Кто возить людей будет: квота для самозанятых уничтожит такси в регионах

Таксисты в Петербурге раскритиковали идею квот на импортные авто для самозанятых
Автор фото: Тихонов Михаил
Пассажиры с багажом ищут такси в Петербурге.
Введение квоты в 25% от общего числа машин в региональном реестре такси не решает ключевых проблем закона о замене импортных машин и может привести к росту цен и сокращению числа перевозчиков, убеждены опрошенные "ДП" участники рынка.
Доля автомобилей самозанятых в регионах превышает 50%, говорят таксисты.
Ранее стало известно, что депутаты Госдумы планируют внести поправки, которые позволят самозанятым водителям работать на автомобилях, не входящих в перечень локализованных моделей. Поправка, в случае принятия, будет действовать до 2033 года.
В пояснительной записке отмечается, что сейчас самозанятые составляют "большую долю субъектов, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (около 540 тысяч водителей такси), преимущественно в малых и средних населённых пунктах, при этом основная масса данных лиц использует транспортные средства, принадлежащие им на праве собственности".
"При текущих условиях и ограниченном ассортименте новых автомобилей, полностью отвечающих установленным критериям локализации, приобретение и обновление автомобилей окажется финансово невыполнимым для основной массы самозанятых", — считают авторы поправки.
Чем квота поможет такси Петербурга и Ленобласти — в материале "Делового Петербурга".

Локализация такси: проблемы и цены

Резко против такой идеи выступает представитель Общественного совета по развитию такси в Северо-Западном федеральном округе Андрей Белов. По его словам, инициатива выглядит декларативно и не окажет влияния на ситуацию в отрасли.
"Это как мёртвому припарку. Это исключительно декларативная инициатива: нате вам, только отстаньте. Чтобы потом рассказать, что, мол, мы же вам послабление сделали. А чем вы ещё недовольны? Нам не нужна эта поправка, потому что она ни к селу, ни к городу", — категорично заявил Белов в разговоре с корреспондентом "ДП".
Он отмечает, что фактическое число водителей, которые смогут воспользоваться квотой, минимально, так как самозанятых в отрасли всего лишь около 20%. Из них по предложенной схеме смогут воспользоваться квотой не более 5%. Остальные же останутся за бортом.
По словам Белова, обсуждение поправок проходило без участия профессионального сообщества. Также он напоминает, что до вступления закона в силу остаётся меньше четырёх месяцев, но окончательный перечень локализованных моделей до сих пор не утверждён.
Он отмечает, что без расширения перечня в сторону иностранных марок, которые собираются на территории России, отрасль столкнётся с ростом цен и уходом части перевозчиков в "серую" зону.
"В Петербурге ни УАЗ, ни "Жигули" никому не нужны. Клиенты не поедут, а водители не смогут работать по 12 часов на машине без кондиционера и нормальной шумоизоляции. Более трети таксопарков либо закроются, либо уйдут в доставку. Это приведёт к сокращению предложения и росту тарифов — закон экономики", — подчёркивает он.
Эксперт убеждён, что без финального списка моделей внедрение норм просто технически невозможно. Поэтому разумно было бы отложить вступление закона в силу хотя бы на полгода. По его оценке, достаточно добавить хотя бы две-три позиции китайских моделей, чтобы рынок получил пространство для манёвра. Однако на деле их нужно хотя бы десяток, иначе цена на разрешённые автомобили вырастет в геометрической прогрессии.
Отдельно он указал, что наиболее уязвимым окажется премиальный и бизнес-сегмент перевозок, где традиционно используется импортный транспорт. По словам Белова, эта ниша не исчезнет, а просто уйдёт в серую зону: компании и водители будут работать без разрешений, а легальные операторы в крупных городах потеряют значительную часть заказов.

Квота для самозанятых: что говорят агрегаторы

Участники рынка пока по-разному смотрят на сложившуюся ситуацию. Некоторые из них явно предпочитают оптимизм, во всяком случае на данном этапе.
"Яндекс Такси" поддерживает отсрочку требований по локализации для самозанятых водителей на личных автомобилях. Сейчас важно сохранить водителей-подработчиков в отрасли — это поможет избежать оттока водителей, потери ими дохода и снижения доступности услуг такси в регионах", — сообщили "ДП" представители "Яндекс Такси".
В агрегаторе такси "Максим" считают, что единая квота в 25% не отражает реальной структуры рынка. По их данным, в Санкт-Петербурге доля самозанятых составляет менее 3%, тогда как в Ленинградской области — около 29%.
"Во многих регионах России, за исключением нескольких мегаполисов, доля автомобилей самозанятых превышает 50%. Квота, в случае её установления, уничтожит региональные рынки такси. Кто возить людей будет?", — задаются вопросом в компании.
С точки зрения представителей "Максим", было бы разумно полностью вывести самозанятых из-под требований по локализации и дифференцировать регулирование по типам перевозчиков.
"Сфера легковых пассажирских перевозок должна законодательно разделиться на профессиональное такси (в мегаполисах) и райдхейлинг (в регионах)", — предлагают игроки рынка.
По оценкам экспертов, судьба законопроекта во многом зависит от скорости обновления перечня локализованных моделей Минпромторгом и гибкости регионального применения. Петербург, где парк такси превышает 65 тыс. машин, может стать индикатором работоспособности новой нормы.
Если список моделей останется ограниченным, а переходный период — коротким, отрасль прогнозирует рост цен, дефицит машин и уход части компаний с рынка. Если перечень расширят и дадут отсрочку, рынок сможет пройти реформу без шока — и сохранить баланс между интересами пассажиров, водителей и автопроизводителей.
Напомним, ранее "ДП" сообщал, что "Опора России" выступила с обращением, в котором предлагает отложить вступление в силу его требований для самозанятых и индивидуальных предпринимателей до 2030 года.
Председатель Петербургского отделения независимого профсоюза "Новый труд" Семён Борзенко рассказал, что к ним поступают сотни обращений. Почти 80% автомобилей самозанятых водителей не соответствуют новым критериям.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.