Ольга Комок Все статьи автора
13 декабря 2019, 08:17 238

Википедия–комедия. "Сочинение про Джобса" Театрального проекта 27 в БТК

Фото: Театральный проект 27

Уж не знаю, почему постоянные сотрудники Большого театра кукол — режиссер Иван Пачин, продюсер Наталия Сергеевская, главный художник Марина Завьялова, драматург Клава Ильина и небольшой, но ладный отряд артистов — выделились из материнской структуры в независимый Театральный проект 27. Наверняка тому есть очевидные и невероятные причины: может, так легче выпускать спектакль в сгущенной обстановке продолжающегося следствия по делу (сомнительному, мягко говоря) директора БТК Александра Калинина. Или удобнее прокатывать постановку, прямо–таки заточенную на то, чтобы стать гастролером–блокбастером. Адресат — самый проблематичный для всех детских театров страны — подростки. Тема — как нельзя более актуальная для этих самых тинейджеров: биография Стива Джобса. Подача — исключительно доступная. Реквизит и декорации — замечательно мобильные.

Любовь превозмогает все. Фестиваль Яна Фабра и современное искусство в БДТ

Любовь превозмогает все. Фестиваль Яна Фабра и современное искусство в БДТ

158
Ольга Комок

"Сочинение про Джобса" получилось легкое, залихватское и простое, как мюзикл. Вот только музыка в нем вместо формообразующей играет вспомогательную, иллюстративную роль, даже когда поют, танцуют. Громогласный саундтрек из хитов 1970–1980–х задает тон, атмосфера DIY — дело рук сценографа, артистов, жонглирующих персонажами и реквизитом, строящих гараж, школу, машину, офис, ретрит духовного гуру, снова офис и пр. буквально из подручных средств. Пара столов, стульев, немного лего, фанеры, скупые, но яркие актерские штрихи — и байопик катится как по маслу. Вот Надежда Мошкина — биологическая мать Стива, а вот она уже секретарша из Atari, девушка будущего компьютерного гуру из хиппи–коммуны, член совета директоров Apple, дочка Лиза. Вот Михаил Кулишкин — непутевый родной отец младенца Абдулфаттах Джандали, а вот он — Стив Возняк, и в этой роли друга, соратника, "личного изобретателя", а то и жертвы Джобса застревает надолго, пока не превращается в креативного директора Pixar Джона Лассетера. Михаил Ложкин — то хозяин фирмы Atari, то приемный отец Джобса, собирающий системные платы в домашнем гараже, чтобы выполнить первый большой заказ на прото–компьютеры Apple 1, то зловещий бизнес–директор Apple Джон Скалли, изгнавший Джобса из его компании. Наталья Слащева прекрасна и в роли приемной матери будущего гения, и в многочисленных камео работниц Apple, страдающих от скверного характера своего босса. Сам Иван Пачин руководит сонмом мелькающих как в калейдоскопе, веселых, припевающих героев и как режиссер, и как лично Стив Джобс — эта роль села на него словно влитая. Тощий сутулый господин Пачин, отлично спародировавший скованную пластику Джобса, оказался на него устрашающе похож, особенно после того, как натянул легендарные черную водолазку и синие джинсы.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Спектакль резво проезжается по основным этапам биографии основателя самой прославленной компьютерной компании мира. Истории про "Синюю коробочку", Индию и яблочную ферму, фрутарианство, немытость Джобса в юности, его "эмоциональную недостаточность", аутистический перфекционизм, бизнес–ушлость и даже некоторые проявления человечности и любви превращены в лирическую комедию. Смерти, печали, экзистенциальным вопросам на сцене места нет. Спустя два недлинных действия байопик резко тормозит в 1996–1997 годах и останавливается на триумфе Джобса, вернувшего контроль над Apple после череды неудач, потерь, обретений (например, анимационной студии Pixar или дочери Лизы). Авторы сфокусировались на становлении героя с явной назидательной целью: подросткам предлагается до или после спектакля читать книжку "Чему я могу научиться у Стива Джобса", чтобы перенять у героя способность придумывать все из ничего и выходить победителем из поражений. И, хотя целевая аудитория, поголовно мечтающая об айфонах последней модели, мало что знает о создателе своей мечты, ей не предлагается читать "Википедию" перед походом в театр. И вправду, ни к чему: нам покажут ровно то, что там написано. Не меньше, но и не больше.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама