Петербургские девелоперы снова заинтересовались московским регионом

Автор фото: Михаил Тихонов/"ДП"
По данным участников рынка, выходом в столицу интересуются такие компании, как Fizika Development, "Еврострой", RBI и другие. Сами перечисленные застройщики пока эту тему не комментируют.
Причины такого интереса очевидны — в Москве колоссальный объём спроса. Вместе с областью это около 20 млн человек — вдвое больше, чем в Петербургской агломерации. Кроме того, в столицу идёт стабильный поток иногородних покупателей.

Кто работает в Москве

За последние 3 года к привычно окопавшимся на столичном рынке и ставшим уже больше федеральными, чем петербургскими, застройщикам — группе "Эталон" и "Группе ЛСР" — добавилась только "Легенда". Она в 2022 году удачно вписалась в проект развития территории Северного речного порта на Ленинградском шоссе, а в этом году добавила ещё совместный с ФСК жилой комплекс Sydney City на первой береговой линии Москвы–реки, в районе Хорошёво–Мнёвники.
Активно о своих планах по покорению столицы заявляет Element. В феврале этого года девелопер выкупил 37,7% доли в СЗ "Центр в Тессинском", который владеет земельным участком площадью 0,85 га в Тессинском переулке. Проект станет уже третьим в московском портфеле компании: сейчас Element строит ЖК в Басманном районе и осваивает участок в Новогиреево.
"Премиальные сегменты столицы дают возможность создавать дорогие, сложные проекты, где качество среды, дизайн и инженерия превращаются в дополнительную надбавку к цене", — говорит генеральный директор Element Виталий Коробов.

Зачем ехать в столицу

Москва остаётся самым крупным и ликвидным рынком жилья в России. Средневзвешенная цена квадратного метра в старых границах города, по данным dataflat.ru, по итогам октября 2025 года составляет 521,8 тыс. рублей — почти в 1,5 раза больше, чем в Петербурге. Такая разница автоматически создаёт более высокую маржинальность: по оценкам участников рынка, в столице она может быть выше на 5–10 процентных пунктов.
"Есть и структурные причины, — указывает директор департамента элитной недвижимости NF Group в Петербурге Алия Ханбекова. — В Северной столице сегодня не так просто получить разрешение на строительство, а земельный банк в традиционных премиальных локациях фактически исчерпан. Для компаний, сделавших себе имя именно в элитном сегменте, поиск новых участков внутри Петербурга становится всё более ограниченным. Поэтому альтернативой становится не смена локации внутри города, а выход на новый рынок — и Москва подходит под эту стратегию оптимально".
Средний чек на покупку жилья премиум– и элитного сегмента в Москве превосходит петербургский в разы, обращает внимание совладелец Fizika Development Александр Кравцов.
"Маржинальность в столице выше, однако не стоит её идеализировать: высокая стоимость земли и себестоимость строительства, инженерия, требования по социальной инфраструктуре и конкуренция существенно повышают финансовый порог входа", — говорит он.

