10:1401 ноября 202510:14
119просмотров
10:1401 ноября 2025
Введение квоты в 25% от общего числа машин в региональном реестре такси не решает ключевых проблем закона о замене импортных машин и может привести к росту цен и сокращению числа перевозчиков, убеждены опрошенные "ДП" участники рынка.
Доля автомобилей самозанятых в регионах превышает 50%, говорят таксисты.
Ранее стало известно, что депутаты Госдумы планируют внести поправки, которые позволят самозанятым водителям работать на автомобилях, не входящих в перечень локализованных моделей. Поправка, в случае принятия, будет действовать до 2033 года.
В пояснительной записке отмечается, что сейчас самозанятые составляют "большую долю субъектов, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (около 540 тысяч водителей такси), преимущественно в малых и средних населённых пунктах, при этом основная масса данных лиц использует транспортные средства, принадлежащие им на праве собственности".
“
"При текущих условиях и ограниченном ассортименте новых автомобилей, полностью отвечающих установленным критериям локализации, приобретение и обновление автомобилей окажется финансово невыполнимым для основной массы самозанятых", — считают авторы поправки.
Чем квота поможет такси Петербурга и Ленобласти — в материале "Делового Петербурга".
Локализация такси: проблемы и цены
Резко против такой идеи выступает представитель Общественного совета по развитию такси в Северо-Западном федеральном округе Андрей Белов. По его словам, инициатива выглядит декларативно и не окажет влияния на ситуацию в отрасли.
“
"Это как мёртвому припарку. Это исключительно декларативная инициатива: нате вам, только отстаньте. Чтобы потом рассказать, что, мол, мы же вам послабление сделали. А чем вы ещё недовольны? Нам не нужна эта поправка, потому что она ни к селу, ни к городу", — категорично заявил Белов в разговоре с корреспондентом "ДП".
Он отмечает, что фактическое число водителей, которые смогут воспользоваться квотой, минимально, так как самозанятых в отрасли всего лишь около 20%. Из них по предложенной схеме смогут воспользоваться квотой не более 5%. Остальные же останутся за бортом.
По словам Белова, обсуждение поправок проходило без участия профессионального сообщества. Также он напоминает, что до вступления закона в силу остаётся меньше четырёх месяцев, но окончательный перечень локализованных моделей до сих пор не утверждён.
Он отмечает, что без расширения перечня в сторону иностранных марок, которые собираются на территории России, отрасль столкнётся с ростом цен и уходом части перевозчиков в "серую" зону.
"В Петербурге ни УАЗ, ни "Жигули" никому не нужны. Клиенты не поедут, а водители не смогут работать по 12 часов на машине без кондиционера и нормальной шумоизоляции. Более трети таксопарков либо закроются, либо уйдут в доставку. Это приведёт к сокращению предложения и росту тарифов — закон экономики", — подчёркивает он.
Эксперт убеждён, что без финального списка моделей внедрение норм просто технически невозможно. Поэтому разумно было бы отложить вступление закона в силу хотя бы на полгода. По его оценке, достаточно добавить хотя бы две-три позиции китайских моделей, чтобы рынок получил пространство для манёвра. Однако на деле их нужно хотя бы десяток, иначе цена на разрешённые автомобили вырастет в геометрической прогрессии.
Отдельно он указал, что наиболее уязвимым окажется премиальный и бизнес-сегмент перевозок, где традиционно используется импортный транспорт. По словам Белова, эта ниша не исчезнет, а просто уйдёт в серую зону: компании и водители будут работать без разрешений, а легальные операторы в крупных городах потеряют значительную часть заказов.
Квота для самозанятых: что говорят агрегаторы
Участники рынка пока по-разному смотрят на сложившуюся ситуацию. Некоторые из них явно предпочитают оптимизм, во всяком случае на данном этапе.
“
"Яндекс Такси" поддерживает отсрочку требований по локализации для самозанятых водителей на личных автомобилях. Сейчас важно сохранить водителей-подработчиков в отрасли — это поможет избежать оттока водителей, потери ими дохода и снижения доступности услуг такси в регионах", — сообщили "ДП" представители "Яндекс Такси".
В агрегаторе такси "Максим" считают, что единая квота в 25% не отражает реальной структуры рынка. По их данным, в Санкт-Петербурге доля самозанятых составляет менее 3%, тогда как в Ленинградской области — около 29%.
"Во многих регионах России, за исключением нескольких мегаполисов, доля автомобилей самозанятых превышает 50%. Квота, в случае её установления, уничтожит региональные рынки такси. Кто возить людей будет?", — задаются вопросом в компании.
С точки зрения представителей "Максим", было бы разумно полностью вывести самозанятых из-под требований по локализации и дифференцировать регулирование по типам перевозчиков.
"Сфера легковых пассажирских перевозок должна законодательно разделиться на профессиональное такси (в мегаполисах) и райдхейлинг (в регионах)", — предлагают игроки рынка.
По оценкам экспертов, судьба законопроекта во многом зависит от скорости обновления перечня локализованных моделей Минпромторгом и гибкости регионального применения. Петербург, где парк такси превышает 65 тыс. машин, может стать индикатором работоспособности новой нормы.
Если список моделей останется ограниченным, а переходный период — коротким, отрасль прогнозирует рост цен, дефицит машин и уход части компаний с рынка. Если перечень расширят и дадут отсрочку, рынок сможет пройти реформу без шока — и сохранить баланс между интересами пассажиров, водителей и автопроизводителей.
Напомним, ранее "ДП" сообщал, что "Опора России" выступила с обращением, в котором предлагает отложить вступление в силу его требований для самозанятых и индивидуальных предпринимателей до 2030 года.
Председатель Петербургского отделения независимого профсоюза "Новый труд" Семён Борзенко рассказал, что к ним поступают сотни обращений. Почти 80% автомобилей самозанятых водителей не соответствуют новым критериям.

