Ольга Мягченко Все статьи автора
10 июля 2015, 08:00 7874

На петербургском подрядном рынке началась волна банкротств

Сергей Барчевский, генеральный директор Мостоотряда №19
Фото: Пресс-служба "Мостотряда №19"

На петербургском подрядном рынке началась волна банкротств. В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти рассматривается сразу несколько дел крупных городских компаний, специализирующихся на государственных дорожных заказах, начиная с некогда мощного "Мостоотряда 19". К разорению привело сокращение бюджетных расходов в кризис.

Самая громкая банкротная история касается крупнейшей в прошлом петербургской компании ОАО "Мостоотряд 19", чей расцвет пришелся на строительство кольцевой автодороги вокруг Петербурга. Так, она возводила Большой Обуховский мост в составе КАД, реконструировала Благовещенский, выступала подрядчиком строительства Западного скоростного диаметра. В лучшие годы портфель госзаказов "Мостоотряда" достигал 34,4 млрд рублей (объем контрактов в 2002 году). Однако начиная с 2012-го, когда после прихода на пост губернатора Петербурга Георгия Полтавченко Смольный резко секвестировал крупные бюджетные проекты, дела у "Мостоотряда" шли все хуже и хуже. В 2012 году компания получила подрядов лишь на 8,3 млрд рублей (половина из них — в Москве). В 2013-м, по данным СПАРК, — на 1,8 млн рублей, в 2014-м не было ни одного крупного подряда.

Для чего петербургские фирмы накануне банкротства меняют прописку

Для чего петербургские фирмы накануне банкротства меняют прописку

1557
Амера Карлос

В мае генподрядчик строительства "Зенит-арены" компания "Трансстрой" сообщил, что расторгает субподряд с "Мостоотрядом" на монтаж крыши стадиона. Причем инициатором расторжения, по информации "Трансстроя", выступил сам субподрядчик. Ориентировочная сумма контракта составляет 4,5 млрд рублей. Сколько денег уже освоено, в компании не уточняют.

В марте некое ООО "Стройпроектгрупп" (СПГ) подало иск о признании "Мостоотряда" несостоятельной компанией. Участникам рынка фирма СПГ неизвестна. Они предположили, что это посредническая компания, скупившая долги "Мостоотряда" у других кредиторов. В самой СПГ комментария о ситуации и сумме претензий к ответчику не предоставили. Суд не дал хода данному иску.

Но в июне с аналогичными претензиями к "Мостоотряду" выступила московская компания ООО "Абсолютсталь групп". За ней потянулись и другие кредиторы: ЗАО "Институт геоурбанистики и проектирования "РосГеоПроект", ООО "АЗЧМ". Однако 3 июля "Мостоотряд" направил в суд ходатайство о прекращении дела о банкротстве. Рассмотрение ходатайства состоится 18 августа.

Совокупные исковые претензии кредиторов к "Мостоотряду 19" только за 2015 год уже превысили 1 млрд рублей. Ни в одной из перечисленных компаний эту историю не комментируют. Информированный источник в Смольном объясняет: изменение хода дела связано с намерениями Смольного спасти "Мостоотряд". Действительно, в мае вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявил, что городские власти намерены санировать компанию. Правда, механизмов санации он не уточнил.

Как пояснил глава Ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов, процедура в данном случае может быть такой же, как и в случае с любой другой финансово несостоятельной компанией. "Приходит новый собственник, который занимается реструктуризацией долгов проблемной компании. Но я не представляю, как именно Смольный будет заниматься этим. Ведь речь идет о частной коммерческой структуре. Город не может помогать ей бюджетными деньгами", — говорит Кирилл Иванов. Возможность помощи города он видит только в том, что власти поспособствуют в поиске нового собственника для "Мостоотряда". Сейчас 11,49% акций предприятия принадлежат Эдуарду Етдзаеву, 4,82% — гендиректору Сергею Барчевскому, 2,12% — члену совета директоров Олегу Фонареву. Еще 22,33% владеет ЗАО "Анкер", собственники которого не раскрыты. Владельцы остальных 59,24% неизвестны.

"Город должен быть заинтересован в том, чтобы "Мостоотряд" справился с финансовыми проблемами. Помимо того, что это крупнейший налогоплательщик Красносельского района, это еще и одна из самых профессиональных и ответственных компаний на рынке", — считает Кирилл Иванов.

Другой крупный подрядчик, оказавшийся в сложной ситуации, — ЗАО "Буер". В июне иск о его несостоятельности в суд направило тверское ОАО "Дорожное эксплуатационное предприятие №75". Всего "Буер" получил в этом году 18 исков на общую сумму 146 млн рублей.

Смольный сократит выплату авансов господрядчикам

Смольный сократит выплату авансов господрядчикам

632
Мария Тирская, Наталья Ковтун, Ольга Мягченко

Учитывая сложное финансовое положение "Буера", можно предположить, что претензии к нему в ближайшее время придут не только из Твери. В прошлом году "Буер" получил контрактов лишь на 4,6 млрд рублей против 11,4 млрд рублей в 2013-м. Причем в ближайшее время компания, скорее всего, лишится крупного подряда на строительство продолжения Софийской улицы (3,5 км) до Московского шоссе и промзоны "Металлострой" стоимостью 1,7 млрд рублей. Компания выиграла этот подряд в 2010 году, работы начались в 2011-м и должны были завершиться этим летом. Но, по данным Смольного, подрядчик пока построил объект лишь на 53%. Город через суд расторгает контракт с "Буером", требуя от него вернуть полученный аванс в размере 234 млн рублей.

Источник, близкий к "Буеру", объясняет, что в прошлом году себестоимость работ резко выросла, подорожали и кредиты, без которых не обходится ни одна бюджетная стройка (финансирование из казны обычно задерживается на 2-3 месяца, поэтому подрядчики всегда занимают деньги в банке, чтобы успеть с оплатой произведенных на объектах работ).

Если с кризисом не справляются такие гиганты, то что говорить о более мелких компаниях, работающих на строительном рынке. Многие их них также находятся на грани разорения. Так, в конце июня иск о собственном банкротстве подало ЗАО "Управление механизации 332", специализирующееся на сдаче в аренду строительной техники. В июле подан иск о несостоятельности небольшой дорожно-строительной компании ООО "НПП "СпецПроект".

Дорожники плохо переживают кризис, так как фактически единственный источник их заработка — государственные заказы. В Петербурге еще до начала кризиса из-за сокращения бюджетного финансирования дорожного строительства стали разоряться довольно крупные компании. Так, в 2013 году обанкротились две фирмы: ЗАО "Севзапдорстрой" и ООО "Дорожник-92", считавшиеся крепкими середнячками на подрядном рынке. Но до краха крупных предприятий, сопоставимых по размерам с "Мостоотрядом 19", дело не доходило даже в кризис 2008-2009 годов.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама