Все течет. Петербуржцы заново отвоевывают водные пространства

Автор фото: Толстов Антон
Автор фото: Толстов Антон
Воды, дайте воды! Именно с такой просьбой петербуржцы (не все, но самые неравнодушные) обращаются к городу. Кому в столице рек и каналов не хватает морского духа? Как "музей борщевика" на Охте связан с освоением прибрежных территорий? Что связывает активистов и предпринимателей? Институт исследования стрит–арта помогает "ДП" разобраться в особых отношениях горожан с водными артериями.

За реки — горой

С этим городом и его жителями все абсолютно ясно: воевать за выход к морю у местных в крови. Как с Петра I началось — так до сих пор и не кончилось. Правда, теперь методы куда более щадящие: за прибрежные зоны сражаются словами и мирными делами. Баталии объяснимы: "город на воде" вроде есть (по крайней мере, на туристических экскурсиях так и говорят), а вот доступа к этой самой воде у людей почти нет.
Один из очевидных способов "пообщаться" с петербургскими водами — традиционные прогулки по рекам и каналам на теплоходах. И все же развлечение это — недешевое. Да и подходит оно скорее отдыхающим, а не близ живущим: "отуристился" за все лето один раз — и хватит. Вот и получается, что реки используются исключительно в гедонистических, но страшно непрактичных целях.
И вот, вспоминая о почившем аквабусе, в Петербурге все же решили возродить практику поездок на водных "маршрутках": изменения предложили в городском комитете по транспорту. Уже в 2020–2022 годах новый маршрут соединит Литейный мост с Арсенальной набережной. О специфичных пробках на воде и рентабельности проекта говорить пока рано, но все же такой транспорт выглядит для Петербурга естественным.
Следующий вариант по поиску контактов с водой — это выходы к водным пространствам с суши: не искупаться, так хотя бы полюбоваться. Где, кроме как на пляже Петропавловской крепости, ловить петербургское солнце и наслаждаться (по крайней мере попробовать) местными ветрами?
"Сейчас из публичных площадок — это "Севкабель Порт" и "Новая Голландия". Интересно наблюдать, как люди взаимодействуют с водой в защищенном месте — обедают на газонах или просто долго смотрят вдаль. Еще из знаковых мест — Елагин остров, пляж у Южной дороги и Парк 300–летия. Горожане отдыхают именно там, где есть доступ к воде", — делится наблюдениями Альбина Мотор, сооснователь петербургского Института исследования стрит–арта. И добавляет, что помимо существующих водных зон в городе есть много потенциальных мест отдыха. Именно их развитием занимаются участники международного проекта "Waterfront/Водная линия", который инициирован Альбиной Мотор в содружестве с Датским институтом культуры.
Галерная гавань, Охта, Пряжка и пляж на юго–западе — те самые территории, которые могут стать новыми точками притяжения. Проблема разве что в инфраструктуре: здесь ее попросту нет.
"Нас, например, поразило, как люди "общаются" с водой на пляже юго–запада. В плохую, страшно ветреную погоду горожане приезжают сюда на машине, встают на дороге и, не выходя из транспорта, наблюдают за закатом и Финским заливом", — рассказывает Альбина Мотор.

Вдоль по водной линии

Проект Waterfront — художественно–исследовательский, заточенный под взаимодействие с местными сообществами. Миссия по вовлечению в дело горожан изначально легла на плечи художников: искусство — притягательная сила. В первой стадии проекта (2017 год) участвовали 14 художников, а во второй (2018–й) — уже 40 человек: от урбанистов и архитекторов до социологов и антропологов. Несколько месяцев они изучали диалог воды, города и человека. К чему пришли? Загибать пальцы даже не предлагаем: все равно их не хватит.
Например, за плечами команды Охты — интерактивная карта региона, несколько пикников с горожанами и звуковая инсталляция. Одна из крупных реализованных работ — импровизированный музей борщевика: на деревянной вышке–беседке участники команды развесили таблички об опасном растении, которое заполонило берега реки.
"Мы проводили кабинетные исследования, общались с краеведами, анкетировали местных жителей. Затем, собрав данные, сплавлялись на лодке от устья реки, чтобы проанализировать доступность берегов. После — прошли пеший маршрут по обоим берегам и попробовали несколько способов по уничтожению борщевика", — рассказывают о методологии в команде Охты.
Не меньше проектов воплотили архитекторы и художники из команды Галерной гавани. На их счету — несколько мероприятий на дебаркадере, интерактивная экскурсия по территории, двухдневный архитектурный воркшоп, организация бесплатного катания на байдарках и установленный объект для сбора пластиковых бутылок. Пожалуй, самыми заметными проектами стали стихийный пленэр и арт–интервенции.
"Это был мастер–класс по росписи керамических плиток, где мы предлагали местным жителям переосмыслить водную тематику. В большинстве случаев медиаторами между нами и жителями были дети, ведь не все взрослые соглашались поучаствовать (кто–то спешил, кто–то стеснялся). Плодотворным было и сотрудничество со студией творческого интеллекта Nutschool. Мы сняли фильм и создали арт–объекты — они родились и "умерли" в гавани. Это было концептуально. Мы даже сделали карту с их местоположением — на это был запрос в соцсетях", — делятся опытом участники команды.
Разумеется, получалось не все. Например, так и не удалось добиться разрешения на строительство общественного амфитеатра на Пряжке, а водный перформанс с участием сапсерферов не состоялся из–за законов — гребные плавсредства могут находиться на реках лишь с 5 до 8 утра. И все же не это стало основной трудностью для проекта.

