Снижение ключевой ставки частично поможет петербуржцам с плохими кредитами

Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"
Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"

С начала года в Петербурге объём проблемных розничных кредитов вырос почти на четверть, превысив 57,7 млрд рублей.

По данным Банка России, жители Петербурга за 6 месяцев 2025 года увеличили объём просроченных кредитов ещё на 10,5 млрд рублей, или 22%. Для сравнения: за тот же период 2024–го "новых" неплатежей прибавилось на 3 млрд (+7%).

Банки столкнулись с неплатежами

К просроченным долгам относятся кредиты, обслуживание которых прекратилось 90 и более дней назад. Из текущего накопленного портфеля в 57,7 млрд только 7,6 млрд относятся к ипотеке, оставшиеся 87%, или 50,2 млрд, составляют кредиты на покупку автомобилей, кредитные карты, классические потребительские ссуды наличными или на покупку товаров.
По оценкам "ДП", порядка 45% приходятся на кредиты наличными, 28% — на карты, 25% — на покупку автомобилей и 2% — на pos–кредиты (покупки в торговых сетях).
Международная практика предполагает, что доля проблемных кредитов ниже 3% считается комфортной, в диапазоне 3–10% — умеренной, а свыше 10% — тревожной. По оценке аналитиков, в сегменте потребкредитов в России этот показатель уже вышел на высокие уровни, сопоставимые с кризисными значениями середины 2010–х годов, хотя по системе в целом ситуация пока менее напряжённая за счёт крупнейших игроков.
Из статистики ЦБ РФ следует, что розничная задолженность без ипотеки на начало июля в Петербурге достигла 450 млрд рублей, при этом просроченный портфель — 50,2 млрд, что соответствует доле 11,2%. На начало года она была равна 9,5%.
Последствия ухудшения ситуации уже ощущаются заёмщиками в виде отказов и минимальными одобряемыми суммами. Из–за давления неплатежей банки вынуждены создавать резервы. Это напрямую влияет на их прибыль. И затем приводит к ограничению возможностей дальнейшего наращивания портфеля: кредитные организации ужесточают оценку платёжеспособности, повышают требования к заёмщикам и снижают темпы выдач. Не дремлет и ЦБ РФ: через макропруденциальные меры он повышает требования к резервам, ужесточает регулирование ипотечного, автокредитного и потребительского сегментов, вводит дополнительные лимиты, усиливает надзор и контроль качества скоринга, а также проводит стресс–тестирование отдельных банков.
Ситуация в ближайшее время может выправиться. Сейчас в статистике плохих кредитов видны неплатежи, сформированные до апреля. За лето регулятор дважды снизил ключевую ставку в сумме на 3 процентных пункта. Это даёт робкую надежду на то, что к осени ставки по кредитам начнут снижаться, а заёмщики сумеют перекредитоваться на более выгодных условиях. Кроме того, банки активнее предлагают собственные программы реструктуризации.

Ипотечники самые ответственные

С кредитами на покупку жилья ситуация пока не вызывает тревоги ни у регулятора, ни у банков. Особенно на первичном рынке. Доля неплатежей в общей задолженности составляет 0,6% при средних по стране 0,7%. При этом на рынке строящегося жилья доля ещё ниже, 0,29% при 0,31% в РФ.
Впрочем, объём неплатежей по ипотеке на первичном рынке с начала 2025 года вырос на 10%, или на 64 млн рублей, и достиг 722 млн рублей. Из всех регионов страны по динамике город оказался на 3–м месте с конца: меньшими темпами выросли долги только в Кировской (+3%) и Челябинской (+2%) областях. В Москве прирост составил 13% (180 млн), Краснодарском крае — 56% (0,8 млрд). Наихудшая ситуация в Республике Карелия (рост в 4,3 раза). В среднем по стране портфель неплатежей с начала 2025 года увеличился в 1,4 раза и в 2,4 раза с января 2024–го.
Банкиры ругают высокую ключевую ставку, которая привела к двузначным ставкам по рыночной ипотеке. Поэтому фактически исчезли программы рефинансирования, которые могли бы снизить размер платежа. Вместе с тем, по данным Банка России, в апреле–июне было подано 6,8 тыс. заявлений на предоставление ипотечных каникул, что на 35% больше результатов января–марта.
Исходя из того что более 75% ипотеки выдаётся по субсидируемым государством программам с низкими ставками, опрошенные "ДП" эксперты разошлись в причинах роста просроченной ипотеки.
Раньше традиционно считалось, что люди перестают платить по ипотеке из–за срыва сроков сдачи строящегося жилья. Например, рассчитывали въехать в новую квартиру, а деньги, которые уходили на оплату арендуемой квартиры, могли направляться на погашение ипотеки. По оценке зампреда правительства РФ Марата Хуснуллина, сегодня у 19% девелоперов страны нарушены сроки ввода домов в эксплуатацию более чем на 6 месяцев.
По оценке Единого ресурса застройщиков (ЕРЗ), на 1 июля 2025 года в Петербурге всего один застройщик с долей рынка 1,2% перенёс сроки ввода на 9 месяцев. В Краснодарском крае, например, из топ–20 девелоперов по объёму строящегося жилья сроки скорректировали восемь компаний в среднем на 3,5 месяца. В Карелии — один из семи застройщиков на 0,4 месяца. Таким образом, причина неплатежей в большей степени из–за ажиотажного спроса, а не в ставках или сроках строительства.
Рост просрочки стал закономерным продолжением динамического увеличения объёмов кредитования, которое мы наблюдали ранее. Затем последовали регуляторные меры: ужесточение ДКП и охлаждение "розницы". Поэтому неудивительно, что выросла и доля просроченной задолженности в портфелях. Под давлением регулирования растут и объёмы продаж кредиторами долгов профессиональным коллекторским организациям (ПКО). По данным НАПКА, в 2024 году цессионных сделок заключено на 434,5 млрд рублей (продажи долгов банков, МФО и иных кредиторов коллекторам), что на 14% больше, чем в 2023–м. Имеются все основания полагать, что объёмы продаж в этом году как минимум сохранятся.
Вероника Бурова
операционный директор Summit Group
Заметный рост просроченной розничной задолженности наблюдается в России с 2024 года: общий объём неплатежей достиг примерно 1,5 трлн рублей, что стало рекордом за последние 6 лет. Доля просроченных потребительских кредитов сроком свыше 90 дней превысила 10%, по ипотеке — в пределах 0,6–0,9%, хотя и демонстрирует постепенный рост. Основными причинами ухудшения платёжной дисциплины стали повышение ключевой ставки, удорожание обслуживания долга, быстрое расширение розничного кредитования при ослабленных стандартах, а также макроэкономическое замедление, инфляция и снижение реальных доходов населения.
Ярослав Кабаков
директор по стратегии ИК "Финам"
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.