Теневая зона: как ограничения для мигрантов ударят по рынку труда Петербурга

Автор фото: Михаил Синицын/ТАСС
Автор фото: Михаил Синицын/ТАСС
В конце мая 2025 года власти Петербурга предложили полностью запретить труд мигрантов с патентами в службах доставки и такси. Эта инициатива сразу вызвала широкий общественный резонанс. Из финального документа пункт о запрете мигрантов исключили, оставив только новые требования к безопасности и стандартам работы курьеров.
Однако 28 июля вышло постановление губернатора Санкт-Петербурга о запрете для мигрантов работать в такси по трудовым патентам до конца 2025 года. Компаниям, которые сотрудничают с такими водителями, предоставили три месяца, чтобы они завершили трудовые отношения. Как указано в документе, "решение направлено на повышение качества и безопасности услуг в сфере такси и создание дополнительных возможностей для трудоустройства граждан России". Также комитету по труду и занятости было поручено сформировать предложения по продлению ограничений на 2026 год.
Ранее эксперты уже предупреждали, что такие меры могут не самым лучшим образом повлиять на экономику и социальную сферу города. По различным оценкам, бюджет города может недополучить до 2,5 млрд рублей в год — это налоги и платежи по патентам от официально трудоустроенных мигрантов. Также возможны сокращения поступлений в социальные и пенсионные фонды.
Последствия скажутся и на рынке труда, поскольку в сегментах с высокой долей мигрантов кадровый дефицит рискует усилиться. Если запрет вступит в силу, часть работников, вероятно, уйдёт в другие регионы или выберет неформальную занятость.
Проблема неформальной занятости актуальна для Петербурга, особенно в отраслях, где официальное трудоустройство затруднено — таких как доставка, строительство и сфера услуг. По оценкам экспертов, в этих секторах до 40% работников трудятся в теневом секторе, причём многие из них — приезжие.
По данным Федеральной службы по труду и занятости, в первой половине 2025 года в городе было выявлено почти 13 тыс. граждан, остававшихся "в тени", что почти на 40% больше, чем годом ранее. Эксперты объясняют это не только ужесточением регулирования и сложностями с легальным трудоустройством, но и устойчивым спросом на недорогую рабочую силу.
"Петербург — один из крупнейших экономических центров страны. Здесь трудятся миллионы людей. Теневая занятость — это не только потери бюджета, но и лишение работников социальных гарантий и защиты. Каждый петербуржец должен иметь возможность легальной работы в комфортных и безопасных условиях", — заявил на днях губернатор Северной столицы Александр Беглов.
Однако при введении дополнительных ограничений не исключено, что часть мигрантов может перейти в неформальный сектор, что снизит прозрачность и поступления налогов. Аналитики отмечают, что похожие процессы уже происходили в других регионах страны.
По подсчётам Общественного совета по развитию такси, Петербург стал 48-м регионом в России, где ввели ограничения на привлечение иностранных водителей такси. "В небольших регионах влияние ограничений на рынок остаётся минимальным ввиду невысокой доли иностранной рабочей силы, однако в крупном мегаполисе, таком как Санкт-Петербург, мы ожидаем ощутимого роста дефицита водителей", — сообщил глава Общественного совета Ирина Зарипова.
Сейчас и без новых ограничений на рынке наблюдается кадровый дефицит, утверждает она. "За последние годы на отрасль такси возложено немало дополнительных требований, которые затрудняют пополнение водительских кадров. В частности, грядущая локализация автомобилей такси вынуждает многих самозанятых водителей переключаться на профессии с более лояльными требованиями и уходить в другие сегменты", — предупреждает Зарипова.
По её мнению, ужесточение доступа к профессии неизбежно будет стимулировать рост нелегального сегмента перевозок: увеличение числа так называемых "бомбил" у остановок, вокзалов и аэропортов. Речь идёт о водителях, работающих неофициально и устанавливающих личные тарифы, зачастую существенно превосходящие среднерыночные. "Такие перевозчики предпочитают выполнять несколько дорогостоящих заказов вместо применения среднерыночных цен. В целом, это снижает как доступность, так и безопасность услуг. Кроме того, рост серого рынка затрудняет работу контрольно-надзорных органов, которым крайне сложно в потоке автомобилей выявить нелегального перевозчика такси", — говорит эксперт.
"Основная причина нелегальной занятости и роста неформального сектора — это стремление работодателей снизить расходы на рабочую силу. За счёт неформальной занятости компании экономят до 45%, ведь совокупные налоги и сборы на труд могут составлять до 50% от суммы, которую работник получает на руки. Логично заключить, что и неформальный сектор будет расти в полтора раза быстрее формального. Попытки остановить этот процесс при помощи нормативных запретов лишь ускоряют банкротства предприятий", — объясняет эксперт финансового рынка, кандидат экономических наук Андрей Бархота.
При этом сокращение числа легальных водителей такси приведёт к повышению тарифов и увеличению времени ожидания для пассажиров, прогнозирует Зарипова. Особенно остро, по её оценкам, эта проблема проявится в ноябре-декабре, "когда традиционно фиксируется пиковый спрос на такси в связи с ухудшением погодных условий и предпраздничными нагрузками". Эксперт указывает, что оценивать реальную эффективность ограничений на работу по патентам в Петербурге для такси только на основании нескольких месяцев будет некорректно, поскольку этот промежуток времени не отражает типичное поведение рынка.
Предприниматели убеждены, что любое дальнейшее "закручивание гаек" и принятие новых ограничений всё сильнее будет ухудшать ситуацию как для клиентов, так и для самих таксопарков или агрегаторов.
"На сегодняшний день часть таксопарков закрылась, ещё часть на грани закрытия, потому что множество автомобилей стоят в простое и генерят убыток, поскольку в текущих рыночных условиях спроса на них нет. У участников рынка практически нет возможности выводить машины на окупаемость с текущими лизинговыми ставками. В свою очередь, лизинговые компании уже изъяли множество автомобилей, и реализовать их вновь является затруднительным", — рассуждает операционный директор "Ситимобил" и "Таксовичкоф" Даниил Курашев.
Важно понимать, что ограничения касаются не всех иностранцев, а лишь выходцев из некоторых стран ближнего зарубежья.

