"Снижение не вызывает сомнений": какое решение примет ЦБ по ключевой ставке

Быстрое охлаждение экономики подтолкнёт ЦБ к снижению ключевой ставки
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Эксперты ждут снижения ключевой ставки до 16% годовых. С оговоркой, что регулятор может удивить.

В предстоящую пятницу, 12 сентября, Банк России определится со значением ключевой ставки. Многочисленные опросы экспертов предполагают снижение сразу на 2 процентных пункта (п. п.), до 16% годовых. Хотя есть мнения, что регулятор сейчас вряд ли решится на столь существенный шаг.

Что влияет на снижение ставки

В начале сентября ЦБ РФ опубликовал свой традиционный макроэкономический опрос, в котором приняли участие представители 33 банков, инвестиционных компаний и аналитических центров. Их ожидания по средней ключевой ставке на оставшийся период 2025 года и на 2026–й снизились. В текущем периоде эксперты ждут среднее значение ключевой на уровне 19% годовых, что означает её значение в сентябре–декабре в районе 16%. В 2026–м — 13,2%. Базовый прогноз ЦБ предполагает, что средняя ключевая ставка в 2025 году составит 18,8–19,6%, в 2026–м опустится до 12–13%, а в 2027–2028 годах войдёт в диапазон 7,5–8,5%.
"Рыночное кредитование остаётся сдержанным с начала года. Августовские данные сюрпризов не преподнесли, что даёт пространство для дальнейшего снижения ключевой ставки. В эту пятницу ожидаем снижение до 16%", — сообщила главный экономист "Т–Инвестиций" Софья Донец.
"По нашим оценкам, имеющиеся на сегодня макроданные складываются в пользу снижения ставки на 1 п. п., — рассказала ведущий аналитик “Цифра брокер” Наталия Пырьева. — Траектория по инфляции складывается ниже прогнозов Банка России, экономика замедляется более быстрыми темпами, нежели закладывалось в прогнозы, что позволяет регулятору продолжать трек на снижение ключевой ставки, особенно с учётом растущих рисков для экономики".
Тем не менее, по мнению эксперта, шаг снижения в предстоящую пятницу будет ограничен рисками в отношении устойчивости дезинфляционной тенденции на фоне сезонного фактора (более ярко выраженного, нежели годом ранее). Происходит снижение цен на плодоовощную продукцию, и, как следствие, на рынке проявляется неуверенность, что осенняя динамика будет носить устойчивый характер снижения инфляционного давления.
"Уже отслеживается ускорение темпов роста цен на большинство категорий непродовольственного сегмента, зависимых от валютного курса, — дополняет Пырьева. — Помимо этого, сохраняется значительный рост цен на нерегулируемые услуги вследствие продолжающегося роста доходов населения в условиях исторически низкой безработицы. Таким образом, баланс по–прежнему смещён в сторону проинфляционных рисков — со стороны бюджета, рынка труда, повышенных инфляционных ожиданий, динамики курса рубля".
"Снижение не вызывает сомнений. Основная неопределённость — в том, насколько решительно готов действовать ЦБ", — говорит руководитель дирекции по работе с инструментами с фиксированной доходностью УК "Альфа–Капитал" Евгений Жорнист. По его словам, ключевой фактор, от которого зависит динамика ставки, — это инфляция. И она уже длительное время остаётся крайне низкой. Недельный показатель ИПЦ (Индекс потребительских цен) в пересчёте на год и с очисткой от сезонных данных ещё с весны находится на уровне 4% и ниже, что подтверждает: снижение инфляции устойчиво. ЦБ, впрочем, придаёт больше значения месячным данным, но и здесь складывается благоприятная для снижения ставки динамика. Формально рост потребительских цен в июле ускорился до 8,5% SAAR (сезонно сглаженный годовой показатель) после 4,1% в июне, но с поправкой на индексацию тарифов ЖКУ он составил только 2%.
"Одновременно мы видим всё больше сигналов быстрого охлаждения экономики. Выпуск в промышленности в июне и июле снижался, опросный индикатор PMI в производственном секторе по итогам августа остаётся ниже 50 пунктов, что говорит о спаде деловой активности", — рассуждает Жорнист.
Удерживать ЦБ от более решительных шагов по ключевой могут высокие инфляционные ожидания (13,5% на август) и жёсткий рынок труда (безработица остаётся на минимальных 2,2%), а также неопределённость обновлённых параметров федерального бюджета, который может повлиять на баланс инфляционных рисков. "По этим причинам нельзя исключать осторожный шаг в 1 п. п., хотя снижение до 16% всё же выглядит более вероятным", — резюмирует Жорнист.
"По нашим прогнозам, к концу 2025 года уровень ключевой составит 14–15%. Сезонный фактор снижения цен на плодоовощную продукцию будет исчерпан в октябре–ноябре, инфляция продолжит рост, важно, чтобы он был управляемым, — полагает директор по аналитике Инго Банка Василий Кутьин. — Темпы снижения ставки на заседаниях ЦБ, запланированных на 24 октября и 19 декабря, скорее всего, будут сокращены до 1 п. п. за заседание. Нельзя исключать и паузу с сохранением ставки на одном из будущих заседаний 2025 года, чтобы обеспечить медленный разогрев экономики, без риска разгона инфляции".
По оценке Кутьина, публичная поддержка президентом РФ политики ЦБ по таргетированию инфляции на уровне 4–5% на пленарном заседании ВЭФ 5 сентября 2025 года значительно усилила аппаратный вес Банка России, что снизило его чувствительность к внешнему давлению.

