Сроки доставки грузов из Китая в Россию через погранпереходы увеличились вдвое, до 2 недель.
Одну неделю из двух фуры стоят в ожидании таможенного досмотра на пункте пропуска "Достык/Алашанькоу".
В пробке на погранпереходах Казахстана застряли минимум 7 тыс. фур, об этом "ДП" рассказали те, кто в настоящий момент стоит в ожидании досмотра.
Но точного числа большегрузов не знает никто. Перевозчикам предлагают в качестве альтернативы маршруты через МАПП "Забайкальск — Маньчжурия", "Кани-Курган" или Монголию. Но лишний крюк повышает стоимость транспортировки.
Участники рынка называли ситуацию сложной ещё 15 сентября, а спустя месяц, к 15 октября, она стала не просто сложной, а критической.
Первую неделю октября погранпереход "Алашанькоу" не работал из-за государственного праздника в Китае, сообщают перевозчики, дожидающиеся перехода из Казахстана в Россию.
Весь последний месяц фуры, которые доставляют груз из России, тщательно досматривают таможенные органы, об этом говорят участники рынка.
Таможня ищет серый импорт. Чаще всего под пристальный досмотр подпадают фуры, которые доставляют в Россию сборные грузы из Китая. Сборный груз — это груз от разных поставщиков, который оформляется по одной общей таможенной декларации.
Задержки на автомобильном пункте пропуска "Достык/Алашанькоу" называют одной из причин роста цен на прямые железнодорожные отправки из Китая в Россию. За первые 2 недели октября они выросли минимум на $300, об этом сообщают "ДП" участники рынка.
Сроки доставки выросли на 14 дней, сегодня средний транзитный срок доставки груза из Китая в Москву по железной дороге превышает 30 дней. Вагоны, по информации грузовладельцев, на железнодорожных станциях Алашанькоу и Хоргос могут стоять до 14 дней.
По информации ФТС, все пункты пропуска на российско-казахстанском участке границы работают в штатном режиме, скопления автомобилей нет.
Здесь сообщили, что таможенные органы не осуществляют проверочные мероприятия в пунктах пропуска на границе России и Казахстана и не оказывают влияния на прохождение через них транспортных средств и далее по территории России.
По информации пресс-службы ФТС, выборочный контроль и проверку транспортных средств с целью предотвращения незаконного перемещения товаров осуществляют мобильные группы таможенных органов. Они работают вблизи российско-казахстанского участка границы, а именно на трассах, по которым проходят основные транспортные потоки.
Между тем в ведомстве подчеркнули, что ввоз товаров по серым схемам приводит к потерям российского бюджета.
“
"Важно отметить, что в большинстве случаев это товары народного потребления весьма низкого качества, использование которых может создать прямую угрозу жизни и здоровью потребителей", — заключили в ФТС.
В сентябре сообщалось о досмотре девяти из 10 фур. следующих в Россию из Казахстана. Есть основания полагать, что в Россию через погранпереходы Казахстана и Киргизии ввозят товары с существенными нарушениями таможенных правил, об этом "ДП" рассказал член правления гильдии "ГЕРМЕС" Юрий Ковалёв. Под пристальным вниманием — товары двойного назначения: техника, электроника, товары, которые включены в санкционные списки.
Часть перевозчиков не исключает, что пробки на погранпереходах вызваны не борьбой с серым импортом, а цифровизацией работы таможенных органов: с 30 июня начала работать система, требующая от иностранных перевозчиков регистрацию на "Госуслугах".
Казахстан частично соблюдает антироссийские рестрикции, опасаясь вторичных санкций. В конце прошлого года местные банки резко увеличили сроки проведения платежей для российского бизнеса. Вице-премьер Серик Жумангарин заявлял между тем, что Казахстан "не будет слепо следовать" антироссийским санкциям Запада. В декабре прошлого года он говорил, что некоторые товары, выпускаемые в Казахстане, подпадают под ограничения. Таким образом, санкционное давление может ударить по экономике страны.