Не акцизом единым. Дороги Ленобласти на московские деньги

Автор фото: Михаил Тихонов

Ленобласть добилась от Москвы денег на дороги, но пока не в рамках нацпроекта "БКАД".

Власти Ленинградской области получили подтверждение федерального софинансирования наиболее крупных объектов дорожной инфраструктуры в регионе. В период с 2020 по 2022 год в бюджет области поступит почти 5,2 млрд рублей, сообщили "ДП" в дорожном комитете Ленобласти.
"Росавтодор и Минтранс активно поддерживают нас, ведомства готовы участвовать в софинансировании дорожных объектов Ленобласти, что подтвердилось на днях. Пока это предварительные суммы, возможна корректировка в большую сторону", — уточнили в ведомстве.
"Как показывает практика, федеральный бюджет готов помогать, когда строительство объектов уже запущено. Поэтому наша задача сейчас — максимально быстро решать вопросы, которые могут повлиять на темпы строек", — заявил "ДП" глава дорожного комитета Ленобласти Денис Седов.

Оттопыривайте карман

В текущем году из федерального бюджета региону пока предусмотрено 200 млн рублей, в 2021 и 2022 годах — почти по 2,5 млрд рублей. Наибольшие суммы выделят на строительство моста через реку Волхов на подъезде к городу Кириши — 1,9 млрд рублей за 3 года. В этот же период 800 млн должно поступить на возведение путепровода во Всеволожске рядом со станцией Мельничный Ручей. На обоих объектах уже ведутся работы.
Итоги конкурса на строительство путепровода стоимостью почти 1,6 млрд рублей оглашены еще в ноябре 2018 года. Единственным участником и победителем стала компания "АБЗ–Дорстрой" — один из лидеров рынка дорожных подрядов в Петербурге и Ленобласти, — входящая в ГК "АБЗ–1" Владимира Калинина (№ 187 в РМ "ДП"). При этом неравнодушных к закупке было куда больше: несколько компаний обращались в ФАС, а фирма "Геоизол" даже дошла до суда, требуя отменить процедуру, но в итоге отозвала иск. К строительным работам "АБЗ–Дорстрой" приступил в марте 2019–го, закончить объект нужно в конце 2022 года. Такие немалые сроки завязаны на финансировании: при объявлении торгов Ленобласть могла рассчитывать только на собственный бюджет. По задумке чиновников, с поступлением федеральных средств путепровод можно будет построить за 2,5 года.

На второй мост

Подрядчик на строительство моста через Волхов стал известен в середине декабря 2019 года. В борьбе за контракт почти на 3,8 млрд рублей компания "ЕвроТрансСтрой" (ЕТС, 75% — у Сергея Ракчеева, 25% — у Андрея Локтионова) обошла АО "Стройтрансгаз", близкое, по данным СМИ, к Геннадию Тимченко (№ 1 в РМ "ДП"). Ранее ЕТС получил контракт на строительство еще одной переправы в Ленобласти — через реку Свирь в Подпорожье за 3,6 млрд рублей. Как писал "ДП", компания пришла на рынок на фоне банкротства крупнейших его участников (см. № 186 от 02.12.2019). К работам подрядчик уже приступил, начав с геодезических мероприятий, переноса городских сетей и обустройства строительного городка.
Мост через Свирь должен быть готов к декабрю 2026 года, а через Волхов — в 2025–м, однако с поступлением федеральных средств, как и в случае с путепроводом во Всеволожске, эти сроки сократятся. В 2019 году федерация перечислила Ленобласти 500 млн рублей на оба объекта. Софинансирование по мосту через Свирь на ближайшие 3 года пока не предусмотрено, но, как уточнили в дорожном комитете Ленобласти, ведомство направит еще одно письмо в Минтранс касательно поддержки строительства этой переправы.

Перспективные объекты

В январе 2020 года власти Ленобласти получили положительное заключение Главгосэкспертизы по проекту реконструкции 8–километрового участка Колтушского шоссе от КАД до деревни Колтуши во Всеволожском районе (см. "ДП" № 7 от 27.01.2019). Большую часть этого отрезка расширят до четырех полос движения. Из федерального бюджета на объект в 2021 году должно поступить 426,5 млн рублей, а в 2022–м — 627 млн.
"Первый этап реконструкции обойдется в 5,8 млрд рублей, целиком — в 8 млрд. Сейчас приступаем к работам по оформлению земельных участков, проводим необходимые конкурсные процедуры", — сообщил журналистам замдиректора ГКУ "Ленавтодор" Олег Глазунов.
В 2021–2022 годах в федеральном бюджете предусмотрены деньги на еще один дорожный объект в регионе, строительство которого пока не началось: обход Мурино в створе Пискаревского проспекта, который станет продолжением этой магистрали. За 2 года федералы планируют перечислить почти 1,4 млрд рублей. Общая же стоимость дороги — 5,5 млрд рублей.
Эта четырехполосная трасса протяженностью 7,6 км практически целиком пройдет по территории Ленобласти, за исключением 850–метрового участка, относящегося к Петербургу. Городские власти не спешили оформлять документацию по нему, поэтому областным чиновникам, подготовившим все бумаги к лету 2018 года, пришлось ждать коллег, и в Главгосэкспертизу проект нового шоссе отправился только весной 2019–го. Пока ведомство не одобрило его — из–за спорных моментов с землями Минобороны. Решить их власти Ленобласти планируют за февраль–март.

Нацпроект — за свой счет

До 2024 года Ленобласть продолжит участвовать в национальном проекте "Безопасные и качественные автомобильные дороги" (БКАД), который предусматривает федеральное софинансирование дорожных работ. Однако транш из бюджета РФ в размере 296 млн рублей регион получил только в 2019 году, больше таковых не предусмотрено. В оставшиеся годы Ленобласть и многие другие регионы–участники получат дополнительные средства на ремонт дорог в рамках нацпроекта за счет увеличения доли акцизов, поступающих в региональные дорожные фонды. Этот принцип должны применить с 2020 года, постепенно увеличивая отчисления. Так, от акцизов Ленобласть в текущем году должна получить около 400 млн рублей, в 2021–м — почти 640 млн.
Однако власти Ленобласти заявляют, что одни акцизы их не спасут, и надеются получить из Москвы и прямое финансирование по нацпроекту. "В этом году транш нам пока не предусмотрен. Но федеральные власти оказывают содействие, выделяя гранты, различные субсидии, что позволяет освобождать региональный бюджет и перебрасывать деньги в том числе на мероприятия в рамках нацпроекта. Но и целенаправленная помощь нужна", — сказал "ДП" замдиректора ГКУ "Ленавтодор" Илья Банников. Сейчас в нормативном состоянии в регионе находится около 47% областных дорог, в рамках нацпроекта в 2024 году эта цифра должна увеличиться до 50%.
Напомним, ранее заместитель председателя правительства Ленобласти Михаил Москвин заявлял, что по итогам 2020 года субсидии из федерального бюджета для региона по дорожной отрасли суммарно могут составить 2,5 млрд рублей. Эти деньги пойдут как на строительство конкретных дорожных объектов, так и на ремонт трасс в рамках БКАД.
"Скорее всего, изначально параметры федерального бюджета будут небольшими, но в течение года цифры увеличатся, потому что по ряду регионов идет неисполнение программы, есть остатки средств. Для нас главное — получить строчку в бюджете на тот или иной объект на начало года, а дальше своими активными работами мы покажем возможность софинансирования наших объектов", — говорил тогда Москвин.