Википедия–комедия. "Сочинение про Джобса" Театрального проекта 27 в БТК

Автор фото: Театральный проект 27
Уж не знаю, почему постоянные сотрудники Большого театра кукол — режиссер Иван Пачин, продюсер Наталия Сергеевская, главный художник Марина Завьялова, драматург Клава Ильина и небольшой, но ладный отряд артистов — выделились из материнской структуры в независимый Театральный проект 27. Наверняка тому есть очевидные и невероятные причины: может, так легче выпускать спектакль в сгущенной обстановке продолжающегося следствия по делу (сомнительному, мягко говоря) директора БТК Александра Калинина. Или удобнее прокатывать постановку, прямо–таки заточенную на то, чтобы стать гастролером–блокбастером. Адресат — самый проблематичный для всех детских театров страны — подростки. Тема — как нельзя более актуальная для этих самых тинейджеров: биография Стива Джобса. Подача — исключительно доступная. Реквизит и декорации — замечательно мобильные.
"Сочинение про Джобса" получилось легкое, залихватское и простое, как мюзикл. Вот только музыка в нем вместо формообразующей играет вспомогательную, иллюстративную роль, даже когда поют, танцуют. Громогласный саундтрек из хитов 1970–1980–х задает тон, атмосфера DIY — дело рук сценографа, артистов, жонглирующих персонажами и реквизитом, строящих гараж, школу, машину, офис, ретрит духовного гуру, снова офис и пр. буквально из подручных средств. Пара столов, стульев, немного лего, фанеры, скупые, но яркие актерские штрихи — и байопик катится как по маслу. Вот Надежда Мошкина — биологическая мать Стива, а вот она уже секретарша из Atari, девушка будущего компьютерного гуру из хиппи–коммуны, член совета директоров Apple, дочка Лиза. Вот Михаил Кулишкин — непутевый родной отец младенца Абдулфаттах Джандали, а вот он — Стив Возняк, и в этой роли друга, соратника, "личного изобретателя", а то и жертвы Джобса застревает надолго, пока не превращается в креативного директора Pixar Джона Лассетера. Михаил Ложкин — то хозяин фирмы Atari, то приемный отец Джобса, собирающий системные платы в домашнем гараже, чтобы выполнить первый большой заказ на прото–компьютеры Apple 1, то зловещий бизнес–директор Apple Джон Скалли, изгнавший Джобса из его компании. Наталья Слащева прекрасна и в роли приемной матери будущего гения, и в многочисленных камео работниц Apple, страдающих от скверного характера своего босса. Сам Иван Пачин руководит сонмом мелькающих как в калейдоскопе, веселых, припевающих героев и как режиссер, и как лично Стив Джобс — эта роль села на него словно влитая. Тощий сутулый господин Пачин, отлично спародировавший скованную пластику Джобса, оказался на него устрашающе похож, особенно после того, как натянул легендарные черную водолазку и синие джинсы.
Спектакль резво проезжается по основным этапам биографии основателя самой прославленной компьютерной компании мира. Истории про "Синюю коробочку", Индию и яблочную ферму, фрутарианство, немытость Джобса в юности, его "эмоциональную недостаточность", аутистический перфекционизм, бизнес–ушлость и даже некоторые проявления человечности и любви превращены в лирическую комедию. Смерти, печали, экзистенциальным вопросам на сцене места нет. Спустя два недлинных действия байопик резко тормозит в 1996–1997 годах и останавливается на триумфе Джобса, вернувшего контроль над Apple после череды неудач, потерь, обретений (например, анимационной студии Pixar или дочери Лизы). Авторы сфокусировались на становлении героя с явной назидательной целью: подросткам предлагается до или после спектакля читать книжку "Чему я могу научиться у Стива Джобса", чтобы перенять у героя способность придумывать все из ничего и выходить победителем из поражений. И, хотя целевая аудитория, поголовно мечтающая об айфонах последней модели, мало что знает о создателе своей мечты, ей не предлагается читать "Википедию" перед походом в театр. И вправду, ни к чему: нам покажут ровно то, что там написано. Не меньше, но и не больше.