Правосознание малого и среднего бизнеса растёт, но пока это не спасает коммерсантов от проблем, связанных с оборотом различной интеллектуальной собственности
По данным исследования "Делового Петербурга", в первом полугодии в топ–3 запросов бизнеса Северной столицы к юристам вошли в том числе вопросы, связанные с объектами интеллектуальной собственности (ОИС).
Набор вопросов достаточно классический, поднимаемый бизнесом ежегодно, отмечает адвокат практики интеллектуальной собственности адвокатского бюро "Шварц и партнёры" Татьяна Овчинникова.
Среди них, например, запрос на комплексную защиту бренда или же споры о незаконном использовании объектов авторского права.
Следует отметить, что отношение к ОИС у предпринимателей меняется.
Читайте также:
Проекты ДП
Рейтинг брендов Петербурга — 2025
“
"Даже малый и средний бизнес часто приходит к юристу с общим пониманием базовых вещей, — говорит партнёр юридической компании Comply Максим Али. — Например, большое число споров с фототроллями почти не оставило активных в интернете компаний, которые не знали бы, что просто взять чужое фото из интернета нельзя. Поэтому если вы сами не интересуетесь интеллектуальной собственностью, то она может заинтересоваться вами".
Субъекты МСП однозначно стали более внимательно относиться к защите ОИС, соглашается с коллегой юрист практики "Интеллектуальная собственность и информационные технологии" адвокатского бюро Nordic Star Дарья Биткина.
"Этому способствует рост правовой культуры в этой сфере в целом: предприниматели видят больше примеров судебных споров и осознают риски", — добавляет юрист.
Чем грозит пренебрежение
Действительно, практика регулярно показывает, чем чревато пренебрежение к этому активу. Современный мир буквально пронизан различными результатами интеллектуальной деятельности, и невозможно представить свою жизнь без софта и информационных технологий, сайтов, фотографий и картинок в соцсетях, музыки. Всё это крайне важно и ценно для общества и требует защиты.
"Малый бизнес увидел, что он тоже не застрахован от исков и претензий, что в России сложилась обширнейшая судебная практика в этой сфере, суды работают и решения действительно исполняются. Нарушать закон становится всё опаснее", — резюмирует руководитель консалтинга IP Lawyer юрист Екатерина Смирнова и приводит в качестве примера одно из заметных дел этого года — иск японского издательства Kodansha к российской компании IQ Art Management, которая в 2023 году провела в Петербурге в пространстве "Севкабель Порт" платную выставку "Искусство манга".
По данным Kodansha, IQ Art нарушило права издательства, незаконно использовав на выставке 15 произведений, включая мангу "Атака титанов". Истец потребовал от ответчика более 37 млн рублей компенсации. Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти в мае признал нарушение авторских прав в отношении 15 произведений и обязал IQ Art выплатить Kodansha около 4 млн рублей компенсации.
Другим примером может служить спор между петербургской рюмочной "Синичка" и одноимённым алкобуфетом, находящимся в Ростове–на–Дону, который Дарья Биткина нашла в авторском телеграм–канале юриста по интеллектуальной собственности "Нюняев".
В 2020 году на Каменноостровском проспекте открылась рюмочная в советском стиле с настойками и русской кухней "Синичка". Место с ностальгической атмосферой быстро полюбилось петербуржцам, о чём свидетельствуют высокие оценки на картах города, отмечает юрист.
Однако владельцы рюмочной не оформили права на своё название, тогда как ООО "Ростовская раковаренная компания" в 2022 году зарегистрировала товарный знак "Синичка алкобуфет" для своего кафе в Ростове–на–Дону.
Ростовчане обратились в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с иском к рюмочной и выиграли его: петербургскую "Синичку" обязали выплатить истцу 200 тыс. рублей компенсации и удалить свою вывеску.
“
"Впоследствии питерская “Синичка” не смогла оспорить одноимённый товарный знак ростовской компании. Несмотря на это, ресторан продолжает функционировать в Петербурге, детали взаимоотношения сторон неизвестны. Однако это тот случай, когда регистрация товарного знака позволила бы избежать некоторых юридических издержек", — говорит Дарья Биткина.
Надо и не надо
По словам Максима Али, системно работа с ОИС ведётся именно в крупных компаниях, где подчас есть целые отделы по защите интеллектуальной собственности.
“
"До сих пор нередко к нам приходят относительно небольшие компании уже на стадии, когда возникла проблема, — делится практикой юрист. — Как и в медицине, профилактика делает половину дела. Без неё решить проблему может быть сильно дольше и дороже либо вовсе невозможно".
При этом регистрировать и оформлять всё подряд — плохая стратегия, считает Максим Али. Даже у крупной компании ресурсы не бесконечны, но при этом, отмечает эксперт, известны примеры производственных холдингов, годами инвестирующих в мёртворождённые патенты, которые создаются больше для отчётности, чем для охраны разработок.
“
"Хороший консультант по ИС — это не тот, кто правильно оформит заявку, а тот, кто сформулирует и приоритизирует задачи МСП, чтобы защитить и дать юридические инструменты для честной конкурентной борьбы".
Коллегу поддерживает Екатерина Смирнова, говоря о необходимости регистрации в том случае, если закон ставит сам факт возникновения этих прав в зависимость от наличия такой регистрации (патенты, полезные модели). Тут сэкономить не получится, лучше выделять время и средства на эту работу. Что касается объектов авторских прав (софт, книги, музыка, фото, дизайны и т. п.), то здесь стоит озаботиться хотя бы минимальным набором документов, который фиксирует возникновение и/или переход прав на них, если для компании важно, чтобы этот нематериальный актив был у неё, а также чтобы им можно было распоряжаться.
"Разумеется, если вы, например, малый бизнес и приобретаете у фотографа фотографии ваших товаров, то кажется, что не стоит особо утруждаться и тратить ресурсы на договорную работу, — рассуждает Екатерина Смирнова. — Но это иллюзия. Практика показывает, что такой легкомысленный подход потом может обернуться тем, что ваши фотографии скопируют и вы не сможете доказать, что они ваши, и запретить их использование. Или возникнет спор с фотографом, и вы не сможете доказать, что приобретали права на эти фотографии и на каких условиях".
Однако не всегда играет роль только понимание необходимости защиты ОИС.
"Для малого и среднего бизнеса ситуация с защитой интеллектуальной собственности складывается иначе, чем для крупных компаний, особенно сказываются финансовые ограничения, — обращает внимание Дарья Биткина. — Минимальные пошлины Роспатента за регистрацию товарного знака составят минимум 35 тыс. рублей (не учитывая работу юриста), а сама регистрация займёт приблизительно год". В таком случае субъекты МСП часто вынуждены выбирать между регистрацией товарного знака и поддержанием текущей деятельности, и понятно, что выбор делается в пользу второго.