Есть основания полагать, что в Россию через погранпереходы Казахстана и Киргизии ввозят товары с существенными нарушениями таможенных правил, об этом "ДП" рассказал член правления гильдии "ГЕРМЕС" Юрий Ковалёв.
“
"У таможни есть полномочия на проверки товаров после ввоза. Несмотря на единое таможенное пространство. Есть основания полагать, что в Казахстане и Киргизии ввоз товаров происходит с существенными нарушениями таможенных правил", — добавил он в беседе с "ДП".
Об очередях на границе с Казахстаном участники рынка сообщили в пятницу, 19 сентября. По словам очевидцев, на всех КПП с российской стороны очереди ждут около 5 тыс. большегрузов, со стороны Казахстана очередь ещё больше. Однако официального подтверждения со стороны ФТС России эта информация пока не получила.
Более того, часть участников рынка, опрошенные "ДП", и вовсе не подтверждают очереди на погранпереходах. По их словам, на таможенный досмотр уходит минут пятнадцать, как и прежде.
Однако есть и оппоненты, которые информацию о заторах подтверждают. Пробки замечены на трёх погранпереходах России с Казахстаном — это Бугристое в Челябинской области, Веселоярск в Алтайском крае и Петухово в Курганской области.
Застрявшие на погранпереходах сообщают об усилении борьбы с серым импортом. Таможенники из Казахстана досматривают 9 из каждых 10 фур, идущих транзитом из Китая в Россию.
Под пристальным вниманием — товары двойного назначения: техника, электроника, товары, которые включены в санкционные списки.
Часть перевозчиков не исключает, что пробки на погранпереходах вызваны не борьбой с серым импортом, а цифровизацией работы таможенных органов: с 30 июня начала работать система, требующая от иностранных перевозчиков регистрацию на "Госуслугах".
“
"Водители, в том числе и граждане Казахстана, должны пройти регистрацию на "Госуслугах" за 72 часа до въезда в Россию. У многих проблемы с этим, в том числе и из-за сбоев с мобильной связью", — сообщают перевозчики в чатах.
Размер убытков, вызванных многочасовым простоем на погранпереходах, пока никто из перевозчиков не считал.
Очереди фур наблюдали и прошлой осенью, о чём сообщали в Минфине Казахстана. Например, в ноябре в районе контрольно-пропускного пункта Курмангазы на границе Казахстана и России собралось около 300 фур. Одной из причин заторов стало завершение ремонтных работ на трассе Атырау — Астрахань, говорили там.
Казахстан частично соблюдает антироссийские рестрикции, опасаясь вторичных санкций. В конце прошлого года местные банки резко увеличили сроки проведения платежей для российского бизнеса. Вице-премьер Серик Жумангарин заявлял между тем, что Казахстан "не будет слепо следовать" антироссийским санкциям Запада. В декабре прошлого года он говорил, что некоторые товары, выпускаемые в Казахстане, подпадают под ограничения. Таким образом, санкционное давление может ударить по экономике страны.
В пресс-центре Федеральной таможенной службы в ответ за запрос "ДП" сказали, что обстановка на российско-казахстанской границе остаётся стабильной.
“
"Ухудшения обстановки на границе с Казахстаном из-за действий мобильных групп таможенных органов не зафиксировано. Российские таможенные органы не создают препятствий для свободного перемещения транспортных средств и товаров в рамках взаимной торговли", — рассказали в ФТС.
Там также отметили, что проверки товаров проводятся в рамках закона (ст. 261 ФЗ №289) для защиты экономики и безопасности России. При наличии всех необходимых документов процедура занимает до 8 минут.
Сообщения о скоплениях транспорта касаются стоянок на территории Казахстана, а не российских пунктов пропуска. С российской стороны — в пунктах пропуска Петухово, Бугристое, Веселоярск, Сагарчин, Маштаково, — ситуация соответствует обычной ежедневной обстановке, отметили в ФТС и добавили, что уменьшения количества проходящих пункты пропуска транспортных средств не зафиксировано.