300 петербуржцев

Взаимодействие с местными жителями одновременно и дополняло, и тормозило процесс. Далеко не все были готовы бороться за создание новых, пока неосязаемых зон отдыха.
"Сейчас в проект активно вовлечено около 300 человек, но хотелось бы больше. Ведь все это — про то, как мы и наши дети будем жить в ближайшие десятилетия. Пока нет запроса от жителей, решения будут приниматься без учета наших потребностей. Причем чаще всего теми людьми, которые проезжают мимо наших потенциальных общественных пространств лишь на автомобилях", — объясняет Альбина Мотор.
Но оказалось, что с водой наладить диалог чуть ли не проще, чем с самими местными жителями.
"Мы не ждем быстрых результатов. К проактивной позиции люди всегда относятся настороженно. Если мы приглашаем к сотрудничеству бизнес, который тоже претендует на площадки у воды, сразу возникает еще больше подозрений: мол, мы лоббируем интересы предпринимателей. Хотя нам на самом деле важно, чтобы все стороны хотя бы выслушали друг друга. Это тотальное недоверие к низовым инициативам. Нужно топить лед", — уверена Альбина Мотор.
"Сейчас мы ищем, находим и знакомим между собой людей, готовых на изменения. На наши лекции мы приглашаем экспертов, активистов и общественников, которые делятся своим опытом и рассказывают, с чего начинать. Малыми шагами, надеюсь, сформируется местное сообщество", — делится стремлениями художница Александра Кокачева, участница команды Пряжки.
В октябре закрылась вторая стадия Waterfront, но планам на будущее это не мешает.
"Диалог выстраивается небыстро, но оно того стоит. В итоге оказывается, что использование набережных — это нестрашно и полезно: и бизнесу, и чиновникам, и профессиональному сообществу (архитекторам и урбанистам), и "обычным" жителям города. Мы пытаемся эволюционировать так, чтобы все четыре стороны научились говорить друг с другом", — подводит итог Альбина Мотор.
Значит, если и воевать за воду, то вместе. За окном, конечно, не Черное море, но и северной романтике облагораживание точно не помешает.
Петербург — приморский город, пусть и расположенный совсем не в теплых широтах. Воды здесь много, даже в избытке, поэтому отношение к ее ценности не вполне осмысленное. Да, водные прогулки по петербургским рекам и каналам входят в привлекательный туристический набор, но в городе достаточно неухоженных "неизвестных" рек и водоемов, к которым не доходят туристические тропы. Есть также береговые линии, которые при разрастании города попали в районы новостроек. Исследованию и пониманию их ценности и посвящен наш проект. В его методологию была заложена важная функция обратной связи. Кроме исследования территории команды должны были выстроить социальные связи с местными сообществами, чтобы понять, как сами жители оценивают необходимость благоустройства и какие именно элементы этого благоустройства считают наиболее важными. В наше время наряду с беспокойством об экологии и ответственности за будущее существенно меняется понятие о ценности воды как значимого ресурса. В исследовательских поездках мы изучали опыт наших европейских соседей по Скандинавии. Это путешествие наглядно показало, что даже в мегаполисе сегодня можно жить комфортно и близко к живой природе, без пафоса и эффектных гранитных эспланад. Финальная выставка проекта "Waterfront / Водная линия" — это краткая визуальная презентация долгосрочной работы, которая проводилась на четырех (очень разных) локациях в городе. Она дает общее представление о проекте, но отсылает к конкретным территориям на карте города, которые требуют внимания и изменений.
Дмитрий Пиликин
куратор финальной выставки проекта "Waterfront/Водная Линия" в пространстве "Севкабель Порт"
Проект Waterfront ставит в центр внимания проблему использования городских набережных, а Галерная гавань — оазис в городских джунглях Василеостровского района. Впитавшая в себя множество событий, хранящая историю, она укрыта от людей, что придает ей еще большую привлекательность в глазах не только туриста, но и жителя Петербурга. Мы с командой погрузились в историю. Галерная гавань — это памятник культурного наследия, но, как оказалось, большинство ее жителей не знают историю этого места. Это связано в первую очередь с тем, что вокруг современная жилая застройка. Соответственно, здесь в новые дома заселяются люди, которые, как правило, переезжают из других районов или городов. В итоге мы решили провести интерактивную экскурсию, где каждый участник становился сам себе экскурсоводом. На прогулке мы всем вручили буклет с вопросами и картой Галерной гавани, а ответы на них хранились в нашей группе в соцсетях.
Полина Штанько
участница команды Галерной гавани