"Жизнь в смартфоне и экономия": как и что покупали россияне в интернете в 2018 году

Автор фото: Коньков Сергей
В 2018 году россияне стали активнее тратить деньги в интернет-магазинах, где можно сэкономить на скидках и акциях. Самые популярные товары (одежду и обувь, гаджеты и мелкую бытовую технику) все чаще выбирают и покупают помощью смартфонов. Телефоны стали не только универсальным подарком, самым популярным запросом в магазинах, но и универсальным инструментом, с которого и которым можно платить за товары в интернет-магазинах, соцсетях и на интернет-барахолках. Китайские магазины в России по-прежнему популярны, но российские интернет-площадки в этом году сравнялись с ними по темпам роста оборота. В начале следующего года россияне готовы тратить меньше и ожидают спада в экономике.

Сэкономить на одежде и гаджетах

В России за год число онлайн-покупателей выросло на 17%, летом 2018 года 35% россиян хотя бы раз за последние полгода покупали товары в интернете, говорится в совместном опросе агентства GfK и "Яндекс.Маркета" (в нем приняли участие 5470 человек в возрасте от 16 до 55 лет). Больше половины опрошенных заявили, что покупают онлайн из-за более низкой, чем в обычных магазинах, стоимости товаров.
Как отмечают аналитики, в последние годы в российских и в зарубежных интернет-магазинах больше всего респондентов заказывают одежду и обувь. Кроме одежды в числе самых популярных запросов средства личной гигиены и косметика, мелкая бытовая техника. Смартфоны, сумки, аксессуары и товары для детей покупают в Китае, в других странах — косметику и опять же детские товары. Крупную бытовую технику и мебель покупают почти всегда в России.
Две трети опрошенных предпочитают иностранные магазины российским из-за более низких цен. Среди других причин респонденты называли возможность купить товары, которые не продаются в России (28%), и более широкий ассортимент (27%). Да и при выборе среди российских магазинов покупатели чаще всего ориентируются на цены (38%). На втором месте надежность магазина, на третьем — большой ассортимент. При покупке в России чаще сравнивают стоимость на разных сайтах и узнают условия доставки. За рубежом — читают отзывы и смотрят фото товаров.
Подавляющее большинство покупок (70%) были сделаны со скидкой или по акции. При этом почти 60% опрошенных были бы готовы купить тот же товар без специальных условий. Самые распространенные акции — прямые скидки и бесплатная доставка. Российские магазины заметно чаще зарубежных привлекают покупателей промокодами, зачислением баллов на карту и скидками по программам лояльности. Спонтанные покупки россияне делают в иностранных магазинах, больше таких покупок совершают молодые люди, чаще всего — женщины.
Россияне по-прежнему чаще всего совершают покупки с компьютера. При этом растет доля заказов, оформленных с телефонов и планшетов: за год она почти удвоилась — до 21% в российских и 40% в иностранных магазинах. По данным опроса, в зарубежных магазинах больше покупают с мобильных устройств из-за простоты оплаты, более удобных приложений и наличия скидок при покупке со смартфона.
В российских интернет-магазинах предпочитают предоплату банковской картой, на втором месте оплата наличными, на третьем — банковской картой при получении товара. В 2018 году картой было оплачено больше половины всех покупок. Если говорить о доставке, то почти половину всех заказов в российских интернет-магазинах россияне забирают самостоятельно, на втором месте — доставка курьером (26%), на третьем — через Почту России (17%). В случае с зарубежными магазинами курьерам предпочитают почту: 80% заказов доставляются Почтой России.

Смартфоном и со смартфона

Одним из трендов уходящего года стал заметный рост популярности кошельков-в-телефоне, или оплаты с помощью платежных систем мобильных устройств (Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay). Как отмечается в исследовании платежного оператора Assist, за 10 месяцев этого года pay-сервисы уже заняли 4% от общего количества онлайн-платежей на российском рынке, обогнав электронные кошельки. В начале 2018 года общее количество интернет-платежей, совершенных с помощью Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay суммарно едва доходило до 1%
Смартфон в качестве инструмента гораздо популярнее смартфона-карты. В среднем по российскому рынку сейчас 44% покупок оплачивается с мобильных устройств. Мобильный канал продаж готовится догнать и перегнать традиционный онлайн — доля мобильных платежей в последние несколько лет прирастает на 6-8 п.п. ежегодно, поэтому вполне вероятно, что к 2020 году смартфон станет основным платежным инструментом для большинства онлайн-плательщиков, уверены в Assist
Подавляющее большинство покупателей используют смартфон для выбора товара и оплаты заказа сейчас в таких сегментах, как "Товары для детей", "Доставка готовых блюд" и "Онлайн-гипермаркеты". Ключевые факторы здесь — минимум времени, которое люди готовы потратить на покупку, и удобство работы мобильного приложения/сайта, позволяющее быстро и просто оформить заказ. На покупки с компьютера приходятся категории "Программное обеспечение" и "Компьютерные и видеоигры" именно в силу характеристик самого товара. Чуть меньше покупатели пользуются смартфоном, чем компьютером, выбирая одежду, обувь, цветы и подарки, оплачивая связь, интернет и телевидение.

