Музы в изоляции. Как культурные учреждения Петербурга живут в условиях эпидемии

Вероятно, лучше всех подготовленными к внеплановой неделе выходных оказались учреждения культуры. Ведь со строгими ограничениями своей работы они столкнулись одними из первых. О том, как петербургские музеи, театры и кинотеатры закрывались для посетителей и переходили на удаленную работу, — в материале "ДП".

Залы на экране

Еще 18 марта Смольный опубликовал постановление, согласно которому деятельность музеев, театров и "организаций, осуществляющих публичную демонстрацию фильмов", в городе приостанавливается до 30 апреля. Речь, разумеется, шла не о полном закрытии, а о допуске посетителей. Днем раньше аналогичный приказ разослало по учреждениям федерального подчинения Министерство культуры РФ. Один за другим большие и малые музеи стали размещать на своих интернет–сайтах печальные сообщения о закрытии, сопровождая их информацией об уже имеющихся или готовящихся способах ознакомиться с экспозициями в интернете.
Директор Государственного ЭрмитажаМихаил Пиотровский в эмоциональном обращении к своему коллективу сравнил борьбу против коронавируса с военными действиями. "Изоляцию можно и нужно использовать для новой интеллигентной интеллектуальной работы. Нам предстоит превратить проблемы в возможности. Жесткая необходимость требует серьезно использовать все новейшие средства связи — от электронных совещаний до экскурсий онлайн", — добавил он.
Для больших петербургских музеев онлайн–продукты давно уже в порядке вещей. Их коллегам приходится приспосабливаться к изменившейся обстановке на ходу, изобретая способы виртуально пустить посетителей за закрытые двери. В Литературно–мемориальном музее Ф. М. Достоевского пока что выложили на сайте записи с аудиогидов, но в ближайшее время обещают добавить к ним полноценные онлайн–экскурсии.
"Музей продолжает работу: научно–экспозиционный отдел занимается созданием новой литературной экспозиции и подготовкой к 200–летию Ф. М. Достоевского. Отдел фондов занимается текущей работой. Начата подготовка к проведению городского праздника “День Достоевского”, который ввиду ситуации планируется провести онлайн. Экономический и технический отделы музея работают в обычном режиме", — сообщили в пресс–службе музея.
Еще сложнее приходится в условиях эпидемии частным музеям. Осознавая, что каждый день простоя приносит убытки, многие сейчас сконцентрировали усилия на том, чтобы гарантировать себе возобновление потока посетителей после окончания карантина.
"Решили, что все абонементы будут продлены на то количество дней, в течение которых музей закрыт. Для нас важно, чтобы после открытия их владельцы смогли прийти и познакомиться со всеми выставочными проектами, ведь искусство делает жизнь лучше и интереснее. В первый же день закрытия музея осуществили полный возврат всех денежных средств за электронные билеты, которые были действительны. Надеемся, что те, кто купил их, вернутся к нам сразу же, как только откроем свои двери", — сказала директор по внешним связям музея современного искусства "Эрарта" Екатерина Атоян–Милюкова.
Оценить экономические последствия простоя музейщики пока затрудняются. Между тем они могут быть весьма значительными. Например, в ЦВЗ "Манеж" дневная проходимость может достигать 1500–2000 человек, что при цене билета 300 рублей выливается в сумму около полумиллиона в день.
Кроме того, в некоторых музеях регулярно проходят мероприятия, пополняющие их бюджет. Дом–музей Анны Ахматовой отменил фестиваль "Златая цепь", который должен был стартовать 21 марта. В течение восьми дней предполагалось давать по два спектакля в день, каждый из которых собирал бы около 100 зрителей. В Музее Достоевского отметили, что для многих малых музеев существенной долей заработка является торговля сувенирами, которая в данный момент тоже невозможна.

Мертвый сезон

По театрам эпидемиологический кризис ударил с не меньшей силой. Отмена спектаклей и досрочное завершение сезона полностью сбили привычный ритм существования. Пострадал и репетиционный процесс. Об этом рассказал художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак: "Как раз репетировали пьесу Булгакова “Кабала святош”. И были вынуждены остановиться. Честно, мне бы не хотелось совсем прекращать репетиции. Ведь вдохновение — оно же приходит не тогда, когда тебе надо, а когда само захочет. А тут как раз вдохновение было замечательное. Финансово у нас огромные потери, как и в каждом петербургском театре. Надеемся, что нам поможет руководство города, иначе ситуация будет очень сложная. Все время читаем о том, что помогают банкам. Но я считаю, что театр — это банк духовности. И еще неизвестно, что важнее. Ничего не имею против банков, но мы тоже хотим жить".
Представители частных театров, которым на помощь из городского бюджета рассчитывать не приходится, не скрывают отчаяния. В "Лицедеях" сообщили, что спектакли, стоявшие в афише на конец марта, срочно перенесены на август или сентябрь, когда ситуация должна стабилизироваться. Апрельские представления пришлось просто отменить. На сайте театра висит пламенное воззвание к зрителям не сдавать купленные билеты, а сохранить их до августа как жест доброй воли и поддержки знаменитых петербургских мимов. Специфика "Лицедеев" состоит в том, что у них длинный театральный сезон — до июля. Уйти на летние каникулы они не могут себе позволить из–за постоянной потребности в оборотных средствах.
"Удар очень сильный, и просто не представляем, как дальше будем жить, — признается дежурный администратор. — Мы ведь платим приличную аренду. И с чего сейчас будем ее платить — никто не понимает". В театре еще теплится надежда, что карантин не продлится дольше 30 апреля и тогда вернуться на сцену станет возможно уже в мае–июне.

