Президент Фонда развития футбола Алишер Аминов – о том, как Михаил Прохоров купил ФК "Москва", получил по льготной цене принадлежащий клубу стадион "Торпедо" и решил его снести, чтобы построить жилье поблизости от центра столицы.
Ну что, товарищи, все по плану. "Торпедо" под снос, Стрельцова с Ивановым в архив, бизнес дальше в гору.
А вы чего ожидали? Рывка, подъема и прогресса российского футбола? Тогда мое вам личное сочувствие. Еще в 2010 году в "Московской правде" я дал оценку деятельности Михаила Прохорова в качестве футбольного функционера. Для сведущих людей уже тогда не являлось секретом, какие цели он преследовал при покупке ФК "Москва".
Скандал, связанный с возможным сносом чудесного московского стадиона "Торпедо", — всего лишь легкая тень, разовое, получившее общественный резонанс отражение процессов под общим трендом "глобальный кризис российского футбола". Наш футбол убыточен и депрессивен, у него нет ясного будущего, он живет даже не сегодняшним, а вчерашним днем. При этом все, кто только может, дружно делают хорошую мину при плохой игре. И никто ничего особо не предпринимает для оздоровления ситуации, вот что самое интересное. Ни РПФЛ, ни РФС, ни Минспорт, ни Кремль. В российском футболе процветают принципы лоббизма, им рулят понятийные ходы, он погряз в вымогательстве, об него вытирает ноги бизнес, его имеет во все дыры политическая власть.
Но если в РФС и РФПЛ наивные люди, может быть, еще и есть, то в Большом Бизнесе их не бывает по определению. У Большого Бизнеса всегда есть цель и очень редко — мораль. Бесконечно долго вбухивать деньги в непрофильные активы просто так, ради удовольствия (или, к примеру, под вывеской "социально значимый проект") Большой Бизнес не станет. Поэтому действия "Норильского никеля" по прекращению финансирования (читаем между строк — по уничтожению) ФК "Москва" можно было считать первой ласточкой, сигналом о том, что Большой Бизнес знает себе цену. Он за эти миллиарды пот и кровь проливал, и просто так швырять их в черную дыру российского футбола, конечно, не станет.
В общем, Большой Бизнес должен извлекать из футбола прибыль (формы выражения прибыли могут быть разными), но если прибыли нет и не предвидится, Большой Бизнес тут же плюет на футбол со своей высокой колокольни и отключает опцию помощи. Совершенно при этом неважно, ссылается Большой Бизнес на неэффективность вложений, на коррумпированный профильный менеджмент или, например, на тревожащие его социальные протесты — все это мишура. Читайте, опять же, между строк…
У высшего руководства страны, разумеется, не хватает времени следить за динамикой, которой подвержено мнение футбольной общественности. Тем более что интернет — неподцензурное информационное пространство, и я не знаю, хорошо это или плохо. Обсуждение самых разных проблем, в том числе и футбольных, принимает в интернете очень резкие формы, там полно хамства, там процветают крайние, нередко экстремистские взгляды, совершенно неприемлемые в цивилизованном обществе.
Все это правда. Но давайте признаем и вот что: все без исключения проблемы футбола генерирует и модерирует именно высшая политическая власть России, поскольку эти насущные проблемы есть прямое следствие деятельности людей, навязанных футболу сверху. Людей, которые хорошо умеют тратить чужие деньги и копить свои.
Конечно, можно закрыть глаза на открытое хамство интернет-сообщества по отношению к власти, на все эти резкие суждения и обсуждения (речь, уточню на всякий случай, в данном случае только о футболе). Сделать вид, что власть, как ей и положено, — над схваткой. Но правильнее и полезнее, убежден, побороться за доброе имя этой самой власти. Ведь в подавляющем своем большинстве пользователи интернета — это современная российская молодежь, скрытая за никами. И у нее, у молодежи, медленно, но неизбежно верно формируется строго негативное мнение о процессах, происходящих в российском футболе. А на уровне государственной власти не видно ни одного человека, который был бы в состоянии вести осмысленную борьбу против этого мнения. Да и аргументов, в общем-то, на вооружении у власти нет, хотя объективно они существуют…
Возвращаясь же к истории с "Торпедо" и ФК "Москва" принципиально важно взглянуть на катастрофу через призму времени — хотя бы для того, чтобы определить глубинные причины бесславного конца славного клуба и не забыть обратить внимание на грамотно ушедшую в тень главную фигуру всей этой истории.