Столичные запросы

Вместе с тем, как подчёркивает директор отдела земельного развития и инвестиционных проектов Nikoliers Антон Орлов, требования к качеству продукта в столице значительно выше.
"В части квартирографии, планировок, общественных пространств, инфраструктуры, применённых продуктовых и технологических решений конкуренция крайне острая. И если новичок на рынке Москвы хочет избежать ценовой конкуренции, стоит тщательно подойти к выбору земельного участка, расчёту финансовой модели", — говорит он.
О высокой конкуренции говорит и коммерческий директор ЖК "Охтинские высоты" (девелопер — компания "Новое Измерение") Виталий Голубев.
"Соревноваться с местными игроками рынка необходимо за счёт продуктового предложения, — считает он. — Высокому классу — высокие требования и ожидания. Дополнительный функционал и высокое качество реализации будут являться основным преимуществом и могут стать тем самым фактором, который привлечёт внимание к девелоперам из Петербурга".
Тем не менее свободные ниши в столице остаются. Как говорят эксперты, рынок Москвы всё ещё способен абсорбировать новые проекты — прежде всего в сегменте КРТ, редевелопмента промзон и освоения Новой Москвы. Здесь высокая покупательная способность сочетается с быстрыми темпами продаж, а грамотный продукт быстро находит своего клиента.
"Столичный рынок остаётся одним из самых крупных, ёмких и маржинальных в стране: высокая плотность спроса в премиальном сегменте, прозрачные механизмы согласований и понятная экономика проектов. При наличии подтверждённого опыта и выстроенной модели себестоимости вход остаётся доступным, хотя и требует аккуратной и тщательной подготовки", — говорит заместитель генерального директора AAG Александр Деревягин.
Впрочем, для многих петербургских компаний пока интереснее соседний регион.
"Основные объёмы строительства сейчас сместились в агломерацию Ленобласть. В Москве, наоборот, есть риски, если взять проект на нулевой стадии готовности документов. Согласования в Москве могут идти годами и зачастую жёстче, чем в Петербурге", — рассуждает коммерческий директор ГК "Полис" Яна Вирченко.
Но и её компания не исключает выхода на московский рынок.
"Мы, как и другие наши коллеги из Петербурга, внимательно изучаем Москву и Подмосковье, просчитываем и оцениваем риски, — говорит Яна Вирченко. — Это не массовый исход, а точечный поиск возможностей. Удачный участок с понятной документацией и прозрачной историей действительно даёт все шансы на успешный старт строительства в столице".
Москва по–прежнему остаётся самым ёмким и ликвидным рынком страны: здесь высокая покупательная способность, быстрые темпы продаж, в том числе за счёт большого потока региональных покупателей. Поэтому, несмотря на возросшую в столице активность региональных игроков, свободные ниши ещё есть — прежде всего в направлении комплексного развития территорий, в редевелопменте промзон и неосвоенных территориях в границах Новой Москвы. У петербургских девелоперов экспертиза не хуже, чем у московских и региональных игроков. Учитывая, что они привыкли работать в условиях ограничений и более жёстких административных процедур, московский рынок на контрасте вполне может стать для них дополнительным центром прибыли. Маржинальность в столице традиционно выше — разница может достигать 5–10 п. п., что делает московский рынок по–своему привлекательным. Для девелоперов со всей страны Москва — это прежде всего возможность масштабирования бизнеса и более предсказуемый спрос. Кроме того, город открывает больше возможностей для реализации проектов в премиальном сегменте — здесь востребованы не только камерные проекты и клубные дома, но и высотное строительство.
Дмитрий Кашинский
президент GloraX
Конкурентное преимущество петербургских девелоперов — в их уникальном продуктовом подходе. Они привносят в Москву "петербургскую интеллигентность": филигранную проработку деталей, утончённость в архитектуре, роскошные парадные — в отличие от стандартных московских подъездов — и максимально эффективные планировки. Это умение создавать "вау–эффект" за среднерыночные деньги, работая с вниманием к каждой детали, как ювелиры. Их продукт, отточенный в условиях более сдержанного и взыскательного петербургского рынка, оказывается свежим и востребованным решением для части московских покупателей, уставших от однообразия. Свободные ниши и покупатели с деньгами в Москве есть всегда, но они открываются тем, кто предлагает не пресный, а эмоциональный и уникальный продукт. Что касается стоимости проектов, то единой формулы нет, всё зависит от локации, договорённостей с властями и концепции. Процесс запуска на московском рынке — длительный и может занимать несколько лет. Таким образом, о планах выхода в столицу задумываются многие, но эти процессы часто остаются внутрикорпоративными.
Мария Орлова
коммерческий директор ГК "А101" в Санкт–Петербурге
Рынок первичной недвижимости сегодня в целом не может похвастаться высокой маржинальностью. При этом рынок Москвы, в отличие от Петербурга, обладает большим масштабом цен и более "богатым" спросом, а значит, есть очевидная востребованность нашей продуктовой компетенции в столице. Московский рынок очень разнообразен — и по форматам, и по концепциям, и по бюджетной структуре. В столице работают все амбициозные девелоперы страны, и при этом город постоянно повышает планку. В таких условиях девелоперам приходится конкурировать друг с другом, предлагая рынку что–то новое и впечатляющее. В Москве гораздо сложнее быть заметным, поэтому выдержать эту гонку смогут только те, кто обладает сильной продуктовой экспертизой и готов создавать качественные востребованные проекты.
Всеволод Глазунов
директор по маркетингу LEGENDA
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.