Не судимы будете. В Петербурге пересмотрели подход к алгоритму проверки бизнес-партнеров

Автор фото: vostock-photo

Старые методы теряют актуальность, рынку нужны новые стандарты, заявляют эксперты.

Вероятность столкнуться с недобросовестным контрагентом при заключении коммерческих сделок достигает 15%, заявили на петербургской конференции "Финансирование потенциалов". Собственная служба безопасности, онлайн-сервисы проверки юрлиц и специализированные бюро способны увидеть опасность в большинстве случаев, но не всегда могут полностью защитить честных предпринимателей.
Кроме того, многие критерии, по которым оценивают уровень надежности юридического или физического лица, устарели или зачастую истолковываются неверно. Подробнее о том, какие новые алгоритмы позволяют исключить финансовые риски и сохранить деловую репутацию компании, — в материале dp.ru.
Как отмечает доцент факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО, основательница BLcons Group Екатерина Литау, бизнес-климат в России остается зависимым от государственного сектора. Источники финансирования более чем на 90% сосредоточены в бюджете или крупных компаниях с госкапиталом. Причем заняты они преимущественно добычей и переработкой полезных ископаемых.
В качестве показательного примера Екатерина Литау сравнила запасы российской нефти со стоимостью мировых IT-гигантов. Власти России оценивают нефтяные ресурсы страны в $1 трлн, на таком же уровне находится капитализация лидеров в сфере технологий и коммуникаций. "Наш выход — это инновации и бизнес", — говорит Литау.
Однако в строгой иерархической структуре, присущей РФ, бизнес продолжает сталкиваться с большим количеством угроз и нуждается в правовой поддержке. Один из способов обезопасить себя перед заключением договора с потенциальным бизнес-партнером — проверка контрагента. Этот инструмент применяется как в частном, так и в государственном секторе, а пренебрежение им чревато административной и уголовной ответственностью, предупреждают эксперты.

Старые привычки

О самых распространенных ошибках, которые совершают собственники и менеджеры при анализе деловых связей, рассказал основатель компании "Интернет-Розыск" и руководитель проекта разработок в сфере безопасности "Технопарка Санкт-Петербурга" Игорь Бедеров. По его данным, шанс столкнуться с недобросовестной организацией колеблется в пределах 7–15%.
"Проявление неосмотрительности при выборе контрагента — главный риск для компаний. Если вы заключаете договор с неблагонадежным партнером, а он вас "кидает", возникает угроза неисполнения обязательств перед другими вашими партнерами. Дальше вы оказываетесь во всевозможных черных списках, включая налоговую службу и ЦБ", — подчеркнул Бедеров.
Службы безопасности и открытые базы данных в интернете дают широкие возможности для проверки, рассуждает Бедеров, но в конечном итоге решение о заключении сделки обычно принимает конкретное должностное лицо. Такой сотрудник чаще всего руководствуется устоявшимися и привычными правилами. Но взгляды на проверку контрагентов в нынешних реалиях пора пересматривать. Например, некоторые организации не проходят банковскую проверку при открытии расчетно-кассового обслуживания. Этот факт еще не означает, что компания токсична и с ней ни в коем случае нельзя вести дела.
"Действительно, через неделю во всех скорингах вы будете сравнимы чуть ли не с крупными обнальщиками, кидалами и т. д. Но просто по причине того, что банковскому андеррайтеру было плевать на детальную проверку и он формально выполнил свою работу", — смоделировал одну из возможных ситуаций Игорь Бедеров.
Схожие проблемы возникают, когда судебные приставы не могут установить сведения о счетах или местоположении должников. "Пристав может и стула своего не покинуть, от балды что-то написать. У меня лично такой пример есть, 36 рублей должен был. Ни налоговая, ни приставы уведомлений не присылали", — вспомнил он случай из своей жизни.
По мнению Бедерова, недавно созданные компании, физически не получившие возможность предоставить финансовую отчетность, либо юрлица с одним сотрудником в штате также могут ошибочно оцениваться как неблагонадежные. Приостановление операций по счетам, появившееся в сервисах проверки контрагентов сравнительно недавно, тоже не всегда говорит о серьезных проблемах. Иногда даже мизерная задолженность может стать причиной блокировки.
Еще один распространенный случай в бизнес-практике — отказ от сотрудничества с предпринимателями, имеющими уголовное прошлое. "Мы все считаем, что если директор компании ранее судим, то на нем надо поставить крест. Но, по статистике, у нас в стране 18% активных граждан имеют судимость", — обратил внимание спикер.
Игорь Бедеров заявляет, что рынку необходим единый стандарт проверки контрагентов и требования к квалификации специалистов. Сейчас даже выходцы из ОБЭП не всегда соответствуют требованиям работодателей. В "Интернет-Розыск", к примеру, из 250 откликов на вакансию лишь двое подошли под заявленные критерии.

Формула безопасности

В BLcons предостерегают, что мультипликация рисков при финансировании бизнес-проектов усиливается, когда дело касается госкапитала. В цепочке от источника средств до непосредственного исполнителя каждому может грозить риск коммерческой и уголовной ответственности, даже если вы не были напрямую причастны к нарушению закона.
Юристы компании разработали пять рекомендаций, соблюдение которых поможет избежать проблем. Во-первых, на начальном этапе следует четко определить форму финансирования. Речь о том, какие именно правовые акты будут регулировать отношения между партнерами: общие (Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы) или специальные (федеральные законы).
Во-вторых, необходимо детально документировать каждую операцию. В случае претензий со стороны контролирующих органов подтвердить договоренности, достигнутые на словах, будет невозможно. Нецелевое использование средств — самый распространенный предмет коммерческих споров, поэтому третья рекомендация связана с обязательным следованием цели финансирования.
Четвертый совет, как уже говорилось выше, касается подробного изучения контрагентов. Сэкономить ресурсы и сократить время первичной оценки делового партнера помогают онлайн-сервисы наподобие "Коммерсантъ Картотека",СПАРК, "Контур-Фокус" и т. п.
Менеджер "Коммерсантъ Картотека" Кристина Панкратова отмечает, что список параметров, указывающих на фиктивные фирмы и недобросовестные компании, состоит более чем из 30 позиций. Подозрения могут вызвать массовые учредители и руководители, наличие первых признаков банкротства и ликвидации юрлица, связи с офшорами, долги по кредитам и налогам, задержки с финансовой отчетностью и многое другое.
В BLcons к перечню недостатков контрагентов добавляют отсутствие материально-технической базы, немногочисленный штат персонала, проблемы с оплатой самых обычных услуг, характерных для текущей деятельности, низкую налоговую нагрузку, отсутствие доказательств активного исполнения договора, когда не ведется переписка и нельзя ознакомиться с протоколами совещаний, а также сложности с поиском отзывов, рекомендательных писем и статей о компании.