Плохонькое, но свое. Миграция и социальный портрет жителей пригородных новостроек

Автор фото: Сергей Ермохин
Уже несколько лет жители петербургских окраин с содроганием наблюдают, как на месте вчерашних колхозных полей стремительно растут и оживают новые микрорайоны. Старожилы вчерашних "спальников" удивленно вопрошают: кто же там живет… позабыв, что всего 30 лет назад многие из них находились в той же роли новоселов–неофитов, а кварталы в районе Лахты или улицы Дыбенко — знаменитый Веселый Поселок — являли собой символ выселок. Там давали квартиры последним счастливчикам, успевшим получить их по советской очереди, там базировались кооперативные дома, туда было сложно добраться и было тяжело с социальной и бытовой инфраструктурой. В общем, выглядело все примерно так же, как и в ползущей по границам Петербурга агломерации.
Девелоперы, ополчившись на пустующие земли Мурино, Кудрово, Девяткино, Янино, Бугров, Парнаса и Шушар, за несколько лет подняли по периметру города сотни многоэтажных проектов и продолжают осваивать пустующие гектары. И как бы ни ругали их аналитики: "гетто, каменные мешки, ошибки градостроительной политики", как бы ни отговаривали от покупки знатоки–риелторы и ни злословили блогеры, в свежеотстроенные районы едут и едут новоселы. Ежедневно серые громадины панели и монолита расцвечиваются новыми огнями.
Сюда в поисках лучшей жизни перебираются десятки тысяч молодых и не очень людей из самых разных уголков страны. Тот самый квартирный вопрос не отпускает сограждан и гонит за границы КАД. Главные причины переезда: покупка отдельного жилья и минимальные цены на квартиры. Ниже уже некуда! В этом году купить студию в закадье стало выгоднее, чем снимать самое простенькое жилье. Это реальный шанс для молодых семей, тех, кто стеснен в средствах, и тех, кто недавно перебрался в Петербург из регионов. При покупке студии за 1 млн рублей ежемесячный ипотечный платеж составит 14–15 тыс. рублей — дешевле, чем арендовать квартиру в Девяткино.
Так кто же и откуда едет в закадье?

Откуда они

По подсчетам девелоперов, две трети покупателей квартир в жилых комплексах на границе Ленинградской области и Петербурга — петербуржцы. Аналитики из строительной компании "Самолет ЛО", активно осваивающей локацию Мурино, подсчитали, что доля новоселов с петербургской пропиской составляет 59%, с регистрацией в Ленинградской области — 13%, а на жителей других регионов приходится 28% продаж. У "Группы ЛСР", реализующей несколько крупных проектов вдоль КАД, 70% квартир покупают городские жители и лишь 8% — жители Ленобласти, а иногородних клиентов в группе 22%.
Самые активные продажи сейчас идут вдоль северной границы города. Показательно, что квартиры там чаще всего (более чем в 55% случаев) приобретают жители северных районов Петербурга: Выборгского (21,1%), Калининского (21%) и Приморского (13,1%). Реже всего сюда переезжают из Кронштадта (0,3%), Петродворцового (0,6%) и Колпинского (0,7%) районов.
Из Ленинградской области в муравейники активно переезжают жители Выборгского (9,9%), Гатчинского (5,6%) и Приозерского (4,7%) районов. Меньше всего они интересуют покупателей из Волосовского (0,6%), Сосновоборского и Подпорожского (по 0,9%) районов.
Петр Буслов, руководитель группы маркетинга компании "ЦДС", видит другую, не географическую логику в поведении покупателей. Он говорит, что интерес к недвижимости на границе города и области проявляют жители всех районов Петербурга, ориентирующиеся на минимальный бюджет покупки. "Если говорить о Мурино, то здесь немного выше доля покупателей из северных районов города. В Кудрово и Янино — из восточных. Из Ленинградской области чаще всего поближе к мегаполису переселяются жители Всеволожского района области в силу его большей населенности и экономической активности", — комментирует он.
Что касается региональных покупателей, то дешевые малогабаритки традиционно популярны у наших ближайших соседей, а также жителей северных широт: Норильска, Ханты–Мансийска и Дальнего Востока.
Наибольшая доля "мигрантов" приходится на жителей Архангельской и Мурманской областей, далее следуют Псковская область и Коми. С меньшей охотой к нам едут из Новгородской области.
"В структуре покупателей из дальних регионов России основная часть приходится на жителей Москвы (4,3%), Республики Башкортостан (2,8%) и Кемеровской области (2,51%). Наименьшая — на жителей Чукотского АО, Республики Тыва и Рязанской области (по 0,1%)", — говорит эксперт из "Самолет ЛО". В группе "КВС" также выделяют Краснодарский (3,4%), Красноярский (2,4%) и Алтайский (1,9%) края. Довольно весомый процент составляют Якутия и Ханты–Мансийск (1,7%).

Кто они

По подсчетам "Группы ЛСР", 41% покупателей жилья в новых районах составляют люди в возрасте 25–34 лет, еще 29% приходится на тех, кому исполнилось от 35 до 44 лет.
Аналитики из ЦДС делят потребителей на три большие группы в соответствии с возрастом и социальным статусом.
К первой относят студентов (18–25 лет), правда с оговоркой, что квартиры для них приобретают родители. Вторая группа — молодые специалисты от 22 до 30 лет (одинокие или пары). Они активно работают, берут длинные ипотечные кредиты и также рассчитывают на накопления или частичную помощь родителей. Третья массовая категория покупателей — молодые семьи в возрасте до 35 лет. "Как правило, это молодые люди, которые недавно заключили брак и хотят переехать от родственников или из съемной квартиры в собственное жилье", — поясняет Петр Буслов.
А вот пожилые покупатели, как правило, предпочитают более спокойные и респектабельные южные районы города, а также ближайшие пригороды: Пушкин и Павловск.
Кстати, 55% приобретателей жилья в новостройках замужем или женаты, а 56% от общего числа клиентов имеют детей.
По исследованиям "Группы ЛСР", социальный портрет жителей новостроек на треть (27%) составляют специалисты, на 16% — руководители среднего звена, еще на 13% — менеджеры, по 7% — владельцы малого и среднего бизнеса и военнослужащие.
Средний доход покупателей квартир в Мурино, Кудрово, Янино и других пригородах составляет 70–100 тыс. рублей на семью из двух человек.
Есть и другие цифры: так, 70% отказавшихся от покупки жилья за КАД руководствовались страхом маргинализации городских окраин. Опрошенные социологами считают, что опасность превращения многоэтажных муравейников в этнические и социальные резервации вполне реальна.
Но статистика вещь упрямая! Всего 13% потенциальных клиентов отказываются от покупки в новых районах. Абсолютное большинство голосует рублем за отдельное жилье. Пусть плохонькое, но зато свое.