Суды, как правило, не отказывают во взыскании неустоек. В некоторых случаях они
могут уменьшить размер требований истца.
00:2004 декабря 202500:20
16просмотров
00:2004 декабря 2025
Суммарные претензии Министерства обороны РФ к петербургскому АО "НПО “Завод “Волна”" по искам, рассматриваемым в 2025 году, составили 173,7 млн рублей.
Директор "Волны" заявил, что "сейчас мало кто вовремя исполняет гособоронзаказ в связи с санкциями", а московский арбитраж назвал доводы представителей компании "взаимоисключающими".
"Суд критически относится к взаимоисключающим доводам…"
Московский арбитраж рассматривает сейчас три иска министерства обороны РФ к петербургскому АО "НПО “Завод “Волна”" (входит в "Эго–Холдинг" миллиардера Александра Кашина, выпускает системы связи и телефонии, в том числе для нужд Минобороны и судостроения). Общая сумма претензий — 99,8 млн рублей.
Ещё два спора "Волна" в этом году проиграла военному ведомству — всего на 73,9 млн, эти решения вступили в законную силу. Общая сумма претензий Минобороны к предприятию за 2025 год — 173,7 млн рублей.
Все споры связаны с задержками поставок в рамках гособоронзаказа — это взыскание неустоек. Два спора арбитраж ещё не начал рассматривать по существу, третий связан с задержкой на 1 год и 2 месяца поставки оборудования по контракту от июля 2022 года на 118,5 млн рублей.
По другому контракту, подписанному в июле 2022 года, на 118,7 млн рублей, "Волна" задержала поставку на 11 месяцев и пыталась, в частности, доказать суду, что "план–график выполнения государственного контракта… позволяет сдвигать сроки поставки, поскольку график носит ознакомительный характер… так как устанавливается самим исполнителем в целях информирования заказчика о сроках выполнения обязательств".
"Суд критически относится к взаимоисключающим доводам ответчика, поскольку все они направлены на уход от обязанности по оплате неустойки за просрочку поставки, которая сторонами не оспаривается", — написано в решении, вступившем в законную силу в середине мая.
Представители "Волны" заявили также, что спорный контракт заключён с "Волной" как с единственным поставщиком, из–за чего компания не могла отказаться от его заключения, но судья Игорь Бурмаков написал, что "ответчик включался в реестр единственных поставщиков на основании самостоятельно принятого решения".
"Более того, организации, включённые в указанный реестр на основании Положения “О ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники”, утверждённого постановлением правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года №826, помимо ограничений получают… преимущества в рамках осуществляемой ими предпринимательской деятельности", — уточнил суд. Отклонил он и жалобы на международные санкции: "Ответчик не вправе ссылаться на обстоятельства, повлёкшие невозможность исполнения контракта после истечения срока… чтобы избежать предусмотренной контрактом ответственности".
"Мало кто вовремя исполняет гособоронзаказ…"
Иски Минобороны к НПО "Завод “Волна”", которые московский арбитраж рассматривал и рассматривает в этом году, зарегистрированы с начала сентября 2024–го.
За несколько месяцев до того, в конце февраля, пресс–служба Смольного заявила о планах "Волны" построить в Петербурге производственно–складское здание и три научно–производственных корпуса, где будут созданы 1300 высокотехнологичных рабочих мест (см. "ДП" от 28.02.2024). В сообщении цитировались слова председателя совета директоров "Эго–Холдинга" Александр Кашина. "Нам удалось существенно сократить импортозависимость. Локализация продукции на заводе сегодня составляет от 80 до 90%", — заявил он.
А в конце июня пресс–служба Промсвязьбанка сообщила о заключении соглашения с заводом "Волна", которое "предполагает поддержку производственных программ и инвестиционных проектов предприятия со стороны ПСБ, внедрение современных инструментов для осуществления расчётов и эффективного управления свободными финансовыми ресурсами, а также применение решений в области зарплатного обслуживания для сотрудников объединения". Соглашение подписали на площадке Международного военно–морского салона "ФЛОТ–2024".
После этого НПО "Завод “Волна”" не попадало в медийное пространство.
Генеральный директор компании Евгений Рылов подробно рассказывать о причинах, из–за которых предприятие оказалось в роли ответчика сразу по пяти искам военного ведомства, отказался.
"Да, там есть иски, но это стандартная ситуация. Сейчас мало кто вовремя исполняет гособоронзаказ в связи с санкциями, сложностями закупки комплектации и так далее", — заявил он.
"Мы делаем очень востребованную продукцию для министерства обороны, и любая информация плохо разворачивается для предприятия и его сотрудников. У нас объём заказов и востребованность очень высокие", — сказал руководитель "Волны".
Сдвиг вправо и форс–мажор
По словам ведущего юрисконсульта военно–промышленного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ, входит в Объединённую судостроительную корпорацию) Александры Бондаренко, у предприятий, выполняющих гособоронзаказ, нет никаких преимуществ в судах перед другими поставщиками, не выполнившими в срок контрактные обязательства.
“
"Суд не может отказать в требовании о взыскании неустойки, если это требование законно и обоснованно. Какими бы доводами ни руководствовался поставщик, сами по себе они для суда не имеют значения. Единственное, он может ходатайствовать о снижении неустойки, если она явно несоразмерна нарушенному обязательству и приведёт к неосновательному обогащению истца, но эту несоразмерность нужно доказать и чем–то подтвердить. Суд на своё усмотрение будет принимать решение, есть ли основания для снижения", — говорит эксперт.
Партнёр юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Роман Макаров объясняет, что суды не взыскивают неустойки за задержки исполнения гособоронзаказа в двух случаях: за периоды "сдвига вправо" проектов по вине госзаказчика и за периоды действия непреодолимой силы.
"Обычно суды признают уважительной встречную вину кредитора, например когда заказчик в лице министерства обороны меняет проект, не выполняет иные свои обязанности по договору, препятствующие выполнению гособоронзаказа в срок. Также принимаются во внимание технологические санкции, в том числе отсутствие узлов и агрегатов иностранного производства, в случаях, если они будут сочтены судом форс–мажором, то есть чрезвычайным событием в конкретной ситуации", — говорит эксперт.
Досье:
Непубличное акционерное общество "Научно–производственное объединение “Завод “Волна”" зарегистрировано в Петербурге в 2008 году. Компания входит в "Эго–Холдинг" миллиардера Александра Кашина, но подробные сведения о своих акционерах и финансовых результатах в последние годы не публикует. НПО "Завод “Волна”" входит в Перечень стратегических организаций по распоряжению правительства 1226–р и в Перечень системообразующих предприятий Петербурга. Включено в санкционные списки США, Евросоюза и Украины.

