Сегодня в России уделяется большое внимание сохранению культурного наследия, и это находит своё отражение в масштабных государственных инициативах по всей стране.
За последние 13 лет в Москве отреставрировано более 2 300 объектов (30% от общего числа), а доля аварийных памятников в 2024 году снизилась до 3,1% – результат лучше, чем в Париже (7%) или Лондоне (4%). А в этом году Президентом России Владимиром Путиным была заявлена программа реставрации более 1 тыс. старинных зданий к 2030 году. Петербург, где на данный момент насчитывается более 9 тыс. объектов культурного наследия, тоже наращивает объемы. К 2027 году в городе на Неве планируется провести реставрацию 85 исторических фасадов и 62 крыш, а к 2030-му восстановить 255 жилых домов-памятников. Вместе с генеральным директором компании-производителя материалов для реставрации, членом ВООПИК и РОО реставраторов Беларуси, Анной Смирновой, "Деловой Петербург" разбирался, что нужно, чтобы сохранить объекты культурного наследия для будущих поколений и почему в этом деле так важно быть влюблённым в свою работу и предметы старины.

Генеральный директор компании-производителя материалов для реставрации, член ВООПИК и РОО реставраторов Беларуси Анна Смирнова
Вы часто в своих выступлениях говорите, что к реставрации нужно подходить только с любовью. Что для вас это означает на практике?
— Прежде всего это когда на каждом этапе работы к зданию подходят не просто как к "объекту", а как к живому свидетелю истории, когда соблюдают технологии до мелочей, даже если это сложнее и дольше, когда все участники процесса понимают, что мы не просто "закрываем контракт" и "укладываемся в срок", а делаем так, чтобы объект остался жить дальше, долгие годы радуя людей. К счастью, таких примеров в нашей реставрации много, особенно в Петербурге. Сейчас действительно очень важен принцип "сделать на века", и на это выделяются огромные ресурсы. Но важно помнить, что каждый сэкономленный рубль или день за счет качества сегодня – это грядущие разрушения завтра.
Что нужно учитывать при реставрации объектов культурного наследия? Поделитесь, пожалуйста, опытом — каким характеристикам должны соответствовать материалы и почему технологии нельзя нарушать?
— Чтобы результат был качественным и долговечным, необходимо учитывать три составляющие: физические свойства используемых материалов, соблюдение технологии нанесения и последовательное выполнение подготовительных работ. Сравним, например, силикатные и акриловые краски. Последние легко наносятся, да и стоят в большинстве случаев дешевле. Зато силикатные краски позволяют фасаду "дышать", образуя химическую связь с основанием, без плёнки. Благодаря этому влага не задерживается, и краска в результате не вспучивается и не отстаёт. Но прежде, чем использовать тот или иной материал, важно грамотно подготовить поверхность для работы: сделать гидроизоляцию, подобрать штукатурку, нанести грунтовочный слой, тщательно всё просушить. Если же не соблюсти эти и другие обязательные условия, на фасаде со временем появятся пятна, высолы или другие дефекты. Финишный слой — маркер качества выполнения предыдущих этапов. Поэтому, чтобы учесть каждый нюанс, очень важно работать в единой синергии со всеми участниками процесса, постоянно слышать и слушать друг друга.
А какую роль в реставрационных работах играет цвет?
— При восстановлении исторического облика города цвет фасадов, на мой взгляд, не менее важен, чем сохранение архитектурных форм. Например, невозможно представить Петербург без его классических пастельных тонов. Но цвет должен быть ещё и долговечным, поэтому важно обращать внимание на светостойкость пигментов, при помощи которых он создан. Наименее подвержены выгоранию на солнце неорганические пигменты (кадмий, охра, кобальт и другие), они же позволяют получить те самые аутентичные исторические оттенки.
Достаточно ли сегодня специалистов в сфере реставрации, которые действительно любят свою работу? Что нужно, чтобы расширить их круг и как поддерживать квалификацию на должном уровне тех, кто уже занят в этой профессии? Что делает для этого ваша компания?
— Кадровый вопрос достаточно остро стоит во всех областях, и наша не является исключением. Но здесь стоит учитывать, что реставрация — это междисциплинарная сфера, где каждый специалист должен обладать различными компетенциями: от истории до химии и физики. Чтобы ещё на уровне проекта грамотно подобрать сочетающиеся материалы и определить, какие цвета будут долговечными, нужно разбираться в составах и физико-химических свойствах красок. Подрядчики, в свою очередь, должны чётко понимать, чем чревато нарушение технологий, почему в некоторых вопросах нельзя спешить. Это системные знания, которые невозможно получить только на лекциях в вузе. Здесь необходимо постоянное взаимодействие учебных заведений с производителями красок и профессиональным сообществом. Понимая это, мы регулярно проводим семинары и мастер-классы для реставраторов, проектировщиков, организуем лекции для студентов, поддерживаем архитектурные школы.
Каковы перспективы отрасли? Смогут ли её игроки справиться с растущим объёмом работ и сохранить для будущих поколений исторический облик нашего города?
— На данном этапе прогноз намного более позитивный, чем, скажем, 10–15 лет назад. Большую поддержку сегодня оказывает государство, и само общество уделяет наследию намного больше внимания. Но ресурсы — это ещё не всё. Многое будет зависеть от того, смогут ли проектировщики, подрядчики, производители материалов, органы охраны, представители авторского надзора и даже будущие пользователи объекта работать как одна команда, получится ли у них передать свои знания и навыки молодым специалистам, будут ли они влюблены в то, что делают. Если мы сумеем сделать эту любовь и ответственность главным принципом работы каждого участника процесса, тогда шансы очень высоки. Только от нас с вами сейчас зависит, дойдёт ли наследие наших предков до наших потомков.