Карта пошла: музеи ощутили приток посетителей

Автор фото: Михаил Тихонов

Запущенная 1 сентября 2021 года федеральная программа "Пушкинская карта" — один из тех проектов, инициированных государством, который стоит признать успешным в реализации. По крайней мере на текущий момент.

Действие "Пушкинской карты" распространяется на молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет. Напомним суть программы: государство из бюджета перечисляет на означенный носитель конкретную сумму (в 2021–м это было 3 тыс. рублей, в 2022–м — уже 5 тыс.), и юный гражданин РФ получает возможность посещать музеи, театры, концертные залы, филармонии, кинотеатры и т. п., оплачивая билеты на то или иное мероприятие. Стать обладателем "пушки" возможно, зарегистрировавшись на сайте gosuslugi.ru и пройдя верификацию.
Поначалу учреждения, работающие в сфере культуры, включались в новую программу крайне осмотрительно, не делая резких движений. Даже государственные. Юные граждане, напротив, решили воспользоваться выпавшим шансом и принялись активно оформлять карту. По данным из открытых источников, за первый месяц работы проекта по всей стране зарегистрировалось свыше 2 млн пользователей, которые приобрели билеты на общую сумму 271 млн рублей. Наибольшую активность ожидаемо проявили жители Москвы и Петербурга, а следом шли Новосибирская, Ростовская, Нижегородская, Свердловская области, Республика Татарстан и Пермский край.
В Петербурге только в течение сентября "Пушкинскую карту" оформили более 93 тыс. человек. На тот момент в проект вступили 74 организации, которые предлагали потенциальной аудитории свыше 600 событий. Причём в некоторых случаях покупка билетов оказывалась и финансово выгодной: так, билет в Эрмитаж для взрослого посетителя стоит 500 рублей, а владельцу "Пушкарты" он обойдётся в 300. Всего же за первые 4 месяца действия акции было реализовано 64 тыс. билетов. В тройку лидеров вошли Манеж, Исаакиевский собор и Михайловский театр. Однако следует помнить, что наличие карты не равно попаданию на все без исключения мероприятия, что можно увидеть на афишах участников программы. Музеи, театры, концертные залы и т. п. самостоятельно отбирают события, с которыми посетители, зрители, слушатели могут ознакомиться. На сайте https://www.culture.ru легко найти все эти мероприятия, причём не только в Москве, Петербурге или другом крупном городе, а по всей России.
Сразу разобраться, в чём состоят преимущества и возможности программы, конечно, непросто. Возможно, с этим было связано первоначально не слишком активное и тем более не ажиотажное вступление в программу. Однако успех одних потянул за собой тех, кто присматривался и наблюдал за происходящим.
Для театров, в первую очередь негосударственных, не располагающих внушительными бюджетами на рекламу и маркетинг, программа стала одним из каналов и инструментов продвижения, расширения зрительской аудитории и повышения узнаваемости. "Проект “Пушкинская карта” ЦЕХЪ запустил одним из первых в Санкт–Петербурге среди негосударственных театров, — рассказывает специалист по связям с общественностью театра ЦЕХЪ Ян Тимаков. — Мы попали даже в сводки порталов о запуске проекта в Петербурге. Посещаемость росла с каждой неделей по мере того, как участники программы разбирались в правилах и регистрировались. По результатам первых месяцев программы мы уверенно можем сказать, что “Пушкинская карта” прибавила количество гостей в театре. Также с помощью этой программы театр стал больше узнаваем в Сети".
С Тимаковым согласна и заместитель директора по развитию Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Юлия Малинина. "Посещаемость музея выросла в том числе за счёт введения “Пушкинской карты”. С сентября 2021 года по ней в музей пришло больше 4 тыс. молодых людей, — поясняет она. — Эти посетители, безусловно, оказали определённое влияние на общий рост посещаемости в постковидный период. Мы, кстати, были в числе первых музеев города, которые подключились к этой программе. Для нас она важна, потому что существенная часть наших посетителей — молодёжь".
А 1 февраля этого года к программе присоединились российские кинотеатры. Но если предложение музеев, театров, филармоний по–прежнему сохраняет высокий качественный уровень и можно рассчитывать на дальнейший рост аудитории, то кинотеатры участие в проекте пока не слишком поддержало. В отличие от коллег по сфере деятельности, у прокатчиков есть ограничения: потратить выданные государством средства можно только на просмотр отечественных кинокартин.
В 2022 году финансирование "Пушкинской карты" составило 16 млрд рублей, в следующем году, как пока предполагается, объём сохранится, что позволит всем участникам продолжить начатую год назад работу без дополнительных опасений.

Светлое будущее?

В конце концов осторожность сменилась энтузиазмом, и спустя год в новостях можно увидеть следующие заголовки: "В Петербурге по “Пушкинской карте” продано более 1,1 млн билетов", "Число участников программы “Пушкинская карта” в Петербурге к концу года вырастет до двухсот". И даже такие — "При поддержке государства занятия спортом войдут в привычку: зачем фитнесу “Пушкинская карта”".
"Изменился возрастной состав посетителей — в том числе благодаря “Пушкинской карте”. Удобнее всего ориентироваться по посещениям экспозиции Шереметевского дворца, потому что билеты туда продаются постоянно, это не разовые мероприятия. Если оценивать количество посетителей, подпадающих под возрастные ограничения “Пушкинской карты”, то в период с января по сентябрь 2021–го их процент от общего числа посетителей составлял 17,5, а в аналогичный период в 2022–м таких посетителей уже 25,1%, — говорит начальник отдела развития Музея театрального и музыкального искусства Ярослава Дудникова, солидаризируясь с коллегами в выводах. — Важно, что “Пушкинская карта” работает не только впрямую, но и как система сарафанного радио, увеличивая количество молодых посетителей, что очень важно и ценно для музея. Кроме того, наличие “Пушкинской карты” влияет и на планирование мероприятий — музей стал создавать больше предложений для молодёжи".
Конкуренция за потенциальную аудиторию в будущем наверняка ещё возрастёт, что стоит счесть плюсом — привлечь новых посетителей возможно лишь по–настоящему качественным и неординарным продуктом. Поиск способов и средств коммуникации, рассказа, взаимодействия с новой аудиторией — задача, которую будут продолжать решать участники программы "Пушкинская карта" и в следующем году. Главное, чтобы в зачине никто не препятствовал и не диктовал, кого можно ставить, показывать, играть, а кого — нет.