Производителям продуктов стало сложно запускать крупные проекты без господдержки

Автор фото: Александр Веселков / архив "ДП"
Производство АО "Любимый край" в Ленинградской области
Производство АО "Любимый край" в Ленинградской области
Действующая ключевая ставка Банка России повышает стоимость заимствований и фактически откладывает запуск капиталоёмких проектов в пищевой промышленности. Больше всего под удар попадают средние предприятия.

Финансовая ловушка

Как рассказал "ДП" генеральный директор АО "Любимый край" Алексей Медведев, крупные инвестиционные проекты в пищевой промышленности сегодня требуют обязательного участия государства и не могут реализовываться исключительно за счёт собственных средств.
"Как только речь заходит о каком–то качественном скачке по развитию, понятно, что там без денег, без помощи государства не обойтись. Поэтому и субсидии, и какие–то кредиты — это всё, естественно, крайне интересно для крупного бизнеса", — отметил он.
Это не теоретические выкладки — "Любимый край" как раз сейчас готовит к запуску новую производственную площадку с горизонтом 2028–2029 годов. Текущие операционные задачи предприятие решает собственными ресурсами, однако масштабное расширение невозможно без льготного кредитования.
Это мнение поддерживает президент Российского союза пекарей Дмитрий Семёнов.
"С текущей ставкой ЦБ модернизация линий и приобретение нового оборудования, а тем более открытие новых производств в принципе невозможны без каких–либо региональных или федеральных мер поддержки, учитывая низкую рентабельность хлебопекарной отрасли. Существуют различные программы в отдельных регионах, но не повсеместно. И их недостаточно", — считает эксперт.
Отраслевые эксперты подтверждают, что проблема стоимости капитала — одна из ключевых для всей пищевой промышленности. По словам профессора СПбГЭУ Елены Ткаченко, разрыв между рентабельностью и стоимостью кредитов делает новые проекты экономически невозможными.
"Средний уровень рентабельности пищевой промышленности — около 9%. Даже на новой продукции он редко превышает 15–20%. При этом реальная ставка, под которую банки выдают деньги, составляет 25–28%. Это абсолютно не совпадающие вещи. Компании не могут привлекать капитал под проценты выше собственной рентабельности — это финансовая ловушка", — объясняет она.
Многие проекты, начатые 2 года назад на фоне быстрого нарастания импортозамещения, сегодня упёрлись в дефицит собственных средств.
"Почти все предприятия находятся в кризисе ликвидности. Абсолютная ликвидность у большинства около нулевого значения", — подчёркивает Ткаченко.

Пёстрая картина

Медведев обращает внимание на то, что отрасль переживает структурную консолидацию.
"Крупные — укрупняются. Малые — куда–то деваются. А вот кто посередине находится — с ними могут быть проблемы", — говорит он. В сегменте также усиливается давление со стороны компаний, использующих ценовой демпинг и копирование ассортимента лидеров.
Отраслевые объединения подтверждают повышение турбулентности среди производителей. По словам Дмитрия Семёнова, именно средний сегмент сталкивается с наибольшими рисками.
"Картина по стране пёстрая. Малые ремесленные производства могут выживать за счёт высокой наценки, крупные — за счёт объёмов. А вот средним индустриальным предприятиям, особенно в регионах с ограниченным спросом, действительно сложнее всего. Им особенно нужна поддержка", — объясняет он.
Всё это ограничивает возможности расширения ассортимента и экспансии на экспортные рынки.
Расширение ассортимента невозможно без обновления производственных линий
Расширение ассортимента невозможно без обновления производственных линий
Автор: Иван Андрейкин

Культурные различия

По словам Алексея Медведева, экспорт сегодня остаётся для предприятия дополнительным, но не ключевым направлением и занимает где–то 5% продаж. "Любимый край" работает примерно с 15 странами, в основном с рынками бывшего СНГ. Однако экспорт связан с дополнительными затратами — от маркировок и сертификаций до адаптации упаковки. Есть и сугубо культурные различия.
"Везде, где есть бывшие русские люди или те, кто традиционно ел овсяное печенье, там они нормально относятся. Но в Китае не понимают, что такое овсяное печенье", — поясняет он.
Эксперты отмечают, что изменение структуры потребления внутри страны также влияет на ассортиментные стратегии. По словам Елены Ткаченко, это связано в том числе с поколенческим сдвигом.
"Молодёжь сегодня предпочитает продукты с высоким содержанием белка и низким содержанием жира. Это меняет структуру спроса и заставляет производителей искать новые категории", — комментирует она.
Такой тренд уже находит отражение в линейках некоторых производителей снеков и хлебцев.
Напомним: на ноябрьском заседании совета директоров ЦБ РФ сохранил ключевую ставку на уровне 16,5%. 2 декабря глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая на макроэкономической сессии форума ВТБ "Россия зовёт!", назвала это решение "продолжением смягчения денежно–кредитной политики". А также призвала не сводить все проблемы бизнеса к размеру ключевой ставки.
"За 5 месяцев, что мы снижаем ключевую ставку, у нас прирост корпоративного кредита 5,8 трлн рублей", — добавила она.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.