Приказ для форс–мажора

Отношениями с арендодателями обеспокоены и владельцы кинотеатров. Ведь большинство залов располагаются в торгово–развлекательных центрах.
"В сложившейся ситуации наши кинотеатры ждут прямого решения с запретом на федеральном уровне, а не рекомендаций, так как в таком случае это будет ситуация форс–мажора, что поможет при урегулировании вопросов, связанных как с арендодателями, так и с выплатами персоналу. Если же говорить про поручение правительства РФ от 24 марта (где говорится о закрытии региональных кинотеатров), то ждем от региональных органов исполнительной власти соответствующих постановлений", — объяснил ситуацию руководитель пресс–службы Объединенной сети кинотеатров ("Кино Окко", "Синема Парк", "Формула Кино") Артем Саргсян.
На этом фоне Петербург, где соответствующее постановление было принято больше недели назад, выглядит прогрессивно. Но в некоторых регионах договориться с властями, опасающимися усилить панику, оказалось значительно сложнее. Пока киносети принимают практически идентичные меры: линейный персонал занят подготовкой кинотеатров к простою, а административных работников переводят на удаленный режим.
Массовых увольнений при этом киносети не планируют, но признают, что в ближайшее время сотрудников придется переводить на сокращенные зарплаты. Как именно это будет организовано (учитывая, что, как правило, у линейных работников оплата почасовая), представители компаний сказать затруднились.
"Оценивать возможные убытки как с точки зрения посещаемости кинотеатров, так и с точки зрения прибыли будем позже, так как ситуация непредсказуема и меняется оперативно. Важно понимать, что потери будут сильно зависеть и от продолжительности турбулентной ситуации для индустрии, без поддержки которой возобновить кинопоказ на уровне конца 2019–го будет не просто", — добавил Артем Саргсян.
Менеджер по PR ООО "АСкино" (кинотеатры "Люксор") Анна Татаренок согласна с этим: "Спрогнозировать финансовую ситуацию сейчас сложно, но всем понятно, что индустрия в целом несет колоссальные убытки. На примере Китая видим, что даже после открытия кинотеатров и снятия карантина покупательная способность восстанавливается тяжело".
Согласно данным ЕАИС, с 18 марта по 30 апреля 2019 года все кинотеатры Петербурга заработали 459,5 млн рублей. Однако представители индустрии указывают, что механически принимать эту сумму в качестве оценки предполагаемых потерь некорректно. Доходы в большей степени зависят от наличия громких релизов, а не от конкретных дат (за исключением разве что "золотых" новогодних каникул). Один только фильм "Мстители. Финал", премьера которого в России состоялась 29 апреля 2019–го, за 2 дня успел внести в общую копилку 65,3 млн рублей. В конце марта и апреле нынешнего года настолько громких новинок не планировалось — их перенесли еще до того, как коронавирусная паника захлестнула мир. Так, премьера очередной серии бондианы "Не время умирать" с Дэниелом Крейгом переехала с первых чисел апреля на позднюю осень.
Мы закрыли все объекты, кроме трех наших парков — Екатерининского, Александровского и Баболовского. Сотрудники (28% от общего числа), которые непосредственно связаны с приемом посетителей, сейчас не работают — у них вынужденный простой. Часть работает дистанционно (6%). Некоторые (8%) оформили плановый отпуск. Остальные службы функционируют в прежнем режиме. Всего в музее трудится около 800 человек. Снижение посещаемости и, соответственно, доходов начали ощущать уже в феврале. С 18 марта у нас нет дохода от продажи билетов. Понятно, что ситуация непростая, и финансовые потери будут зависеть от того, как долго продлится эта пауза. Наши онлайн–экскурсии очень востребованы. Их смотрят в разных российских городах и странах — Италии, Испании, Израиле, Латвии. Школьный учитель из Болгарии написал нам, что устроил виртуальный урок истории — он "путешествовал" по залам Екатерининского дворца вместе со своими учениками. Мы продолжаем поэтический марафон "Карантин со стихами". Сотрудники музея читают стихи, связанные с Царским Селом. Среди авторов, вдохновленных красотой этого места, — Пушкин, Тютчев, Мандельштам, Ахматова, Голлербах.
Ольга Таратынова
директор ГМЗ "Царское Село"
