Некоррупционный пол: кто отказывается от взяток

Автор фото: shutterstock

Учёные пришли к выводу, что среди чиновников реже берут взятки чиновницы.

Считается, что однажды известный историк Николай Карамзин сказал: "Если б захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: воруют". Правда, Николай Михайлович не уточнял, кто ворует чаще — мужчины или женщины. Именно этим вопросом задались современные учёные из Высшей школы экономики и пришли к выводу, что госслужащие–женщины реже участвуют в махинациях. И вообще глубже осознают экономические последствия коррупции.
Стоит отметить, что это не первая попытка обрисовать типичный облик коррупционера. В 2018 году Генпрокуратура РФ представила среднестатистический портрет взяточника, который был разработан по результатам исследования ведомственного НИИ, и оказалось, что он выглядит буквально как каждый второй чиновник: образованный, энергичный сорокалетний семьянин. Вдобавок ещё коммуникабельный, стрессоустойчивый и весьма работоспособный.
В том же году американские экономисты из Колледжа Ле Мойна и Политехнического университета Виргинии выяснили, что чем больше женщин задействовано в исполнительных органах власти страны, тем меньше в ней развита коррупция. Результаты исследования были опубликованы в научном журнале Journal of Economic Behavior and Organisation. Тогда учёные полагали, что всё дело в стратегиях управления, которые выбирают женщины и мужчины. Мол, первые более ориентированы на политику, способствующую благосостоянию общества.

Недовыполнили план

При этом даже в самых прогрессивных странах число женщин, занимающих значимые посты, не доходит и до 50%. Хотя ещё 30 лет назад ООН рекомендовала довести их уровень хотя бы до 30%. За это время число руководительниц на нижестоящих должностях действительно выросло. Но даже при беглом подсчёте очевидно, что на ответственных постах в России их значительно меньше, чем мужчин. К примеру, в шестом созыве петербургского парламента из 48 парламентариев лишь 12 депутаток. Патриархальная атмосфера сохраняется и в здании бывшего института благородных девиц: из 14 членов городского правительства 13 — мужчины.
Вопрос о том, как гендерная принадлежность влияет на склонность к коррупции, долгое время оставался открытым. Последние годы то и дело появляются всё новые исследования, которые утверждают, что именно женщины способны повлиять на снижение уровня коррупции. А точнее, этому может поспособствовать сбалансированное присутствие представителей обоих полов в органах власти.

Всех посчитали

Учёные из НИУ ВШЭ Полина Деткова, Андрей Ткаченко и Андрей Яковлев провели эксперимент среди госслужащих и сотрудников бюджетных организаций, работающих в российской системе госзакупок, чтобы изучить гендерную разницу в восприятии коррупции. Для этого исследователи провели опрос, в котором принял участие 1251 респондент.
В выборке были представлены как обычные штатные сотрудники — "специалист (менеджер)" (52%), так и занимающие более высокие посты — "руководитель отдела" (28%), "руководитель департамента" или "заместитель руководителя организации" (20%).
Как отмечают авторы исследования, анализ выборки показал, что женщины гораздо реже занимают руководящие должности при одинаковом в среднем с мужчинами опыте работы. Больше всего они представлены в образовательной сфере, меньше — в сфере государственного управления, в то же время сектор здравоохранения гендерно сбалансирован.
Выяснилось, что многие женщины, отвечающие за осуществление закупок в организациях–госзаказчиках, считают коррупцию препятствием на пути экономического развития.

Нашли проблему

"21% мужчин–респондентов видят проблему в неформальных связях, 18% — в коррупции среди заказчиков и 23% — в коррупции среди поставщиков. Для женщин эти цифры выше и различия статистически значимы — 27%, 32% и 46% соответственно", — сообщает научно–образовательный портал IQ HSE RU.
Таким образом, исследование показало, что чиновницы считают взятки проблемой, реже рискуют своей должностью, чем чиновники, и предпочитают не участвовать в сомнительных сделках. Авторы научной работы полагают, что гендерную разницу в отношении к коррупции можно объяснить тем, что женщины по природе своей менее склонны к риску. Кроме того, им до сих пор непросто продвинуться по карьерной лестнице, а если это и происходит, то мало кто захочет пожертвовать занимаемой должностью ради сиюминутной выгоды.
Развивая свою мысль дальше, учёные предположили, что в целях борьбы с коррупцией можно предоставлять таким чиновникам дополнительные возможности карьерного роста.
Старший научный сотрудник Социологического института РАН Татьяна Протасенко в комментарии "ДП" также предположила, что женщинам действительно сложнее решиться на крупную махинацию в силу особенностей характера и психики.

Громкие имена

Исторически государственная служба в России считалась мужским делом, и в связи с громкими уголовными делами о коррупции мы, как правило, слышим мужские имена. Но, несмотря на осторожность, о которой говорят исследователи, женщины тоже иногда попадают в федеральные сводки в качестве фигурантов крупных дел.
Например, депутата петербургского парламента Светлану Нестерову в 2018 году признали виновной в двух эпизодах особо крупной взятки. Как оказалось, народная избранница брала деньги у предпринимателей Красногвардейского района, взамен обеспечивая госконтрактами на социальное обслуживание инвалидов. Правда, уже в 2020 году Нестерова добилась условно–досрочного освобождения.
Ещё раньше, в 2012 году, на всю страну прогремело дело по факту хищений государственной собственности в Минобороны России. Главной фигуранткой стала экс–чиновница ведомства Евгения Васильева. В мае 2015 года её признали виновной в мошенничестве при продаже активов министерства и приговорили к 5 годам лишения свободы. По подсчётам, сумма ущерба составляла более 6 млрд рублей. Летом того же года Васильева подала ходатайство об УДО и 25 августа 2015 года вышла на свободу.
В 2016 году Пресненский суд Москвы вынес приговор экс–руководителю ООО "Центр правовой поддержки “Эксперт”" Екатерине Сметановой, которая являлась одним из ключевых фигурантов дела "Оборонсервиса". По версии следствия, именно этот центр использовался в махинациях с реализуемым имуществом Минобороны. В итоге Екатерина Сметанова заключила досудебное соглашение о сотрудничестве, была взята под госзащиту и получила 4 года условно плюс штраф около 6,5 млн рублей.

Берут мало, но часто

Тем временем коррупционная статистика медленно, но верно ползёт вверх. По данным ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти, в 2020 году средняя сумма взятки выросла втрое и установилась на уровне 287 тыс. рублей. Ещё в 2019 году она составляла порядка 174 тыс. рублей.
Впрочем, число мелких взяток с начала 2021 года в Петербурге выросло в 5 раз. Об этом свидетельствуют свежие данные портала правовой статистики Генпрокуратуры РФ. Так, по данным ведомства за период с января по июль 2021 года, число таких преступлений увеличилось на 26%, а всего в городе зафиксировали 135 правонарушений. При этом за последние полгода всего по стране было выявлено 24,5 тыс. фактов коррупции, что является максимумом за 8 лет.
По данным прокуратуры, в сравнении с аналогичным периодом 2020 года за январь–июль 2021–го размер ущерба, причинённого преступлениями коррупционной направленности, увеличился с 32,4 млрд до 39,4 млрд рублей.