Смотреть в будущее: какие ориентиры задаёт строительному рынку новая реальность

Автор фото: Сергей Ермохин

Традиционная строительная конференция "Делового Петербурга" неизменно собирает большое количество участников: здесь и самые актуальные темы, и горячие дискуссии, и полезные бизнес-контакты, и возможность задать вопросы представителям различных ведомств, а также отраслевых общественных организаций. А также — награды. В рамках конференции редакция спецпроектов озвучивает итоги ежегодного "Рейтинга строительных компаний". Журналисты пообщались с участниками — и подготовили срез основных трендов, которые задают критерии качественного девелоперского продукта на ближайшее будущее.

Несмотря на то, что первая сессия конференции называлась "Строительный рынок в условиях ограничений", последние звучали в выступлениях не так часто, как векторы развития, заданные некоторое время назад — и сегодня формирующие новую реальность отрасли. Так, Группа "Эталон", получившая знак отличия "Надёжность и репутация" в рамках рейтинга "ДП", сделала особый акцент на цифровизации — как бизнес-процессов строительных компаний, так и новостроек.
Строительная отрасль сегодня нуждается в инновациях, которые позволят максимально приблизить девелоперский продукт к запросам современных покупателей. Цифровизация в строительстве на сегодняшний день имеет огромный потенциал, она также соответствует стратегическому плану развития государства. Группа "Эталон" ещё 10 лет назад одной из первых разработала собственный стандарт технологии информационного моделирования для проектирования и строительства жилых комплексов. Это позволило компании выйти на новый уровень качества реализации проектов. Сегодня Группа "Эталон" планомерно внедряет технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла своих объектов — от анализа рынка до строительства и эксплуатации, — с целью создания технологически совершенного девелоперского продукта. Высокие компетенции в сфере цифровизации основных бизнес-процессов помогут достичь одной из ключевых задач в рамках стратегии развития Группы "Эталон" до 2024 года – дальнейшей цифровой и технологической трансформации бизнеса.
Роман Тарасенков
директор департамента технологической платформы Группы "Эталон"
Ещё один лауреат рейтинга — холдинг "РСТИ", который получил награду "За уникальные планировочные решения в проекте комфорт-класса «Тайм Сквер»". Одна из ведущих российских строительных компаний имеет богатый опыт реализации собственных инвестиционно–строительных проектов, а также успешно работает в рамках государственных контрактов. И на конференции коммерческий директор холдинга в своём выступлении размышляла о том, каким будет продукт застройщиков в будущем:
На продукт влияют: платёжеспособный спрос, ожидания и требования клиентов, накопленные компетенции застройщиков, кризисные явления. Проекты, которые выходят сейчас, существенных изменений не претерпели, они соответствуют представлениям о продукте на начало этого года, в них возможны лишь незначительные корректировки. Те проекты, что мы увидим на рынке через год-два, безусловно, будут отличаться. Вряд ли застройщики будут сокращать опции, ставшие привычными, обязательными в комфорт-классе и выше, поскольку требования клиентов к условиям жизни со временем только растут. Пожалуй, абсолютно всех сегментов коснётся работа над рациональным использованием жилого пространства, иными словами — уменьшение площадей квартир. Также можно сделать предположение, что будет расти доля объектов с полной отделкой.