Итак, три года тому назад к руководству "Норильским никелем" по распоряжению сверху пришла команда верного питерца Владимира Стржалковского. В наследство, помимо всяких-разных полезных и приятных активов, ей достался и ФК "Москва" — кровное, как считалось, детище сбывшего "Никель" с рук Михаила Прохорова. Ведь именно миллиардер Прохоров приобрел в собственность не только команду, но и стадион "Торпедо" (вкупе, конечно, с земельным участком, на котором стадион расположен, а также базой в Мячково). А потом как-то так получилось, что в течение недолгого времени стадион и 15 гектаров земли, приобретенные компанией "Норникель", были перепроданы структурам, аффилированным с "Онэксимгрупп", за сумму в четыре раза меньшую. Таким образом, все расходы, связанные с обслуживанием ФК "Москва", взял на себя "Норникель", а материальные активы и доходы отошли к "Онэксиму". Вот такая умная сделка.
Давайте теперь переведем вышеизложенный текст на футбольный язык. Владелец "Онэксимгрупп" Прохоров, действуя, разумеется, совершенно обдуманно, осуществил изящную комбинацию: купил ФК "Москва" с целью заполучить в собственность стадион "Торпедо" с огромным земельным участком в центре столицы (замечу в скобках, что цена покупки земли составила 148 млн рублей при кадастровой ее стоимости 5 млрд рублей). Причем в частную собственность правительство Москвы этот комплекс, конечно, не отдало бы, а такой солидной структуре, как "Норникель", — другое дело. Но через 4 месяца Прохорову, крупнейшему акционеру "Норникеля", не составило труда провести решение о продаже стадиона и участка (за сумму, как уже упоминалось, в четыре с лишним раза меньшую) своим же собственным структурам. То есть фактически в личную собственность…
Естественно, новое руководство "Норникеля" не желало и дальше нести расходы по содержанию детища великого комбинатора. Кроме прямого отказа от финансирования у менеджеров "Никеля" был и другой путь: тщательно изучить комбинацию олигарха и — в случае выявления негативных обстоятельств — поставить вопрос о признании совершенных сделок ничтожными. В конце концов, земля со стадионом на Восточной улице была собственностью столицы — вот пусть у столицы и болит голова.
Что касается Прохорова, то он идет своим путем. Несколько лет подряд его имя связывали — думаю, правомерно — с успехами баскетбольного ЦСКА. Кроме того, все мы знаем о приобретение Прохоровым клуба НБА "Нью-Джерси Нетс" и о его активнейшем внедрении в российский биатлон. Народ начал было возмущаться: "Москву", мол, бросил, ЦСКА тоже, биатлон на глазах хоронит — но тут на защиту Прохорова встали лучшие люди страны. Например, Владимир Познер, лицо "Первого канала", не поленился создать целую передачу во имя нашего героя, а знаменитый футбольный комментатор Василий Уткин назвал всех недоброжелателей Прохорова завистниками, подчеркнув, что этим качеством, оказывается, особо ярко наделены коммунисты.
Не затянула с вступлением в бой и тяжелая артиллерия в лице Сергея Борисовича Иванова, большого любителя спорта вообще и баскетбола в частности. Глава администрации президента популярно объяснил российскому народу, что такая акция, как приобретение русским человеком Прохоровым М. Д. клуба капиталистической заокеанской лиги "Нью-Джерси Нетс", позволит нам максимально тесно познакомиться с новейшими американскими технологиями в области развития и популяризации баскетбола...
Возвращаясь же к стадиону "Торпедо", снос которого может стать и поводом, и символом нового мощного гражданского протеста (неужели власти этого не понимают?), хочется задать простой вопрос: кто остался на коне, а кто — в дураках? Ну и ответы тут же попытаться сформулировать.
На коне, конечно, Михаил Прохоров, который проскакал галопом по российской футбольной арене в образе благородного рыцаря, мецената и благодетеля. И прихватил по ходу столичный стадион, на месте которого принадлежащая ему компания ОПИН уже готова, засучив рукава, строить жилье. Элитное, конечно.
В дураках — все те, кто начнет сейчас разборки между собой. В том числе — и руководство российского футбола.
Но главным ответчиком по этому делу, на мой взгляд, рано или поздно станет мэрия Москвы. Ведь отдать куршевельскому денди стадион — социально значимый, на всякий случай, объект, — это же надо додуматься, это нужно суметь. Впрочем, будем справедливы: москвичи и гости столицы, конечно, в убытке не остались, поскольку столичное правительство получило эксклюзивное право на бренд ФК "Москва", и соответствующую табличку можно использовать на каждом московском заборе.
А я, претендуя на новизну, предлагаю изготовить стелу со слоганом "Здесь был Миша!", размножить ее в нескольких копиях и установить не только во дворе московской мэрии, но и на стадионе "Торпедо" (пока он еще жив), в центре Норильска, на окраине Таймыра, у подножия самой высокой горы Куршевеля, а также, разумеется, и в Бруклине.
Комментарии экспертов по актуальным темам читайте на сайте "Делового журнала".