Стоп-сигнал для локализации: таксопарки оказались не готовы к переходу на новые авто

Таксопарки просят расширить список разрешённых авто или отложить локализацию
Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"
Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"

Таксистов пересаживают на отечественные авто, но представители отрасли пока к этому не готовы.

На этой неделе Минпром­торг опубликовал предварительный список машин, отвечающих требованиям закона о локализации такси. В него вошли шесть отечественных марок (Lada, УАЗ, Sollers, Evolute, Voyah, "Москвич"), которые представлены 22 моделями. В перечне есть авто с разными типами кузова: седаны, кроссоверы, внедорожники, 7-местные модели, а помимо машин с ДВС присутствуют гибриды и электрокары.
"Перечень будет обновляться по мере появления на рынке новых моделей российских брендов и моделей, производство которых будет локализовано на территории нашей страны в рамках заключённых СПИК — с учётом обязательств по углублению локализации", — заверили в ведомстве.
Напомним: закон о локализации отрасли вступает в силу 1 марта 2026 года. С этой даты в реестр такси будут добавлять только те машины, которые имеют высокую долю отечественных компонентов или произведённые по специальному инвестиционному контракту (СПИК).
Участники рынка уже подвергли критике опубликованный список и предложили более плавный переход к новым порядкам. Национальный совет такси и Лизинговый союз обратились к властям с инициативой ввести переходный период для таксопарков, которые приобрели авто в лизинг до вступления в силу закона. Лизинг — основная форма приобретения машин для работы в такси, а при истечении лизингового договора транспортное средство исключается из реестра и вносится туда заново.
"В отрасли эксплуатируется более 97 тыс. автомобилей, у которых сроки лизинга подойдут к концу после 1 марта 2026 года. Если следовать букве закона о локализации в действующей редакции, то переоформление без перерегистрации будет доступно только для нескольких моделей автопроизводителя, которые соответствуют новому требованию. Фактически в зоне риска и неопределённости находятся все автомобили, взятые в лизинг таксомоторными организациями в период с 2022 по 2025 год", — цитируют "Известия" письмо участников рынка.

Зарубежный автопарк

Как рассказали "ДП" в сервисе "Максим", в Петербурге у его партнёров на отечественные машины приходится 10 % автопарка. Из списка Минпромторга чаще всего используются модели Lada: Granta, Vesta и Largus. Наиболее распространены корейские и европейские марки, увеличивается доля китайских моделей, добавляют в компании.
Топ–10 автомобилей у перевозчиков "Ситимобил" и "Таксовичкоф" составляют Škoda Octavia, Hyundai Solaris, Škoda Rapid, Volkswagen Polo, Haval M6, Kia Rio, Kia K5, Haval Jolion, Chery Tiggo 7 Pro Max, "Москвич 3".
"Стоит учесть, что опубликованный в данный момент список автомобилей отечественного производства, соответствующий параметрам закона, не является окончательным и участники рынка ждут его расширения. На текущий момент из опубликованного перечня относительно популярен у перевозчиков "Москвич 3", но и он сильно уступает более ходовым моделям", — отмечает операционный директор компании Даниил Курашев.
По его словам, средний срок адекватной службы автомобиля в такси на данный момент составляет до 5 лет. Но у некоторых марок из перечня он меньше в случае активной эксплуатации. Переход на такие машины приведёт к увеличению расходов для перевозчиков.
Представитель Общественного совета по развитию такси в СЗФО Андрей Белов говорит, что за год автомобиль с шашечками проходит порядка 100 тыс. км, что в 10 раз больше, чем личный транспорт. Эксперт добавляет, что отечественные машины не готовы к таким нагрузкам, кроме того, на них не хотят ездить клиенты из-за пониженной комфортности.
"У китайских, корейских, европейских авто в первый год-два вообще ничего не ломается, и мы тратим деньги только на плановое ТО. С отечественными уже на 50 тыс. пробега попадаем на капремонт двигателя. При 10–20 тыс. км выходят из строя коробка передач, гидроусилитель руля, рейка рулевая и так далее. Во-первых, машина становится к забору на неделю, во-вторых, мы тратим на ремонт деньги. Для нас каждый рубль очень важен, потому что 90 % автомобилей покупаются в лизинг", — подчёркивает участник рынка.