Екатерина Немченко
коммерческий директор холдинга "РСТИ"
Значимой "инновацией" последних лет является переосмысление продукта в части качества и наполнения — цельности содержания, формирующей среду для жизни, которую сегодня хочет получить покупатель недвижимости. Особенно это считывается в новых проектах КОТ. В своё время новый подход к освоению территорий предложила компания "Главстрой Санкт-Петербург" — вместо точечной застройки девелопер создаёт самодостаточные жилые районы с полноценным инфраструктурным наполнением и высоким уровнем комфорта проживания. И заслуженно получает награду от редакции "ДП" — "За вклад в развитие городской среды и темпы строительства социальных объектов". Более подробно о принципах создания таких объектов журналистам рассказал директор проекта "Северная долина" Дмитрий Калинин:
О том, что сегодня возможность закрыть большинство потребностей, не выходя с территории жилого квартала, является ключевым моментом при принятии решения о покупке жилья, говорил на конференции и другой крупный игрок рынка — ПИК. Немаловажным аспектом такого подхода является обеспеченность локации образовательными учреждениями. Девелопер уже уже открыл в регионе два детских сада на 140 и 240 мест и школу на 825 мест, а также провёл капитальный ремонт городской школы на 300 мест. В следующем году в планах ввести детский сад для 150 малышей и начальную школу для 300 учеников. Кроме этого, до 2025 года в проектах ПИК в Петербурге и Ленинградской области появится ещё 5 школ на 4725 мест и 5 детских садов на 1830 мест.
Жилая недвижимость — это уникальный инструмент, который содержит в себе не только инвестиционные преимущества, но и потребительскую ценность. Для многих ситуации большой неопределённости становятся катализатором и ускоряют процесс принятия решений — так, если клиент только задумывался о приобретении квартиры, то в условиях экономической турбулентности он совершит покупку прямо сейчас. Однако сегодня покупатель стал более требовательным. Девелоперы должны это учитывать, работая не только над качеством продукта, но и над другими факторами, которые становятся важными триггерами при принятии финального решения о покупке, — инфраструктурой, комплексным благоустройством, сервисами, обеспечивающими комфортный выбор и покупку недвижимости. Стандарты компании разработаны исходя из запросов и потребностей жителей наших проектов. Каждый жилой квартал ПИК — это не просто квадратные метры, а детские сады и школы, магазины и полезные сервисы на первых этажах, зелёные дворы-парки со спортивными и детскими площадками. Кроме того, ПИК — вертикально интегрированная компания, располагающая собственными производственными мощностями, которые позволяют не зависеть от внешних подрядчиков и поставок материалов. На наших предприятиях производится практически всё, что необходимо для строительства, — от мелкоштучных изделий, окон и тротуарной плитки до фасадных панелей, лифтов и сантехнических модулей. Доля импорта на нашем производстве не превышает и 5%. Экспертиза и опыт ПИК позволяют продолжать работу в любой ситуации вне зависимости от внешних обстоятельств.
Сергей Мамошин
вице-президент, руководитель дирекции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ПИК
Переосмысление формата требуется для жилья как массового сегмента, так и элит-класса, считают в ГК "Вертикаль". Компания более 10 лет известна на рынке Петербурга в качестве генерального проектировщика и генерального подрядчика, который реализует проекты жилых и коммерческих объектов. Однако команда решила взять новую вершину в своём развитии, представив продукт, сочетающий будущие тенденции в строительстве. За создание проекта полного цикла — клубного дома "Наследие" — компания получила специальную награду "ДП": "Открытие года в сфере девелопмента недвижимости бизнес-класса". Каковы же особенности формата будущего, узнали у самого лауреата:
Мероприятия "Делового Петербурга" — это площадки, на которых участники могут получить информацию, которая пока ещё нигде не анонсировалась. И таким образом приобрести дополнительное конкурентное преимущество. На конференции "Девелопмент 2.2" много подобных "инсайдерских" данных было по направлению "импортозамещение". А главное — уточняющие сведения можно было получить здесь же, как говорится, из первых уст. Например, компания "Симметрия" рассказала, какие её разработки позволяют говорить о качественном превосходстве российского противопожарного стекла над европейским. Причём производитель утверждает, что по данной категории продукции уход с рынка западных игроков компенсирован на практически полностью.
