10:4210 августа 202010:42
1119просмотров
10:4210 августа 2020
В интервью "ДП" накануне Дня строителя Игорь Креславский рассказал об основных итогах полугодия, подсчитал процент обновления управленческих кадров и опроверг наличие на рынке недвижимости классического "пузыря".
Вы отчитались, что за полгода увеличили темпы исполнения Адресной инвестиционной программы (АИП), уже с учетом корректировки, вдвое. Как вам это удалось, учитывая, что комитет всегда был в числе отстающих?
— Да, мы увеличили исполнение АИП по сравнению с 2018 и 2019 годами более чем в 2 раза. Планируем, что все соцобъекты, предназначенные к вводу в этом году, будут введены. Роста удалось добиться за счет пересмотра организации управления и в самом комитете, и в нашем подведомственном учреждении "Фонд капитального строительства". Поменяли принципы взаимодействия, более чем на 70% обновили управленческие кадры. Избавляемся от непрофессионалов и меняем на тех, кто понимает в строительстве. Много работали над деталями, провели большое число встреч с подрядчиками, услышали их видение ситуации, учли его. Сейчас мы стараемся своевременно финансировать подрядчиков, выделяем в рабочем порядке необходимые авансы, оплачиваем работы без задержек.
Вы же в основном сейчас отчитываетесь по контрактам, которые заключались до вас?
— В основном — да.
Раньше–то всегда говорили, что низкие темпы исполнения — из–за плохих подрядчиков. А получается, что нет?
— И это правда тоже, но ситуация многогранна. Где–то виноваты подрядчики, где–то заказчик должен активнее работать с проектной и сметной документацией. Мы провели сотни встреч с подрядчиками, чтобы определить эти болевые точки.
Механизм строительства соцобъектов не очень прозрачен. Где–то город сам их строит, где–то выкупает у застройщиков, а где–то заставляет строить инвесторов за свой счет. Это правильно?
— Мы не заставляем. У нас по ПЗЗ жилые объекты должны быть обеспечены социальной инфраструктурой. В рамках этого мы и работаем с застройщиками. Жилье, не обеспеченное социалкой, строиться не будет. И так уже накоплен большой дефицит. Чтобы ситуация была прозрачной и понятной, мы планируем создание градостроительной комиссии при губернаторе, в состав которой войдут все профильные комитеты. Эта комиссия будет рассматривать вопросы целесообразности строительства и его объемов в каждом конкретном случае.
Так это же все в ППТ заложено — сколько в каком квартале должно быть мест в школах, сколько в детских садах.
— Да. Но, во–первых, не все объекты строятся с ППТ, таких только около 70%. Или возникают смежные вопросы. Бывает, что застройщик возводит небольшой объект, для обеспечения которого не требуется целая школа. В таком случае комиссия может принять решение об объединении нескольких девелоперов и их совместной реализации конкретного социального объекта.
Но все–таки где–то застройщик строит за свои деньги, где–то город у него выкупает…
— Основной принцип — безвозмездная передача соцобъектов городу. В случае возникновения профицита, если застройщик построил больше, может обсуждаться выкуп.
Так вот, есть какое–то четкое правило, когда объекты выкупаются? Только в случаях профицита?
— Правило одно — обеспеченность должна быть. Еще раз говорю — подходы могут быть разные, строительство многогранно. Есть объекты, дополнительно построенные, — поликлиники, магистральные дороги, которые могут выкупаться. В таких случаях какие–то объекты передаются, а какие–то выкупаются.
На днях снесли первую хрущевку, и много говорилось, что это перезапуск программы реновации. Стоит ожидать каких–то законодательных изменений или просто все будут активнее работать по старым правилам?
— Здесь больше вопрос к компании, которая занимается программой, — "СПб Реновации". Чтобы они выработали правильную финансовую модель для ускорения темпов работы. У них 22 района. Город компанию, конечно, поддерживает.
Говорят, в этих районах уже и стартовых пятен не осталось.
— Из–за этого, конечно, тормозится процесс. Идет поиск таких участков, и решения будут найдены.
В Москве программа работает эффективно потому, что она принудительная. А в Петербурге — нет. Надо сделать, как в Москве?
— Нет, в Москве она работает потому, что там вливаются большие бюджетные деньги, сотни миллиардов, а здесь инвестор работает полностью за свои. В этом главная разница.
Будет ли в Петербурге меняться принцип реализации программы?
— Принцип остается тот же. Фактически это партнерство города и бизнеса, в котором финансирование ведется исключительно за счет инвестора.
В Петербурге темпы строительства очень высокие, а доходы населения снижаются, и только льготная ипотека поддерживает спрос. Не кажется ли вам, что это — схема классического "пузыря" на рынке?
— Спрос в Петербурге устойчивый. Федеральные власти своевременно приняли решение о субсидировании ипотеки и снижении ставок до 6,5% и ниже. Это оказало большое влияние на рынок. И эта программа будет продлена.
А что делать, когда программа закончится?
— Я думаю, решение о прекращении программы может быть принято на основе объективных данных. И, если возникнет необходимость в ее продлении, она будет продлена. Кроме того, у нас снижается ставка рефинансирования, поэтому и без субсидий ипотека становится дешевле. За счет этого снижается конечная цена квартиры. То есть в Петербурге риска "пузыря" я не вижу.
Есть ли предел роста у рынка жилья?
— Мы не ставим заоблачных целей. Ввели в прошлом году 3,5 млн м2, и этот уровень надо сохранять в обозримой перспективе, он комфортен для города. Поскольку существенное увеличение приведет к росту нагрузки на инфраструктуру.
Какая часть квартир, по вашим оценкам, покупается для себя, а какая в инвестиционных целях?
— Ситуация зависит от объекта. Если стартовая цена пониже, в такие проекты идут инвесторы. Если объект дороже — ситуация другая. В среднем в инвестиционных целях приобретается около 25%. Этот показатель стабильный во времени.
Инвестиционные квартиры покупают петербуржцы или жители регионов?
— Мы их не делим. Граждане России.
Стройкомплекс испытал проблемы с оттоком рабочей силы из–за эпидемии?
— Ее больше не стало и меньше тоже, потому что границы закрыты. В целом дефицит квалифицированных рабочих на стройках есть. Хотя за полгода число рабочих специалистов на стройплощадках в рамках АИП увеличилось в 2 раза. Но в целом городским стройкам нужен дополнительный приток мигрантов.
Со стороны кажется, что строительство жилья в городе идет гораздо быстрее, чем строительство необходимой этому жилью транспортной инфраструктуры. Согласны ли вы с такой оценкой?
— Для этого в том числе и создается градостроительная комиссия, чтобы синхронизировались все планы.
Что значит — синхронизировались? Если застройщик хочет строить, но денег на дорогу к его кварталу в бюджете нет, вы строить не разрешите?
— Город же должен развиваться? Должен. Но и все необходимое для комфорта людей должно быть. А дальше надо искать варианты.