Сейчас не играем спектакли и не проводим мероприятия для зрителей, но театр все равно работает, и большинство сотрудников заняты подготовкой премьер, запланированных на весну. На удаленный режим работы переведены около 3% от общего числа штатных сотрудников, поскольку технологически процесс работы театра не позволяет многие вещи делать на расстоянии. Сейчас планируем организацию работы финансовых служб в удаленном режиме. На странице театра "ВКонтакте" мы транслировали одни из самых популярных спектаклей БДТ — "Три толстяка. Эпизод 1. Восстание" и "Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце" в постановке Андрея Могучего. Трансляции посмотрели более 80 тысяч человек. С 25 марта до 25 июня в свободном доступе на сайте онлайн–кинотеатра Okko в рамках проекта "Золотая Маска online" можно посмотреть записи спектаклей Андрея Могучего "Гроза", "Губернатор" и два эпизода театрального сериала "Три толстяка". Экономические потери театра оцениваем в сумму от 37 до 50 млн рублей. Это серьезный удар по нашему финансовому положению, поскольку бюджет БДТ формируется на 45% из субсидии государства, а 55% театр зарабатывает сам. С нетерпением ждем воссоединения со своими зрителями, которые сейчас очень поддерживают нас теплыми пожеланиями.
Татьяна Архипова
Директор БДТ им. Товстоногова
Часть сотрудников приходят на работу, потому что у нас запланирована достаточно большая программа онлайн–мероприятий, видеотрансляций. Они занимаются их подготовкой и записью. Сотрудники фондов используют это время для того, чтобы провести плановые работы по обеспыливанию, генеральной уборке, каталогизации предметов. Старшее поколение и тех, у кого маленькие дети, постарались перевести на дистанционную работу с сохранением 100%–ного уровня оплаты. Поскольку музей не только экспонирует, но и хранит, изучает, то нам есть чем заняться во время карантина. Всегда накапливается какое–то количество дел, которые постоянная текучка не позволяет сделать оперативно. Еще до ухода на карантин начали работать над онлайн–рассказом о нашей коллекции, об уникальных вещах собрания. У нас давно была идея рассказать о жизни музея от лица смотрителей, которые часто остаются за кадром, хотя работают уже много лет. И мы запишем с ними целый цикл историй, где они поделятся воспоминаниями о том, как сюда пришли, как работали, какие происходили события. Также нам давно хотелось опубликовать записи чтения стихов Ахматовой и Бродского. И чтобы наши сотрудники, которые никогда не попадают в камеры, приняли в этом участие.
Анна Соколова
Заместитель директора по развитию музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Мы приняли решение о закрытии самостоятельно, 13 марта, то есть даже чуть раньше, чем появились рекомендации Минкульта. У нас два музея — в Петербурге и Москве, решили закрыть их одновременно, чтобы исключить из цепочки распространения инфекции. Мы прикинули, что можем себе позволить закрыться примерно на 3 месяца без фатального ущерба. Не считая упущенных возможностей для развития. В петербургском музее у нас работает всего 12 человек. 80% из них переведены на удаленный режим. Это прежде всего те, кто не имеет возможности добираться до работы пешком или на личном транспорте. Сейчас они занимаются наведением порядка на нашем сайте. Где–то давно было нужно поправить адрес страницы, где–то обновить фотографии, собрать информацию по отзывам. За март оплачиваем всем 100% зарплат. Далее, вероятно, будет чуть меньше, но все равно люди будут получать деньги. Мы снимаем видео с рассказом чуть более подробным, чем экскурсия в музее. В telegram–боте запускаем квест, где можно будет узнавать разные интересные факты, посмотреть фотографии, видео. Взяли интервью у различных известных людей, с которыми мы сотрудничали, скоро их можно будет увидеть. Будем делать онлайн–концерт с одной из петербургских групп на площадке "ВКонтакте".
Игорь Ковалевский
Директор Музея Советских игровых автоматов в Петербурге
Всем, кто выбрал дистанционную форму работы, мы идем навстречу. И даже компьютерную технику перемещаем в некоторых случаях из офиса домой. Не у всех же есть личные компьютеры с конфигурацией, достаточной для выполнения должностных обязанностей. В целом около 30% сотрудников перешли на удаленную работу. Работникам офиса предлагаем приезжать в более удобное время, чтобы избегать часа пик в общественном транспорте. По некоторым позициям мы связаны определенными регламентами и не имеем возможности отпускать их на дистанционную работу. Но все относятся с пониманием, и никаких конфликтов в этой связи не возникает. Выдали всем индивидуальные средства защиты, антисептики. Мы готовим 3D–тур по выставке "Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России", будем постепенно выкладывать видеообзоры, лекции. Плюс продолжаем подготовку к будущим выставкам. Например, экспонаты для совместного проекта с французским агентством Magnum Photos успели к нам приехать до закрытия границ. Мы связаны в том числе и деловыми отношениями и не можем просто так взять и все отменить. У нас достаточно долгий горизонт планирования — на 1,5–2 года вперед. Если сейчас остановим подготовку к какому–нибудь проекту, то вернуться к нему в разумные сроки будет уже невозможно.
Павел Пригара
Директор Центрального Выставочного Зала "Манеж"