Применительно к нашей сфере, светопрозрачных противопожарных конструкций, импортозамещение, по моей оценке, произошло условно на 80%. Открытым остается только вопрос фурнитуры, электромеханических замков, но и тут есть достойные аналоги. В остальной части мы готовы предоставить продукцию, отвечающую современным запросам и превосходящую по многим параметрам импортные аналоги. Самая главная победа в импортозамещении заключается в успешном завершении НИОКР по переходу на отечественное сырьё. И запуска в серию композиционного состава на 100% из российского сырья. Данный композит является основой пожаростойкого многослойного стекла ЮНИАЛГЛАСС (тм), выпускаемого в Санкт-Петербурге. Оно изготавливается из термоупрочнённого или закалённого стекла, а не сырого, не боится низких температур до -30°С и плюсовых до 70°С, стойкое к УФ-излучению — и в отличие от популярного европейского стекла не мутнеет при таком воздействии. Мы не останавливаемся в создании новых материалов, идёт работа над улучшением теплоизоляционных, звукоизоляционных, оптических свойств, над расширением диапазона рабочих температур, снижения себестоимости, а также по формированию новых технологических цепочек, ориентированных на повышение производительности и качества продукции.
Антон Аниканов
коммерческий директор ООО "Симметрия"
Весомых успехов в вопросе импортозамещения удалось достичь и крупнейшему игроку на рынке инженерного обеспечения объектов жилого, коммерческого и социального строительства России — компании "РОСТерм Северо-Запад". Собственное производство позволило обеспечить бесперебойные поставки застройщикам страны. Это оборудование сегодня эксплуатируют многие девелоперы, реализующие проекты в Москве и Петербурге. Предприятие осуществляет производство продуктов и сборку изделий на самом высокотехнологичном европейском оборудовании, доступном на сегодняшний день. И делится планами на будущее:
Сегодня многие крупные игроки рынка приходят к модели дальнейшего "участия в жизни" объектов, уже введённых в эксплуатацию — особенно в рамках проектов КОТ. Это позволяет в режиме реального времени интегрировать изменения, которые повышают качество жизни в таких кварталах. А также наблюдать и формировать оптимальные решения для последующих очередей или проектов. Это могут опции, которые появились на рынке сравнительно недавно — но уже доказали свою состоятельность и пользу. Например, мир высоких технологий сегодня предлагает различные специализированные продукты для управляющих компаний. Так, MANGO OFFICE рассказали на строительной конференции о решениях, которые помогают УК наладить эффективное взаимодействие с жильцами.
Качество работы управляющей компании зависит от грамотно выстроенной коммуникации с жителями. Но часто бывает так, что организации в сфере ЖКХ не справляются с этой задачей и обрабатывают обращения некачественно, либо вовсе их теряют. И тогда на помощь приходят роботизированные сервисы. Представьте, что случилась массовая авария в нескольких домах, и одновременно в управляющую компанию звонят десятки–сотни жителей. Им будет легче назвать адрес роботу, чем ждать ответа живого сотрудника. Вежливое напоминание о задолженности или информирование о возможных вариантах оплаты тоже с лёгкостью можно доверить искусственному интеллекту. Среди наших клиентов есть кейсы управляющих компаний, которые благодаря обзвону должников посредством голосового робота сократили дебиторскую задолженность на десятки процентов за год. Для УК роботизированный контакт-центр — это не просто возможность работы с заявками, но и отличный способ повышения лояльности жителей.
Алексей Горбунов
руководитель региона Северо–Запад MANGO OFFICE
Один из аспектов обеспечения комфортных условий приобретения будущего жилья — наличие готовых к проживанию вариантов к списку предложений в проекте. Такие лоты в массовом сегменте в последние годы пользуются повышенным спросом. И "За чёткую стратегию продвижения тренда на меблировку квартир в новостройках" редакция "Делового Петербурга" наградила Первую мебельную фабрику, которая с 2016 года по соглашению с девелоперами оборудует качественной мебелью объекты на рынке первичной недвижимости. Предприятие, работающее с 1945 года, продолжает актуализировать свои предложения и расширять продуктовую линейку в соответствии с запросами современного потребителя: