Судебная практика показывает, что большая часть должников, признанных несостоятельными, оказывается в процедуре
конкурсного производства
08:2203 сентября 202508:22
1305просмотров
08:2203 сентября 2025
ББР банк банкротит Михаила Лихолетова, свидетеля по делу о даче взяток экс–депутату петербургского ЗакСа Роману Ковалю. С бизнесмена и его компании взыскивают свыше 500 млн рублей.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в августе принял к рассмотрению заявление ББР банка, просящего признать несостоятельным предпринимателя Михаила Лихолетова. Задолженность ответчика перед банком — 1,6 млн рублей, указано в карточке дела. Других подробностей в материалах дела нет.
Михаил Лихолетов является владельцем и руководителем трёх компаний, из которых положительные финансовые результаты демонстрируют два ООО — "Оптовая медицинская компания" (ОМК) и "Новые информационные технологии на транспорте", указано в сервисе "Контур.Фокус". ОМК заработала в 2024 году 3,8 млрд рублей, показав чистую прибыль 48,7 млн. К ней в марте 2020 года присоединилась другая компания Лихолетова — ООО "Техмедикал групп".
Медийную известность предприниматель получил в связи с уголовным делом экс–депутата петербургского ЗакСа Романа Коваля, обвинявшегося в получении взяток (ст. 290 УК). Как сообщал "Ъ–СПб" со ссылкой на следствие, владелец компании "Техмедикал групп" Михаил Лихолетов передал бывшему парламентарию крупную сумму за содействие в получении контрактов на поставку медоборудования в госучреждения. При этом сам коммерсант остался в статусе свидетеля, поскольку именно он в 2020 году обратился в правоохранительные органы с заявлением о преступлении.
В августе 2022 года Роман Коваль был осуждён Выборгским райсудом Петербурга на 9 лет колонии строгого режима за получение взяток, ранее сообщала объединённая пресс–служба судов Петербурга. Кроме того, суд оштрафовал его на 35 млн рублей и лишил на 8 лет права занимать должности на госслужбе. Впоследствии этот приговор оставила в силе апелляционная инстанция.
Кроме банкротного процесса в отношении Лихолетова ББР банк с июня взыскивает 510,5 млн рублей с ОМК. Согласно материалам арбитражного дела, в июле 2023 года банк открыл компании кредитную линию на 500 млн рублей со сроком возврата в июле 2026–го. Михаил Лихолетов выступил по этому займу поручителем. В материалах дела не указано, под какой проект ОМК выдавался кредит. Свои обязательства компания не исполняет надлежащим образом, на май текущего года задолженность составляет 510,5 млн рублей, сообщил суду представитель банка.
При этом суд удовлетворил ходатайство кредитного учреждения о наложении ареста на счета компании в размере задолженности. Свою просьбу ББР банк мотивировал существенным ухудшением финансового положения ОМК, прекращением хозяйственной деятельности и выводом денег из компании.
По данным сервиса "Контур.Фокус", "Сбер" и ББР банк объявили 19 и 18 августа о своём намерении банкротить компанию. Однако их опередила межрайонная инспекция ФНС № 9 по Петербургу, которая ещё 7 августа подала заявление о несостоятельности ОМК. Компания задолжала в бюджет 19,7 млн рублей, указано в карточке дела. Впрочем, пока заявление налоговиков обездвижено из–за его недочётов — в частности, нет подтверждения направления заявления и сопровождающих его материалов должнику. Суд дал время на устранение недостатков до 11 сентября. В ОМК и ББР банк направлены запросы.
Не исключено, что сейчас между Михаилом Лихолетовым и его ОМК с одной стороны и банками с другой идёт переговорный процесс по разрешению ситуации. Возможно, что иски как к ОМК, так и к бенефициару бизнеса — это как раз часть инструментов переговорного процесса.
По мнению старшего юриста адвокатского бюро "Вертикаль" Даниила Анисимова, впечатляющие финансовые показатели ОМК не означают наличия "живых" денег у компании.
“
"Это мы видим в балансе ОМК: у компании на конец 2024 года всего 11 млн рублей на счетах, резкое падение запасов — с 773 млн до 89 млн рублей, а формирование прибыли обеспечено за счёт увеличения размера дебиторской задолженности с 647 млн до 900 млн рублей, — говорит эксперт, опираясь на данные открытых источников. — На практике именно строка “дебиторская задолженность” используется для “раздутия” баланса".

Банки отслеживают финансовое состояние должника через внутренние системы контроля, видят по сути всю "внутрянку", что позволяет оперативнее реагировать на дефолт должника, обращает внимание руководитель антикризисной и банкротной практики "Некстонс СТП СПб" адвокат Арутюн Саркисян. По его словам, банки имеют доступ к квартальным отчётам и оборотам по счетам и могут отследить все показатели в режиме реального времени.
“
"Возможно, не сработал один из ковенантов по поддержанию оборотов в банке, что стало спусковым крючком по активации права на досрочное истребование кредита", — рассуждает эксперт.
Один из возможных сценариев развития событий для Михаила Лихолетова и ОМК — "принудительная" смена владельца компании либо прекращение её деятельности, полагает Даниил Анисимов.
“
"Учитывая оперативность развития ситуации, множественность кредиторов, а также фигуры основных участников, предположу, что основным сценарием является именно банкротство должника", — прогнозирует Арутюн Саркисян.
Сегодня банкротная практика демонстрирует ликвидационную направленность. Это значит, что должник, в отношении которого инициирована процедура несостоятельности, с вероятностью 99,9% окажется в процедуре конкурсного производства. Реабилитационные процедуры на практике используются крайне редко. Кредиторам проще добиться реализации имущества должника на торгах, получив удовлетворение своих требований, чем тратить ресурсы на восстановление платёжеспособности должника.