Искусственный интеллект всё чаще используется в медицинских целях: от лабораторной диагностики, анализа зубного камня и оптимизации истории болезни до ассистирования в хирургии и психологического консультирования.
Российский рынок ИИ в медицине может вырасти более чем в 6 раз и достигнуть 78 млрд рублей уже к 2030 году. Такие данные приводятся в исследовании "Искусственный интеллект в здравоохранении", которое провели эксперты "Яков и партнёры" совместно с группой компаний "МЕДСИ".
По мнению аналитиков, уже сейчас есть ряд продуктов на основе ИИ, которые могут эффективно использоваться клиниками. В частности, это приложения для ведения истории болезни пациента, разные виды диалоговых ассистентов — от помощника врача до психологического консультанта для пациентов.
По оценкам экспертов, широкое внедрение ИИ может привести к экономии 5–10% текущих расходов здравоохранения в мире. Уже сегодня нейросеть помогает ускорять диагностику, прогнозировать ухудшение состояния. Диагностика и прогнозирование остаются наиболее популярной областью для создания стартапов. Однако при всей эффективности "искусственного разума" далеко не все частные клиники готовы к полному внедрению продуктов. Самая большая уязвимость — конфиденциальность данных.
Не навреди
Искусственный интеллект в медицине уже используется для повышения качества диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Генеральный директор ООО "ИНВИТРО СПб" Елена Чернер рассказала "ДП", что машинный анализ больших данных при интерпретации результатов лабораторных исследований и составлении заключений с указанием степени риска позволяет врачу назначить эффективную профилактику для предотвращения развития заболевания.
Так, в лабораториях на основе алгоритмов машинного обучения автоматизированы процессы приёма и сортировки биоматериала, сокращено время обработки анализов и получения результатов пациентами. Кроме того, искусственный интеллект позволяет следить за состоянием аналитических систем через функцию контроля качества.
“
"Однако ИИ порождает этические, правовые и технические вопросы, связанные с обеспечением конфиденциальности персональной информации пациентов, разработкой стандартов безопасности, регламентацией деятельности медицинских организаций. Поэтому сейчас предпринимаются усилия для обеспечения максимальной защиты цифровых данных".
Генеральный директор Цифровой стоматологии MEDALL Дмитрий Черный подтвердил в беседе с "ДП", что технологии ИИ применяются в большом количестве программ, которые используются частными клиниками. Например, в стоматологии — это дизайн улыбки. Так, работа зубного техника по изготовлению и ремонту различных ортопедических и ортодонтических конструкций (протезов, коронок, кап) легко оптимизируется благодаря анализу нейросетей. При этом речь не идёт о замене специалиста: грамотное использование ИИ позволяет ускорять и упрощать рутинные процессы.
По словам эксперта, новые технологии всё чаще используются и в коммуникации врача с пациентом, например для аудиозаписи консультации (разумеется, при условии сохранения конфиденциальности полученных данных). Запись транскрибируется нейросетью, что помогает врачу быстрее написать и проанализировать историю болезни пациента. ИИ способен обрабатывать анкеты пациентов и даже помогать врачу собирать и анализировать информацию из медицинских источников.
“
"Но здесь важно помнить, — уточняет Дмитрий Черный, — что ИИ выдаёт только промежуточный результат. Нужно перепроверять данные и, главное, грамотно формулировать запросы".
Для медицинских работников уже появляются специализированные продукты под узкие задачи. Так, приложение DIANA (Dental Index ANalysis App) помогает стоматологам и пациентам оценивать гигиену полости рта. Алгоритм анализирует фото зубов с раствором–индикатором, рассчитывает индекс налёта и формирует персональные рекомендации по уходу. Это позволяет отслеживать динамику гигиены, повышать мотивацию пациента и своевременно предотвращать кариес и другие заболевания.
Автоматизация не ограничивается продуктами для врачей — нейросети находят применение и в управлении персоналом. Например, для тестирования соискателей.
"По предварительно проанализированной анкете ИИ мы можем понять психотип, скорость реакции и другие параметры ещё до собеседования. Это экономит время и помогает подобрать специалистов, близких по ценностям",— поделился Дмитрий Черный.
