Дальше пешком: зачем мигрантов решили высадить из такси в Петербурге

Запреты для мигрантов увеличат цены и время ожидания авто в Петербурге
Автор фото: Сергей Петров/NEWS.ru/TACC
Автор фото: Сергей Петров/NEWS.ru/TACC

Запрет мигрантам работать в такси не обрушит рынок в Петербурге, но усилит давление на бизнес.

С 8 августа вступит в силу постановление губернатора Санкт-Петербурга, устанавливающее до конца 2025 года запрет на трудоустройство мигрантов с трудовыми патентами по отдельным видам ОКВЭД. Речь идёт о сервисах такси и арендованных легковых автомобилей с водителем.

Никаких проблем

Представители служб такси, работающих в Петербурге, отмечают, что нововведение коснётся не всех. Например, в сервисе такси "Максим" рассказали, что для них эта проблема не так актуальна. Компания ориентирована на сотрудничество с самозанятыми — частными водителями с личными автомобилями.
"Патенты нужны иностранным гражданам для заключения трудовых договоров с российскими работодателями. Однако в такси трудовых отношений нет. Мигранты для работы арендуют автомобили в таксопарках. От них требуется только привозить арендную плату. Так устроена современная таксопарковая модель", — отмечают там.
В петербургском сервисе "Такси 068″ и до этого не использовали труд мигрантов, так что прямо новый запрет на их работе не отразится. В сервисе отмечают, что в Петербурге мигрант может работать только по профессии, указанной в патенте. За первое полугодие Управлением по делам миграции ГУ МВД документов для работы водителем было выдано немногим более 3,8 тыс. Сколько из них работали в такси — таких данных в открытых источниках нет.
"Если предположить, что половина этих людей таксисты, то уход такого количества водителей в мегаполисе тектонических сдвигов в отрасли не вызовет. Косвенно же ограничения, конечно, влияют на стоимость привлечения персонала. Парки будут ещё сильнее и агрессивнее конкурировать за водителей", — подчёркивают в "Такси 068″.
Важно отметить, что не всякий человек из стран бывшего СССР, приехавший на заработки в Россию, в контексте ограничений считается трудовым мигрантом. Граждане Киргизии, Казахстана, Белоруссии могут работать наравне с гражданами РФ. Есть послабления для граждан Молдовы, некоторые из них могут трудиться без оформления патента до 1 октября 2026 года.
"Ограничения касаются не всех иностранцев, а лишь выходцев из некоторых стран ближнего зарубежья. Потому если кто-то ожидает, что через 3 месяца в недорогом такси под маркой популярного агрегатора водители будут говорить на литературном русском без всякого акцента, вряд ли это случится", — обратили внимание в "Такси 068″.

Ослабьте гайки!

При этом игроки рынка подчёркивают, что постоянно вводимые новые законодательные ограничения за последние годы привели к уменьшению количества водителей и серьёзным убыткам таксопарков.
По словам операционного директора "Ситимобил" и "Таксовичкоф" Даниила Курашева, после вступления в силу в 2023 году 580-ФЗ и до текущего времени, с учётом постоянного ужесточения законодательства и принятия всё новых условий, с рынка ушло более 50% исполнителей. В том числе большинство мигрантов с патентами, поэтому вышеуказанное постановление вряд ли существенно поменяет что-то. Мигранты давно работают в различных службах доставки, а не в такси.
"На сегодняшний день часть таксопарков закрылась, ещё часть на грани закрытия, потому что множество автомобилей стоят в простое и генерят убыток, поскольку в текущих рыночных условиях спроса на них нет. У участников рынка практически нет возможности выводить машины на окупаемость с текущими лизинговыми ставками. В свою очередь, лизинговые компании уже изъяли множество автомобилей, и реализовать их вновь является затруднительным", — говорит Даниил Курашев.
В "Такси 068″ перечисляют нововведения последних лет, оказавшие негативное влияние на отрасль: обязательные нормы медосмотров и техосмотров, введение специальной и довольно дорогой страховки, регламентирован цвет авто, запрет на использование иностранных машин с марта 2026 года, запрет индивидуальным предпринимателям работать за пределами своего региона, ограничения для самозанятых.
Предприниматели убеждены, что любое дальнейшее "закручивание гаек" и принятие новых ограничений всё сильнее будет ухудшать ситуацию как для клиентов, так и для самих таксопарков или агрегаторов.
Эксперты рынка подчёркивают, что идея инициативы понятна, но существуют и экономические законы. Уменьшение количества водителей приведёт к увеличению стоимости поездок и времени ожидания автомобилей для пассажиров.
В сервисе "Максим" уверены, что можно заменить иностранных работников, занятых в перевозке пассажиров. Но для этого необходимо вовлекать в отрасль российских перевозчиков, самозанятых мужчин и женщин на личных автомобилях.
Для этого нужно устранять административные барьеры, которые не позволяют им выйти на легальный рынок перевозок: упрощать правила и требования, дифференцировать регулирование для таксопарков и физлиц.

Три месяца на раздумья

Напомним, постановление губернатора, вводящее запрет, было опубликовано 28 июля и вступает в силу спустя 10 дней.
"Хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по предусмотренному ОКВЭД виду экономической деятельности, указанному в пункте 1 постановления, в течение трёх месяцев, пользуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации, привести численность используемых ими иностранных работников в соответствие С постановлением", — говорится в тексте документа.
Кроме того, комитет по труду и занятости Санкт-Петербурга должен до 1 ноября представить свои предложения по поводу аналогичных запретов на 2026 год.
Напомним, первоначально Смольный хотел установить запрет работать по трудовым патентам не только в такси, но и в службах доставки. Однако вместо этого ограничил скорость передвижения курьеров, установил требования к их внешнему виду и ввёл "зоны запрета" во всех 18 районах города.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.