Медики начали искать работу в госклиниках вместо частных центров

Автор фото: Сергей Ермохин

Частные медицинские центры перестают быть желанным местом работы и проигрывают битву за кадры государственным, которые в последнее время диктуют уровень зарплат на рынке.

В настоящий момент на рынке труда в сфере здравоохранения сложился рынок кандидата: выбирают соискатели, а частные игроки серьёзно конкурируют за лучших профессионалов и между собой, и с государственными медучреждениями, считает Владислав Баранов, совладелец компании "Мой медицинский центр" (ранее — ММЦ "СОГАЗ"). "Это связано и с уровнем заработной платы, которая за последние 2,5 года во многом выровнялась по рынку из–за пандемии, и с увеличенной потребностью в медицинском персонале в целом по всей стране", — говорит он.

Полтора землекопа

Действительно, сегодня как врачам, так и среднему и младшему персоналу работу найти несложно. Это подтверждает исследование российской платформы онлайн–рекрутинга HeadHunter, согласно которому один из самых низких уровней конкуренции наблюдается именно в сфере медицины: конкурс здесь значительно ниже среднероссийских значений и составляет всего 1,4 человека на место. В Петербурге этот показатель немного выше. По информации HeadHunter, на данный момент на одну вакансию врача или среднего медперсонала претендуют 2,4 человека.
По словам Сергея Пониделко, директора по медицине СМ–клиники в Санкт–Петербурге, самыми востребованными на рынке труда сегодня являются педиатры и терапевты, которые готовы выезжать к пациентам на дом. Среди узких специалистов велика потребность в отоларингологах, пульмонологах, кардиологах, гастроэнтерологах и педиатрах. Ощущается нехватка врачей в гинекологии, онкологии и колопроктологии.
Однако наиболее серьёзно сейчас стоит вопрос со средним медицинским персоналом. По словам Екатерины Пономарёвой, управляющего партнёра центра эстетической стоматологии и костной регенерации PerfectSmile, отрасль испытывает очень острый дефицит таких специалистов. "Это самые сложные позиции с точки зрения подбора персонала, — считает она. — Укомплектовать штат исключительно дипломированными специалистами среднего звена — вершина управленческого мастерства старшей медсестры. Выходим из положения путём дообучения уже на рабочем месте через наставничество и приглашаем на позицию ассистента стоматолога студентов медицинских вузов".
По данным HeadHunter, спрос на средний медицинский персонал со стороны работодателя ежегодно растёт и на сегодняшний день является одним из самых высоких. В частности, в 2022 году прирост числа вакансий для медсестёр в Петербурге составил 52%, а в Ленобласти достиг 77%. Примерно на таком же уровне оценивается ежегодное увеличение потребности в ассистентах стоматолога.
Однако, по признанию экспертов, на рынке очень мало специалистов, которые связывают своё будущее с этим направлением деятельности.
"Я вижу этому несколько причин: существенная разница между желаемым доходом соискателя и реальной оплатой труда, неуважение, высокомерие и пренебрежение к ассистенту со стороны врача, “возрастной барьер” для работы после 35 лет, поскольку большинство врачей категорически отказываются работать с ассистентом старше этого возраста", — комментирует Екатерина Пономарёва.

Чужие деньги

Парадокс в том, что, нуждаясь в медсёстрах и других представителях среднего персонала, работодатели по–прежнему не слишком щедры на достойные зарплаты этим категориям медработников. По данным кадровых компаний, в Петербурге в настоящее время медсёстрам в среднем платят 38 тыс. рублей в месяц, рентгенолаборантам — 40 тыс. рублей, ассистентам стоматолога — 45 тыс. рублей, в то время как врач общей практики в городской поликлинике в среднем получает 118 тыс. рублей в месяц. У узких специалистов (неврологов, офтальмологов, кардиологов, гастроэнтерологов) в бюджетных учреждениях ставки, как правило, на 20 – 40% меньше.
"Врач общей практики в поликлинике может “закрыть” ставки многих специалистов, поэтому ему платят больше, — поясняет Алексей Маврин, основатель сети пансионатов для пожилых людей “Опека”. — Из–за нехватки специалистов первичного звена государство действительно значительно увеличило заработную плату терапевтам и врачам общей практики. Этот участок работы наиболее трудный: очень высокий план по количеству приёма пациентов в день плюс осмотры на дому". Однако, как отмечает Сергей Пониделко, на рынке частной медицины ситуация в корне иная. Здесь врачи узких специальностей, напротив, более востребованы пациентами и, как следствие, зарабатывают больше терапевтов.
К категории наиболее высокооплачиваемых в здравоохранении относятся врачи скорой помощи, но, по словам Алексея Маврина, даже при высоких зарплатах специалистов этого профиля не хватает. По данным HeadHunter, потребность в представителях этой специальности за последний год выросла ещё на 67%. При этом, как отмечает Мария Бузунова, руководитель пресс–службы hh.ru Северо–Запад, часто зарплата врачей, работающих на скорой, может значительно превосходить оплату работы их начальников. Например, в Петербурге анестезиологам–реаниматологам скорой помощи предлагают более 150 тыс. рублей в месяц, в то время как зарплата завотделением скорой в среднем не превышает 60 тыс.

По ком звонит колокол

Опрос экспертов "ДП" показал, что ключевым фактором при устройстве на работу деньги всё же не являются, хотя зарплатные ожидания ежегодно растут. Однако, по словам Сергея Пониделко, охоте за большими зарплатами кандидаты предпочитают спокойствие, комфортные условия труда и возможность соблюдать work–life balance. "Сегодня мало кто готов к рабочим графикам 24 на 7, даже за дополнительные деньги, — убеждён он. — Эта тенденция сформировалась за годы пандемии коронавируса, когда многие врачи столкнулись с проблемой профессионального выгорания. Поэтому для того, чтобы оставаться “в рынке”, приходится не только увеличивать нагрузку на фонд оплаты труда, но и прорабатывать дополнительные схемы нематериальной мотивации".
Впрочем, возможность максимальной профессиональной реализации для большинства амбициозных врачей — значительно более мощный неэкономический стимул, нежели спокойная работа в тёплом комфортном офисе и нормированный график. "В целом в большинстве крупных государственных медучреждений у врачей более высокие объёмы пациентопотока благодаря оказанию помощи в рамках системы ОМС и ДМС, — рассказывает Владислав Баранов. — При этом те крупные центры, которые получают значительный объём квот на высокотехнологичную медицинскую помощь, привлекают сильных хирургов для проведения операций, ведь мотивация большинства профессионалов в этой области связана не только и не столько с уровнем дохода: постоянная практика, возможность совершенствовать свои навыки в операционной, мультидисциплинарный подход — вот то, что привлекает хороших хирургов. А значит, ключевым фактором при выборе работодателя для таких специалистов становится большой пациентопоток".
По мнению экспертов, ещё по целому ряду причин работа в госучреждениях сейчас кажется более привлекательной для соискателей. "Последние полгода для рынка труда в частной медицине оказались достаточно сложными. Растущий спрос опережает предложение, и с учётом непростой экономической ситуации врачи чаще выбирают бюджетные организации. В государственной медицине видят этакий оплот стабильности", — говорит Сергей Пониделко. По данным исследования сервиса сквозной аналитики Calltouch, с марта число обращений в коммерческие клиники снизилось на 36% в годовом выражении и, по прогнозам экспертов, к началу следующего года доля коммерческих медицинских центров может сократиться.