Реакция рынков

"Банки заложили снижение ставок в свои продукты, особенно чётко это видно на длинных депозитах от полугода и дольше, — рассуждает главный экономист “БКС Мир инвестиций” Илья Фёдоров. — В случае снижения ставки на 2 п. п. в сентябре депозитные ставки дополнительно снизятся на 1–2 п. п. по вкладам с меньшим сроком, которых большинство в системе".
По мнению эксперта, во время цикла снижения ключевой банки играют на опережение и закладывают ожидаемое снижение ставок в свои продукты, чтобы минимизировать процентный риск. Кредитные ставки пойдут вслед за депозитными.
По данным маркетплейса "Финуслуги", в сентябре средние ставки по вкладам в топ–20 банков достигли минимальных значений с начала 2025 года. Сильнее всего упали они по трёхлетним вкладам — на 7,44 п. п., до 9,62% годовых. По трёхмесячным уменьшились на 4,43 п. п., до 15,59% годовых. Ставки по вкладам на полгода и на год опустились до 14,58% и 13,49% соответственно.
На рынке облигаций тоже отмечается условное затишье. Эмитенты взяли паузу с новыми выпусками, а те, размещение которых анонсировано в ближайшее время, не могут похвастаться высокой доходностью. "Никто уже не смотрит на текущее значение ключевой и даже на снижение ставки в пятницу, рынок корпоративных облигаций занимает так, будто ключевая уже сейчас 12%", — убеждён автор телеграм–канала "Фининди" Александр Елисеев.
Впрочем, интерес инвесторов к долговым инструментам остаётся высоким. "Частные инвесторы по–прежнему отдают предпочтение биржевым паевым инвестиционным фондам, ориентированным на денежный рынок и рынок облигаций", — отмечает эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Анна Кокорева. По данным Московской биржи, объём инвестиций в БПИФы с начала года вырос более чем в 2 раза, а в августе стоимость чистых активов биржевых ПИФов превысила 1,5 трлн рублей.
"Резкого изменения в поведении инвесторов не произошло. Исключением стал рост интереса к бумагам, которые могут стать бенефициарами снижения ставки, это прежде всего экспортёры: “Газпром”, “Новатэк”, НЛМК, — перечисляет начальник аналитического отдела инвесткомпании “Риком–Траст” Олег Абелев. — Можно ожидать новых выпусков со стороны госкомпаний. “Дом.РФ” заявил о выходе на IPO в конце года. При сохранении тренда на снижение ставки в 2026 году можно ждать IPO ряда других крупных госкомпаний".
Настроения разных акторов и участников рынка перед заседанием ЦБ 12 сентября смешанные. Президент говорит, что задача ЦБ — достижение таргета по инфляции. Деловое сообщество заявляет, что деловой климат ухудшается. При этом экономический блок правительства отмечает, что охлаждение экономики происходит быстрее ожиданий. Не могу поставить себя на место председателя Банка России, но могу предположить, что его решением в сложившейся обстановке будет небольшое снижение ключевой. Скажем, в диапазоне от 17,5 до 16,5%.
Андрей Хохрин
генеральный директор ИК "Иволга Капитал"
Один процентный пункт в текущих условиях будет скорее выглядеть ужесточением ДКП, а не смягчением. И даже снижение до 16% вряд ли можно будет рассматривать как реальное смягчение. Традиционно ЦБ пытается показать, что заявления на него не действуют. И может быть даже так, что нарастание давления в сторону снижения ставки способствует тому, что ЦБ показательно действует наперекор, стремясь подчеркнуть свою независимость. Хотя надо сказать, что сейчас это давление имеет особенный характер. Учитывая, насколько разнообразен круг делающих подобные комментарии.
Сергей Заверский
к.э.н., начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.