Риски и прогнозы
Генеральный директор сети клиник "Скандинавия" Андрей Хоперский в разговоре с "ДП" выделил два системных риска, требующих первоочередного внимания при внедрении ИИ в здравоохранение. Первый риск — это смещение ролевой модели.
“
"Важно понимать: искусственный интеллект — это инструмент для врача, а не его замена. Его функция — оптимизация процессов, анализ данных и поддержка принятия решений. Однако ИИ не несёт клинической ответственности и не может заменить полноценную терапевтическую коммуникацию между врачом и пациентом. Попытка пациента самостоятельно поставить диагноз через ИИ несёт прямую угрозу его здоровью", — обращает внимание Андрей Хоперский.
Второй, не менее значимый риск — это угроза конфиденциальности данных. По словам собеседника, стремительная эволюция технологий провоцирует на рынке "гонку вооружений", где клиники в конкурентной борьбе стремятся тестировать максимальное количество решений одновременно. Эта практика создаёт риски фрагментации и уязвимости данных.
Каждое новое подключённое решение расширяет поверхность для потенциальной атаки, требуя от клиники беспрецедентного уровня кибербезопасности для защиты персональной медицинской информации пациентов.
“
"Сегодня наша стратегия бизнеса основана на принципах 4P–медицины (предиктивная, профилактическая, персонализированная, партисипативная медицина), где ИИ выступает ключевым интегратором, связывающим эти четыре компонента в единую систему. Мы реализуем поэтапный и взвешенный подход, апробируя технологии в пилотных режимах с фокусом на конкретные задачи и безопасность данных. Я убеждён, что за искусственным интеллектом — будущее медицины. Наша задача — обеспечить его внедрение не ради тренда, а для создания безопасной, эффективной и персонализированной системы здравоохранения, где технологии служат на благо врача и пациента. Ожидаемый прорыв станет возможен только при условии ответственного управления как технологическими, так и этическими рисками", — считает Андрей Хоперский.
Дмитрий Черный добавил, что в ближайшие 2–3 года будет идти активное накопление опыта коммуникации с нейросетями. На основе этого эмпирического исследования вскоре назреет и необходимость определения этических норм использования ИИ.
"Одной из главных уязвимостей уже сегодня является конфиденциальность данных — можно только догадываться, кто является реальным бенефициаром информации, которая выгружается в нейросети. В связи с этим особую ценность приобретут адресные решения — ИИ–продукты, разработанные под конкретную организацию и работающие автономно",— подчёркивает Дмитрий Черный.
Вместе с тем возникает ещё одна проблема: всё чаще пациенты прибегают к беседе с чат–ботами, используя их как альтернативу дорогостоящим сеансам психотерапии в клинике. Заместитель генерального директора по развитию клиники "Балтмед" Анна Магерова обеспокоена тем, что уже сегодня ИИ вызывает тревожность у пациентов. Особенно когда те пытаются использовать чат–бот в качестве консультанта для психологических проблем.
Дело в том, что ИИ не умеет говорить мягко и не знает, когда нужно замедлиться, когда промолчать, когда ободрить, в отличие от живого специалиста с профессиональным образованием, опытом и эмпатией. Машина просто выдаёт результат, не оценивая, что у пациента внутри, и тогда вместо помощи можно получить усиление тревожности и страха.
"Сейчас, как мне кажется, мы находимся на перепутье. ИИ в психотерапии уже применяется, это не фантастика, но и не панацея. Существуют чат–боты, приложения для самопомощи, алгоритмы, анализирующие речь, текст, поведение и даже ставящие предположительный диагноз. Некоторые из них вполне приличные помощники: например, помогают отслеживать настроение, напоминают о приёме лекарств, предлагают дыхательные упражнения при тревоге. Но важно понимать: это не лечение, а инструменты поддержки. Даже самые продвинутые чат–боты не чувствуют, не слышат между строк, не замечают дрожь в голосе, не видят, как человек сжимает руки под столом, в какой позе сидит, плачет или улыбается. Они не могут уловить ту тонкую вибрацию боли, которая делает терапию живой и действенной".
По мнению эксперта, ИИ — это помощник, но не замена врачу. Он может собирать данные, анализировать паттерны, предупреждать о рисках, помогать "сбросить напряжение", но принимать решения — нет.