Рост цен и уход в тень

В списке Минпромторга больше других представлен АвтоВАЗ, туда попали сразу семь моделей производителя. В этом году дела у компании идут неоднозначно: производственный план сокращён с 500 тыс. до 300 тыс. авто в год из-за падения продаж, по этой же причине в сентябре завод перешёл на сокращённую рабочую ­неделю.
Локализация такси в такой ситуации выглядит неплохим способом по­править положение. Автогигант уже стал активно готовиться к переменам: ведёт переговоры с "Яндекс Такси" о поставках машин, объявил о льготных условиях для таксопарков и готовности увеличить производство. Кроме того, компания достаточно резко ответила на высказывания о грядущем подорожании машин, подчеркнув, что не собирается менять ценовую политику.
"Я готов поспорить с кем угодно, на что угодно, что, как только наступит 2 марта, цена начнёт плавно-плавно подниматься. И ровно через год, к следующему сентябрю-октябрю, она будет в полтора раза как минимум выше по отношению к сегодняшнему дню", — спрогнозировал Белов. Другим последствием, считают собеседники "ДП", может стать переход рынка на серые схемы работы. После публикации списка в Минпромторге заявили, что требования о локализации не будут распространяться на сервисы аренды авто с водителем. Возможно, эта лазейка будет использоваться для обхода закона.
"Жёсткие ограничения приведут к тектониче­ским сдвигам на рынке такси: те авто, которые сейчас имеют лицензии, будут работать до последнего. Переходить на авто из списка будут далеко не все парки, многие просто уйдут с рынка пассажирских перевозок. Самозанятые, понятно, для работы в такси машины из списка покупать не будут, просто уйдут в бомбилы, этот процесс произойдёт очень быстро. А дальше начнутся проблемы уже у государства. Огромная отрасль с миллионом занятых начнёт уходить в тень, что больно ударит по доходам бюджета. Напомню оценку Высшей школы экономики: бюджет потеряет 350 млрд рублей за 3 года после вступления в силу этих жёстких правил", — заявил президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Мимо Петербурга

Что касается петербургского автопрома, то в список попала только одна модель его продукции — Lada Iskra. Производство машины в сентябре наладили на бывшем заводе Nissan (ныне "Автозавод Санкт-Петербург"). Авто с традиционной для такси цветографической схемой уже показывали на отраслевых выставках в Петербурге и Москве. Модель также не вызывает восторга у участников рынка.
"Lada Iskra за 1,3–1,8 млн рублей, конечно, современнее, у неё есть подушки безопасности, но это маленькая машинка с тем же малонадёжным вариатором только в старших версиях, чрезмерно дорогая для эконома", — отмечает Шапарин.
Выпускаемые на заводе АГР (экс-Hyundai) Solaris Минпромторг обошёл вниманием, не включив в список. Главный редактор журнала "За рулём" Максим Кадаков недоумевает: модель наряду с выпуска­емым под Тулой Haval Jolion является наиболее локализованной в стране иномаркой.
В этом году ожидается перезапуск двух площадок в Шушарах: бывшего завода Toyota (ныне "Аурус") и GM (АГР). Первый в теории мог бы поставлять для такси машины представительского класса. Второй проект, судя по всему, будет связан с иностранным партнёром, вероятнее всего — китайским.
Тем временем Минпром­торг уже сообщил о планах расширить перечень за счёт брендов Haval, Tenet, а также авто, выпуска­емых на калининградском "Автоторе". Предприятий из Петербурга здесь снова не оказалось.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.