азия, а в России подавляющая часть населения и экономических мощностей сосредоточена в европейской части страны. Даже сейчас, несмотря на все санкции, Россия продолжает активно взаимодействовать с европейскими экономическими партнерами, а у Казахстана партнеры другие и такие связи очень влияют на каждую из стран. Словом, скажи мне, кто твой торговый партнер, и я скажу, кто ты.
Александр Скоробогатов
экономист, профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
*Instagram и **Facebook принадлежат организации Meta, признанной в РФ экстремистской.