Пандемия картелю не помеха: тренды антимонопольной практики уходящего года

Автор фото: Валентин Беликов

Борьба с синдикатами и сближение органов ФАС с силовым блоком.

Эпидемия коронавируса повлияла на сферу госзакупок, изменив и количество заключённых контрактов, и их суммы. Для сравнения: в 2019 году было размещено чуть более 3,6 млн заказов на общую сумму 8,25 трлн рублей, а за 10 месяцев 2020 года — чуть более 2,7 млн на 7,08 трлн. Получается, что количество контрактов снизилось, а средняя сумма увеличилась.
"Это можно объяснить тем, что расходы, связанные с обстоятельствами непреодолимой силы ввиду их важности и срочности, обычно выше, чем при нормальном положении дел. Снижение же количества контрактов является ожидаемым последствием пандемии: в условиях глобальной экономической неопределённости и локдаунов в первую очередь экономят на расходах", — считает Елена Рыбальченко, юрист корпоративной практики "Пепеляев групп" в Санкт–Петербурге. При этом, как полагает эксперт, тренд на экономию и траты только на самое необходимое сохранится до момента, пока пандемию не удастся взять под контроль, то есть не исключено, что будет актуален как минимум и в первой половине следующего года. Часть специалистов полагает, что серьёзного падения объёмов в сфере госзакупок всё–таки не произошло за счёт исправления ситуации после сложного весеннего периода. Ещё одна причина, которая может помочь компенсировать снижение в сфере госзаказа, — почти традиционное размещение заявок под самый конец года.
Одной из тенденций уходящего года в антимонопольной практике стала борьба с картельными сговорами, особенно в сфере строительства и поставки товаров в медучреждения. На этот момент обращает внимание Анна Большакова, адвокат, руководитель группы антимонопольной практики компании Kulik & Partners Law.Economics: "Количество выявляемых картелей ежегодно растёт. Только за осень петербургское УФАС сообщило о выявлении соглашений на общую сумму более 400 млн рублей. По данным ведомства, за первое полугодие 2020 года управлением зафиксировано нарушений больше, чем за весь 2019 год".
Среди громких историй петербургской антимонопольной практики можно вспомнить отменённую УФАС закупку на реставрацию Санкт–Петербургской консерватории стоимостью 275 млн рублей. Причиной отмены стало то, что заказчиком в основу технического задания было положено устаревшее распоряжение КГИОП. Добавим, что правоохранители возбудили уголовное дело по факту хищения средств при реставрации этого объекта, в рамках которого обвинения предъявлены руководителям ООО "Меандр", прежнего подрядчика реставрации Консерватории (см. "ДП" № 145–146 от 16.10.2020).
Ещё одним громким кейсом ФАС стало выявление нарушений в действиях ГУП "Горэлектротранс" при проведении закупки лизинга троллейбусов с начальной максимальной ценой контракта более 1 млрд рублей. "Ключевая причина отмены — установление заказчиком требований к характеристикам троллейбусов, которым соответствует продукция единственного производителя", — поясняет Анна Большакова. При этом, скорее всего, и в новом году антимонопольному ведомству придётся бороться с картельными соглашениями.

Ближе к силовикам

По оценкам юристов, в этом году усилилось взаимодействие между антимонопольными органами и правоохранительным блоком, что в итоге может приводить как к появлению дел об административных правонарушениях, так и к возбуждению уголовных. К примеру, Тюменское управление ФАС рассмотрело дело об устном картельном соглашении, целью которого было поддержание цен на торгах по закупке дезинфицирующих средств. Оно было возбуждено антимонопольным ведомством по материалам прокуратуры. В ходе его рассмотрения все участники картеля признали допущенные нарушения.
В этом году логичное завершение получило расследование Новосибирского УФАС о сговоре должностных лиц Национального медицинского исследовательского центра им. академика Мешалкина Минздрава и ряда его поставщиков. В июле директора компаний "Фито" и "Терра", участники картеля, были приговорены судом к условному лишению свободы за ограничение конкуренции. По данным антимонопольного ведомства, участники картеля заранее согласовывали между собой победителя торгов и предел снижения цены контракта, что привело к поддержанию цены на 437 открытых электронных аукционах.

Долгие споры

Сфера госзакупок всегда давала немало поводов к судебным спорам. И адвокат адвокатского бюро "НБ" Ольга Назарчук не видит тенденции к снижению числа арбитражных баталий: "Госзаказчики, участвующие в контрактах по 223–ФЗ и 44–ФЗ, не упускают шанс предъявить требование к подрядчику о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств или ненадлежащее исполнение. И целью таких требований (в том числе не всегда обоснованных) является не фактическое взыскание, а получение судебного акта в обоснование расходования бюджетных средств". При этом причины споров по сути не меняются — сроки и качество исполнения работ, сроки приёмки работ и их оплата. Из новшеств Елена Рыбальченко отмечает споры, повод к которым дала эпидемия коронавируса.
"Многие исполнители и заказчики решили обосновать неисполнение своих обязательств по контракту локдауном, нерабочими днями, ограничениями, наложенными органами власти на отдельные отрасли бизнеса и т. д., в то время как на самом деле эти обстоятельства никак не влияли", — поясняет юрист.
Весной этого года правительство РФ расширило перечень случаев, в которых государственные заказчики могли воспользоваться процедурами закупок у единственного поставщика. Это дало возможность организациям здравоохранения закупать лекарственные препараты и медицинские изделия, используемые в лечении COVID, без проведения торгов. С одной стороны, такая мера позволила значительно сократить временные затраты на проведение закупок. С другой — прозрачность закупок лекарственных средств снизилась, что повышает риски сговоров между организаторами закупок и их участниками.
Александр Муравин
Советник юридической компании Bryan Cave Leighton Paisner
Пандемия COVID–19 внесла значительные изменения в процессы функционирования экономики, в том числе и в сферу государственных закупок. Однако государство приняло ряд оперативных мер (в частности, право на изменение цен и сроков исполнения контрактов), направленных на поддержание госзаказа, который является одним из основных каналов как обеспечения потребностей государства, так и помощи пострадавшим секторам экономики. И если в начале пандемии наблюдался спад числа закупок, то к текущему моменту можно говорить о росте даже по сравнению с 2019 годом.
Мария Кобаненко
Cоветник адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры"