Инвесторы собрались на выставку. Из более чем 200 музеев Петербурга около 10% не связаны с государством

Автор фото: ТАСС

Они устроены частными лицами или бизнесом.

Частные коллекции для народа

Прогулявшись по бесплатному Музею настольных игр, вы попадаете в небольшой магазин, в котором можно пополнить запас домашних развлечений. Пропустить чашку–другую кофе можно в Музее кофе. А узнать историю игрушек — опять же в тематическом заведении. Граммофоны, живопись, специи, советские игровые автоматы, невероятные машины и механизмы, матрешки и даже… эмоции — все может превратиться в экспонат. Какие–то частные музеи, например Фаберже, советских игровых автоматов или "Эрарта", уже прочно вошли во все путеводители. Другие, пока в условной "второй лиге", еще не стали предметами массового туристического интереса, но постепенно ищут и находят свою аудиторию.
В последние несколько лет появление частных музеев благодаря их растущему количеству стало заметным явлением в туристической жизни города.
Мотивы устроить музей на собственные средства у основателей совершенно разные. Чаще всего из интереса того или иного человека, обычно весьма состоятельного, к определенной теме вырастает коллекция, которая естественным образом наталкивает на мысль о том, чтобы сделать ее доступной и публичной.
"Идея музея возникла у нашего создателя и учредителя Аслана Чехоева, когда его коллекция вышла за приватные рамки и появилось желание поделиться ею с широкой публикой", — рассказывает Ирина Кочиева, соучредитель и директор Нового музея, чье собрание охватывает многие знаковые явления русского изобразительного искусства второй половины ХХ и начала XXI века.
Появлению Музея специй предшествовало совпадение двух обстоятельств, говорит его гендиректор Арсен Алавердян. Его владельцы коллекционировали артефакты, связанные с хранением и обработкой пряностей, и, когда коллекция заняла слишком много места, возникла идея оформить выставку. Кроме того, бизнес владельцев связан как раз с пряностями, и они заметили, что во флагманском розничном магазине покупатели вели себя как в музее. "Интерес был неподдельным и познавательным", — отмечает Арсен Алавердян. Так все и сложилось.
Дмитрий Филатов, совладелец квартиры на Гороховой, последнего жилища Григория Распутина, откуда он уехал в Юсуповский дворец в роковую для себя ночь, когда–то учился на экскурсовода. В качестве бесплатного хобби он начал приглашать друзей и знакомых в квартиру, рассказывал о старце и истории России первой четверти XX века. Затем к объекту появился интерес у турфирм, которые стали привозить сюда полноценные экскурсии.
Порой идею вызывает к жизни потребность рассказать публике о специфичном занятии, в том числе чтобы развеять устойчивые мифы. Так, завод "Дагвино" изучает возможность открыть в 2020 году музей на базе своих коньячных погребов. "Мы хотим показать, как выглядит качественное виноделие, каковы этапы производства, дать базовые знания для выбора коньяка. Например, обсудить, как на качество изделия влияет срок выдержки", — рассказывает коммерческий директор завода Владимир Матюшечкин.

Делать деньги на искусстве

Может ли частный музей быть прибыльным? Зависит от формата и целей основателя. У Нового музея, появившегося в 2010 году, задача окупаемости не ставилась в принципе. В день сюда приходят 15–20 любителей живописи, проект исключительно гуманитарный. Не ведет речь о финансовой отдаче и "Дагвино", гораздо важнее вклад в повышение культуры пития. Музей специй с ежедневным потоком 25–30 посетителей был некоммерческим, но окупил вложения в размере 3 млн рублей за 4 года и безубыточен благодаря кофейне и магазинчику.
А вот Музей неПравды, запущенный предпринимателем Дмитрием Мироновым в сентябре 2018–го, оказался коммерчески успешен. Инвестиции в проект в размере 15 млн рублей основатель нашел на "Бирже стартапов" "ДП". Всего за год посмотреть на диковинные штуки из мира мифов и фантастики вроде скелета циклопа, летающих сандалий Гермеса и киборга с собачьей головой пришло почти 40 тысяч человек. Теперь филиал музея откроется в Москве, в планах франшиза в России и за рубежом. К слову, в Москве запускается и другой петербургский проект — Музей эмоций. Частные инвестиции в необычные экспозиции вполне могут приносить не только радость посетителям и туристический поток городу, но и прибыль основателям.