Шопинг в сети

Объем традиционного онлайн-ретейла в России оценивается на уровне 1,04 трлн рублей (это продажи во всех интернет-магазинах по версии АКИТ) или в $12,8 млрд (830 млрд рублей) с учетом досок объявлений по версии Национальной ассоциации дистанционной торговли. Отдельно россияне увеличивают траты в соцсетях и онлайн-барахолках — Data Insight и "Яндекс.Касса" оценивают рынок социальной коммерции в 600 млрд рублей.
В тройке крупнейших традиционных интернет-магазинов прошлого года (не агрегаторов) фигурировали Wildberries.ru, Citilink.ru и Dns-shop.ru. В этом году две трети роста рынка обеспечивают Wildberries и Ozon (плюс 60 тыс. и 16 тыс. заказов в день соответственно), говорится в докладе Data Insight. Аналитики отмечают, что в 2018 году наступил конец эпохи опережающего роста трансграничной торговли — в российских и зарубежных интернет-магазинах рост количества покупок находился на уровне 25%
Сейчас самой популярной интернет-площадкой с китайскими товарами у россиян остается AliExpress.com — доля маркетплейса составляет 86,8%. В 2018 году, по прогнозам АКИТ, объем выручки от продаж россиянам через AliExpress составит 212 млрд рублей. Для сравнения, ближайшие конкуренты в сегменте, Joom.com и Pandao, ожидают выручку на уровне 12,5 млрд и 6,9 млрд рублей соответственно. По итогам 2018 года объем рынка трансграничной торговли может составить 451,8 млрд рублей (в прошлом году — 374,3 млрд рублей). В Россию из Китая будет отправлено посылок на 244,6 млрд рублей (в 2017 году — 198,8 млрд рублей).
Самыми популярными товарами у китайских ретейлеров стали смартфоны, наушники, часы, рюкзаки и купальники. Всего за год пользователи оставили более 10 млн запросов по тегу "смартфоны". Чаще всего российские покупатели искали смартфоны Xiaomi Redmi Note 5 — в 10 раз чаще, чем годом ранее, — и Xiaomi Redmi 4. Одними из самых популярных товаров на AliExpress в текущем году стали попсокеты — держатели для смартфона. В AliExpress событием года назвали запуск российских магазинов на платформе Tmall. В 2018 году средний чек на этой площадке составил 6 тыс. рублей, ассортимент превысил 50 тыс. позиций.
Крупнейшие площадки по объёму социальных B2C- и C2C-сделок
Источник: Data Insight

Тратить будут меньше

Индекс потребительского доверия россиян приблизился к историческому минимуму, говорится в опросе The Conference Board, подготовленном в сотрудничестве с Nielsen. В III квартале 2018 года этот показатель опустился на три пункта, до 67% относительно предыдущего периода, достигнув минимума с 2016 года. Индекс складывается из трех показателей — оценки перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги.
Процент россиян, позитивно оценивающих перспективу на рынке труда в ближайшие 6 месяцев, снизился на 3%, до 19%. О том, что сейчас не лучшее время тратить деньги, заявили 19% опрошенных (минус 1% к предыдущему периоду). Число россиян, ожидающих "хороших" или "отличных" финансовых перспектив, осталось на уровне III квартала — 31%.
Потребители стали тратить меньше свободных средств на развлечения вне дома (29%, минус 2 п.п.), отпуска (27%, минус 2 п.п.) и сбережения (31%, минус 1 п.п.). Одновременно с этим увеличилось число россиян, которые расходуют их на покупку новой одежды (43%, плюс 3 п.п.), выплату долгов (31%, плюс 4 п.п.) и обустройство дома (23%, плюс 2 п.п.).
"Изменение налогового законодательства и связанные с ним инфляционные ожидания, снижение реальных доходов, волатильность рубля в августе и сентябре — все эти факторы обусловили отрицательную динамику индекса в последнем периоде. На первый план выходит обеспокоенность перспективами экономики и рост тарифов на электроэнергию и газ", — пояснил директор по аналитике Nielsen Россия Константин Локтев.
В исследовании Deloitte отмечается, что россияне за последние годы стали гораздо рациональнее и в отсутствие быстрого экономического роста бережливо подходят к новогодним покупкам. На планах потребителей сказываются опасения по поводу ситуации в экономике.
По данным агентства, за год стало намного больше россиян, которые считают, что экономика страны находится в рецессии: в прошлом году таких было 51%, а в этом — уже 61%. Заметно — с 22 до 30% — выросла и доля россиян, ожидающих снижения своей покупательной способности.
Структура основных расходов в Новый год сохраняется на уровне прошлого года: 47% трат придется на покупку продуктов, 42% — на подарки и 11% — на развлечения. Самыми желанными подарками называются деньги, смартфоны, парфюмерия, туры и авиабилеты. При этом самыми популярными традиционно станут косметика и шоколад.
Структура новогодних трат, евро на человека
Источник: Deloitte