Ленобласть придумала программу для сельхозпредприятий

Автор фото: Trend/ Максим Змеев
Россия, Ленинградская обл. Племенной репродуктор СПК "Дальняя поляна". Разведение крупного рогатого скота айрширской породы.

Ленобласть разработала программу поддержки сельского хозяйства до 2020 года. Эксперты говорят, что это выгодно отличает область от других регионов, где финансирование АПК сокращается.

Ленобласть приняла программу поддержки развития агропромышленного комплекса с 2013 по 2020 год. Согласно планам областного правительства, на сельское хозяйство за 8 лет будет потрачено 60,8 млрд рублей. Прогнозируется, что уровень самообеспеченности по мясным продуктам поднимается до 215,2%, а молочными до 112,5% (сейчас немногим более 60%).
Новая программа состоит из шести подпрограмм: развития растениеводства, животноводства, пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбохозяйственного комплекса, а также поддержки малых форм хозяйствования, технической и технологической модернизации, инновационного развития. Отдельная областная программа поддержки перерабатывающей отрасли сейчас готовится в комитете по АПК.
Как пояснили в комитете, рентабельность сельскохозяйственных организаций вырастет с 12% в 2012 году до 13% — в 2015 году и 15% в 2020 году, а средняя заработная плата — с 23,6 тыс. рублей в 2012 году — до 27 тыс. рублей в 2015 году и до 34,8 тыс. рублей в 2020 году.
Производство мяса и мясопродуктов в 2020 году более чем в два раза превысит потребности области, что позволит поставить на рынки других регионов 153,5 тыс. тонн мяса и мясопродуктов. Производство яиц превысит областные потребности почти в пять раз, и поставки в другие регионы составят около 2,8 млрд штук.
В техническую и технологическую модернизацию и инновационное развитие, с учетом заемных средств, будет инвестировано около 80 млрд рублей.
В настоящее время в регионе работают 540 крупных и средних предприятий, 5 комбикормовых заводов, 123  предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Специализация сельского хозяйства области — молочное скотоводство, мясное и яичное птицеводство и свиноводство.
Из бюджета области на развитие агропрома в 2013 год запланированы 2,6 млрд рублей, что на 40 % больше, чем в текущем году, чтобы поддержать аграриев в период адаптации к ВТО.
Сейчас федеральные власти постепенно перекладывают основную нагрузку на региональные бюджеты. Например, сейчас федеральный бюджет субсидирует 100 % ставки по кредитам для мясного и молочного производства и 80 % — по другим направлениям.
Предполагается, что с будущего года федеральный бюджет будет финансировать 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (8,25 %), еще треть пойдет из местных бюджетов. Перекладывая бремя финансирования на региональные бюджеты, государство одновременно сокращает объем прямых субсидий (например, на закупку дизельного топлива, удобрений, кормов), предпочитая компенсировать процентную ставку по кредитам, которые сельхозпроизводители сами возьмут в банках.
Так, со следующего года на компенсацию процентной ставки по кредитам смогут рассчитывать не только производите ли мяса, молока и овощей, но и переработчики сельхозпродукции: мукомольные, масложировые, хлебопекарные, плодоовощные предприятия, сахарные заводы, овощехранилища, тепличные комплексы.
Область придумывает и новые виды поддержки. Например, планируется помогать сельхозпроизводителям в погашении тела кредита. На это предусмотрено в будущем году около 200 млн рублей.
«Сейчас идет сокращение региональных программ поддержки сельхозпроизводителей, — говорит президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев. — Это стало очевидно во второй половине 2012 года, когда в условиях высоких рисков (вступление в ВТО и вирус африканской чумы) основные банки-кредиторы — Сбербанк, Россельхозбанк, «Газпром банк», ВТБ — резко увеличили критерии отбора проектов для кредитования. Кроме того, залоговая база местных администраций, которую они выставляют как обеспечение кредита, в большинстве регионов износилась. Более того, даже если такие программы действуют, то они подразумевают уровень господдержки от 5 до 30%, но власти предпочитают придерживаться нижней планки. На этом фоне Ленобласть выглядит весьма выигрышно. Теперь самое важное, чтобы у региона хватило ресурсов. Дело в том, что некоторые субъекты анонсируют меры поддержки, но у них нет на это живых денег. В итоге в программе средства есть, а в кассе нет».
По его словам, на сегодняшний день из 88 регионов около 60% практически не имеют ресурсов для поддержки Агропрома.
Как отметил гендиректор племзавода «Пламя» Юрий Малаев, сельхозпроизводители рассчитывают на более серьезную поддержку областного бюджета. «Наше предприятие платит с трех хозяйств более 50 млн рублей налогов в год. Примерно на эту же сумму мы получаем субсидии, но они уходят на погашение кредитной ставки по процентам в банках. То есть, реальных денег мы не получаем. Кроме того, отмена льгот по топливу влечет за собой увеличение расходов в этой части примерно на 50%. К сожалению, рост цен на топливо непредсказуем, так что рассчитываем на правительство Ленобласти».