Патентная система и регулирование

Сегодня патентная система остаётся одним из главных механизмов легализации труда мигрантов. Только за 2024 год в России было оформлено около 2 млн патентов, что обеспечило поступления в бюджеты регионов более 123 млрд рублей (рост на 16% к предыдущему году). При этом получение патента — это не просто формальность. Для оформления приезжему необходимо подтвердить знание русского языка, пройти медицинское обследование, собрать пакет документов и сдать экзамен на знание основ законодательства. Таким образом, легальные мигранты проходят через многоступенчатую проверку и несут сопоставимые с гражданами налоговые обязательства.
За последние годы прозрачность и контроль легальной миграции заметно усилились: действует федеральный реестр, внедряется биометрическая идентификация для SIM-карт, работают цифровые инструменты отслеживания трудовых мигрантов. Однако некоторые участники рынка констатируют, что дальнейшее ужесточение политики может привести к обратному эффекту. В таких условиях число официально занятых мигрантов сократится, а неформальная занятость вырастет, что создаст дополнительную нагрузку на контрольные органы. В долгосрочной перспективе такие меры могут скорее усложнить ситуацию, чем решить её, резюмируют собеседники "ДП".
Среди обсуждаемых решений и альтернатив — модернизация патентной системы, новые способы мониторинга и создание стимулов для легального трудоустройства. Бизнес при этом просит учитывать как свои интересы, так и города. Пока вопрос остаётся открытым, эксперты сходятся в важности поиска баланса на фоне жёстких запретов.
"Для нормализации ситуации на рынке труда необходима последовательная политика: визовый режим с теми странами, откуда идёт избыточная миграция, усиление ответственности за нелегальный найм и запуск масштабных программ налоговых и инвестиционных льгот для предприятий, создающих легальные рабочие места", — считает Андрей Бархота.
К тому же, как обращает внимание Зарипова, после запрета иностранные граждане вряд ли уедут в свои страны. "Скорее всего они пойдут в другие виды занятости, которые зачастую имеют меньше контроля со стороны государства, чем таксомоторные перевозки", — заключила она.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.