Петербург меняет правила игры: как решить проблему кадрового дефицита

Автор фото: Сергей Ермохин
Всё больше выпускников школ для своей будущей карьеры выбирают среднее профессиональное образование (СПО). Как ранее писал "ДП", в Петербурге конкурс в колледжи составляет 4,7 человека на место.
В 2022–2023 годах на него претендовали в среднем 3,7 абитуриента против двух в 2017-м. Доля тех, кто поступает на договорной основе, составляет примерно 26% от общего количества, то есть платит за образование сейчас каждый четвёртый. Коммерческая составляющая гарантий на поступление не даёт: здесь средний конкурс держится на уровне 2,4 человека на место.
Петербург взял курс на практиков. Город вошёл в число пилотных регионов России, в которых девятиклассникам открыт упрощённый путь к рабочей профессии. Вместо четырёх экзаменов ОГЭ теперь достаточно сдать только два — русский язык и математику. Бюджетное место в колледже гарантирует успешная аттестация.
Эксперимент, стартовавший одновременно в Москве и Липецкой области, ломает стереотипы о непрестижности рабочих специальностей. К проекту в 2025 году подключились 29 колледжей Северной столицы, которые по упрощённому принципу уже обучают более 6 тыс. вчерашних петербургских школьников по 19 востребованным рабочим профессиям. Город сделал ставку на раннее выявление талантов и быстрый вывод выпускников на рынок труда. Как отмечает губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, эксперимент решает две ключевые задачи: упрощает ребятам доступ к профессии и обеспечивает экономику города и страны квалифицированными кадрами.
Сегодня меняется не только формат поступления, но и сам подход к обучению. Чтобы закрыть почти 10 тыс. вакансий в региональной промышленности, в Петербурге создали принципиально новую структуру — образовательные заводы. Это совместные проекты колледжей и ведущих предприятий, где студенты с первого курса погружаются в реальное производство. Первый такой завод совместно с правительством Петербурга и Электромашиностроительным колледжем открыли "Силовые машины". Вице-губернатор Ирина Потехина обращает внимание на активное взаимодействие с судостроительными предприятиями.
Система среднего профессионального образования (СПО) становится гибкой и отзывчивой к запросам индустрии. Как подчёркивает гендиректор АО "ЦТСС" Михаил Александров, именно тесное взаимодействие с судостроительными и другими предприятиями позволяет создать все условия, чтобы ребята "учились и приходили в профессию".
В 2025 году системе СПО исполняется 85 лет. За этот период колледжи и техникумы подготовили миллионы квалифицированных рабочих и техников, ставших основой промышленного потенциала страны. Наш регион, обладающий богатыми инженерными традициями, занимает особое место в этом процессе, выступая одним из главных центров подготовки кадров для технологического суверенитета России.
Как отмечает губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, город сохраняет уникальную для мегаполиса промышленную специализацию. Отрасли реального сектора занимают второе место в структуре ВРП после торговли и услуг. "Для нас ключевым приоритетом является рост производительности труда, внедрение высоких технологий и подготовка кадров, способных отвечать на вызовы современной экономики", — подчеркнул глава города. Эта стратегия особенно актуальна в условиях дефицита трудовых ресурсов и необходимости технологической модернизации.
Автор: Сергей Коньков

Инновационные подходы в СПО

Петербургские колледжи и техникумы активно внедряют современные образовательные стандарты. Один из них — дуальное образование, которое подразумевает совмещение теоретической подготовки с параллельной практикой на предприятиях. Открываются центры компетенций с высокотехнологичным оборудованием для отработки навыков в реальных условиях. Практикуются сетевые программы с ведущими вузами и корпорациями. Так, колледж при Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого готовит специалистов в области робототехники и аддитивных технологий, а Ижорский политехнический колледж сотрудничает с "Газпромом" и "Росатомом".
Петербургские учебные заведения занимают верхние строчки национального рейтинга мониторинга качества подготовки кадров среди учреждений СПО. В прошлом году город продемонстрировал один из лучших результатов в стране по уровню образования. Показатель превысил 94%, что существенно выше целевых значений. Поэтому, как полагают эксперты, именно Петербург сейчас во многом если не определяет общий уровень российского образования, то показывает лидерский пример.
Сегодня в Северной столице работают 114 организаций СПО, в которых обучаются 130 тыс. студентов. Создана единая модель профориентации с посещением школьниками предприятий, встречами с преподавателями и студентами колледжей, участием в профпробах и мастер-классах. Высокую эффективность показал проект "Моя первая профессия", по которому старшеклассники вместе со школьным аттестатом имеют возможность получить свидетельство по одной из 27 востребованных профессий, и перечень с каждым годом расширяется, в том числе с учётом направлений предпрофессиональных профильных классов, созданных в школах Санкт-Петербурга.
В рамках федерального проекта "Профессионалитет" в колледжах города созданы восемь образовательно–производственных центров (кластеров) по таким направлениям, как машиностроение (энергомашиностроение, судостроение, автомобилестроение), лёгкая промышленность (два кластера по направлению "швейная промышленность"), радиоэлектроника, индустриальная цифровая аквакультура, железнодорожный транспорт.
Петербург является столицей чемпионатного движения по профессиональному мастерству "Профессионалы", и в рамках наследия финала чемпионата 2024 года в колледжах и техникумах города создаются образовательно-производственные полигоны, целями которых является кратное увеличение объёмов подготовки квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, а также предоставление первого рабочего места для обучающихся на образовательно–производственных полигонах (по профилю полученных квалификаций — компетенций). Уже сейчас такие действуют на базе Электромашиностроительного колледжа (машиностроительный), Колледжа автоматизации и производственных процессов (Центр инженерных компетенций), Автомеханического колледжа (автомеханический).
На базе Петербургского педагогического колледжа имени Н.А. Некрасова в партнёрстве с образовательными организациями города также создан образовательный центр педагогических квалификаций "Педагогическая мастерская", осуществляющий в рамках практики (практического обучения) предоставление услуг в сфере образования (воспитания), досуга населения.

Федеральное признание

Несмотря на достижения, перед системой СПО стоит множество задач, которые предстоит решить в кратчайшие сроки. Прежде всего сама система испытывает дефицит в преподавателях-практиках. Тем не менее Петербург демонстрирует способность отвечать на этот вызов, подтверждая статус ключевого центра подготовки кадров для технологического будущего России.
Опыт региона не остался незамеченным. На федеральном уровне Петербург признан одним из лидеров по данному направлению. Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко выделил позитивный опыт города в развитии кадрового потенциала для технологического лидерства. Всего за 5 лет в регионе создано 6,4 тыс. дополнительных мест в системе СПО.
Впрочем, за цифрами скрывается главное: сформирована целая экосистема для дальнейшего роста — от детских технопарков "Кванториум" и центров "IT-куб" до образовательных заводов. С 2025 года эта сеть будет расширяться ещё быстрее: ежегодно будут открываться по три новых "Кванториума" и по шесть центров "Инфинити".
Петербург целенаправленно и системно строит новую модель образования, где ценность ремесленного таланта ставится в один ряд с научным и творческим, обеспечивая тем самым технологический суверенитет страны.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.