Застройка, пробки и "берлинский синдром": Гатчину превратили в столицу обещаний

Автор фото: Тихонов Михаил
Автор фото: Тихонов Михаил

Вслед за чиновниками в новую столицу Ленинградской области Гатчину потянется бизнес, который запустит новые проекты во всех сферах — от общепита до девелопмента. При этом в городе предстоит решить целый ряд проблем, связанных с благоустройством и транспортной инфраструктурой.

Статус столицы Ленинградской области накануне в очередной раз пообещал Гатчине губернатор региона Александр Дрозденко. По его словам, до конца года будут приняты соответствующие изменения в Устав региона, а в 2022 году переезд в Гатчину завершат региональные органы власти. Им передадут ряд объектов Минобороны. Кроме того, запланирован выкуп помещений, находящихся в частной собственности.
В областном правительстве напомнили, что недавно был построен транспортный обход Гатчины. Кроме того, из Петербурга в город планируется запустить скоростную электричку. Таким образом власти Ленобласти намерены обеспечить транспортную доступность новой столицы.
Слова Александра Дрозденко вызвали большой резонанс, хотя переезд в Гатчину в 2022 году он анонсировал ещё 3 года назад. А в 2019 году открыл в этом городе свой кабинет, пообещав работать в нём несколько дней в неделю. Впрочем, сделать Гатчину столицей региона намеревался ещё предыдущий губернатор Ленобласти Валерий Сердюков.
В последние годы гатчинские власти активно занимались внешним обликом города. Было реконструировано несколько центральных улиц, появились новые общественные пространства, пешеходные зоны. На остановках общественного транспорта заработал Wi-Fi.
Но необходимо сделать ещё очень многое, считает бывший главный архитектор Гатчины Елизавета Гречухина, ушедшая работать в Центр компетенций по развитию городской среды Ленинградской области. Это развитие городского бренда, сохранение исторического наследия, развитие общественных пространств, транспортной инфраструктуры, архитектурной подсветки. "В начале прошлого века наш город был очень инновационным, было разработано много технологических решений, в том числе и касающихся городской среды (первый городской водопровод, первое уличное освещение), сейчас необходим подход "традиции через инновации", — считает Елизавета Гречухина.
"Что касается связи Гатчины с Петербургом, там всё хорошо, а вот что касается связей в самой Гатчине, там всё не очень хорошо, — говорит транспортный аналитик Владимир Валдин. — Город переполнен, там большое количество внутреннего трафика, и это, пожалуй, один из немногих городов Ленинградской области, где есть собственные пробки. Я знаю, что существует план западного обхода Гатчины, но, когда он будет реализован, неизвестно".
Видимо, это всё понимают и местные власти. "Работы будет очень много", — сказал dp.ru один из чиновников администрации Гатчинского района.
Очевидно, город постараются сделать витриной достижений Ленинградской области. "Придание статуса столицы будет способствовать ещё большему расцвету города, привлечению бизнеса в инфраструктуру, — ожидает вице-президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Елена Дюкарева. — СМИ будут им интересоваться — это всегда повышает узнаваемость города и привлекает туристов".
Появление новых административных центров повлечёт за собой развитие сферы услуг, и в частности общепита, считает глава Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар. "Люди, которые в Гатчине появятся, особенно если это будут петербургские либо более изысканные столичные гости, захотят чего-то вкусного и разнообразного попробовать, поэтому спрос будет расти", — говорит он.
В то же время гостиниц в Гатчине на сегодняшний день хватает, говорит вице-президент Российской гостиничной ассоциацииАлексей Мусакин. "Дальше всё будет зависеть от того, как Гатчина будет развиваться с точки зрения туристского потока. Там достаточно много интересного — не только Гатчинский дворец и парк. Есть и другие исторические здания, которые пока не используются как места для туристов. Если они будут развиваться как места для туристов, возможно, там добавятся и гостиничные номера", — рассуждает эксперт.
С чиновниками нередко соседствует крупный бизнес. Это подстегнёт рынок коммерческой недвижимости. Цены могут вырасти на 10–20%, считает президент Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленинградской областиИгорь Горский. "Переезд органов власти, причём такой масштабный, повлияет на недвижимость, — уверен он. — Объекты недвижимости будут пользоваться повышенным спросом, поскольку всегда есть достаточно много компаний, которые взаимодействуют с властью, работают по госконтрактам и т. д. Повысится престиж населённого пункта. В нём наверняка пройдёт какая-то реконструкция, улучшится дорожная сеть. Увеличится ответственность местных органов власти. Есть такое понятие — "государево око", и теперь оно будет внимательнее следить за развитием юга Ленинградской области".
Генеральный директор Объединения строителей Санкт-ПетербургаАлексей Белоусов ожидает активизации жилого строительства в районе Гатчины. "Я совершенно уверен, что там сейчас найдётся такое количество земельных участков, чтобы построить нормальное жильё для чиновников Ленинградской области, что проблем с этим не будет точно", — иронизирует он. Это будет также фактором роста цен. "Я думаю, сейчас многие латифундисты поднимут цены и начнут торговать земельными участками с большей эффективностью, чем это было до недавнего времени", — полагает Алексей Белоусов.
Генеральный директор компании Gatchina Gardens Наталья Осетрова также уверена, что привлекательность города вырастет. "Во время эпидемии очень сильно изменился рынок, — рассказывает она. — Мы видим отток покупателя из города в пригороды. Люди выехали в пригород, пожили там несколько месяцев, и им там действительно понравилось. Чего не хватает — это инфраструктуры. И перенос в Гатчину столицы позволит пригород инфраструктурно дополнить. Ещё до объявления этой новости земельный ресурс рос в цене. Что будет сейчас, сложно предположить, но понятно, что не падение".
Вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина придерживается более осторожной точки зрения. "В течение года и ещё некоторое время можно успеть схватить "берлинский синдром", когда город крайне перспективный, но недооценённый, — отмечает она. — Берлин являлся столицей, но долгое время там можно было купить и построить недвижимость крайне недорого, а потом начался бурный рост и позиционирование города как модного и молодёжного. У Гатчины возможен примерно такой же сценарий, конечно, с учётом контекста — меньших цен и доходности".
"Для бизнеса есть плюсы и есть минусы, — рассуждает директор гатчинской сети магазинов "Как сыр в масле" Александр Свердлин. — Плюсы — это приезд новых людей, которые будут у нас что-то покупать. Минусы — могут быть затруднения с проездом в случае приезда каких-то делегаций. Арендные ставки могут вырасти. С другой стороны, начальство будет поближе, оно будет лучше видеть проблемы города".