Из песка и камня: на "Архитектоне-2025" искали новые формы диалога с городом

Автор фото: Фестиваль "Архитектон"
Автор фото: Фестиваль "Архитектон"
В Центральном выставочном зале "Манеж" 2 ноября завершил работу фестиваль "Архитектон" — главное архитектурное событие Петербурга. В этом году его темой стало "Взаимодействие" — внутри профессионального сообщества и между архитекторами и горожанами.
Фестиваль вновь объединил профессиональную премию, выставочные проекты и дискуссии с архитекторами, закрепив таким образом этот формат, впервые опробованный на прошлом "Архитектоне" в 2023 году.

Что показывали на "Архитектоне"

Ядром экспозиции стали две медиастены, демонстрировавшие проекты-номинанты и победителей премии в формате сменяющихся изображений.
Как пояснил "Деловому Петербургу" куратор фестиваля архитектор Георгий Снежкин, такая форма позволяет каждому жителю города увидеть многообразие современной архитектуры Петербурга и лучшие, по мнению жюри, работы.
Правда, отметим, у такого подхода есть и оборотная сторона: сменяющиеся изображения мешают оценить экспозицию в целостности, учитывая её огромный объём.
Помимо этого, фестиваль представил несколько самостоятельных выставочных проектов. Это позволило создать многослойное повествование об архитектуре, где профессиональный смотр-конкурс соседствовал с историческим исследованием и экспериментальными инсталляциями. На втором этаже внимание привлекла экспозиция архитектурной графики 1980–90-х годов, куратором которой выступил Андрей Ларионов.
Как отметил Снежкин, эта экспозиция не только "дань предшественникам", но и попытка показать "плавильный котёл" эпохи, когда в архитектуре Ленинграда-Петербурга зарождались новые течения. Выставка была дополнена произведениями искусства того же периода, чтобы, по словам куратора, показать "взаимосвязь между архитектурой и остальными видами искусства". Также были представлены результаты летней программы "Область" — своего рода результат студенческого исследования шести районов Ленинградской области.
Победители опен-колла СТОЛПЫ у западного фасада ЦВЗ "Манеж".
Автор: t.me/architecton_spb

Игровые зоны в Манеже

Одним из центральных экспонентов фестиваля стало бюро "Студия 44″ Никиты Явейна. В самом центре Манежа они организовали инсталляцию "Повседневность", приоткрыв завесу над внутренней работой большого бюро.
Пространство было заполнено рядами мониторов, на которых демонстрировался процесс работы над проектами — BIM-модели, чертежи и рабочие файлы. По словам Явейна, на экранах показывался рабочий процесс 40 рабочих мест за два дня. На каждом рабочем компьютере в течение двух дней, по восемь часов, велась запись, что позволило показать реальный рабочий процесс без прикрас.
Никита Явейн, по его словам, был одним из инициаторов изменения концепции "Архитектона". После выставки, приуроченной к юбилею его мастерской и проводившейся несколько лет назад в Главном штабе Эрмитажа, стало очевидно, что людям архитектура интересна — но для этого её нужно соответствующим образом подать. Именно поэтому "Архитектон" теперь скорее не для архитекторов, а для жителей города.
С этим же обстоятельством, по мнению зодчего, связано появление в центре манежа игровой зоны — например, скопления пружинных матрасов, по которым можно ходить, или песочница. Одно из архитектурных бюро ("Челы") выставило посреди Манежа старый автомобиль, на котором было размещено объявление о его продаже (цена не была указана).
По словам Снежкина, такого рода инсталляции в игровой зоне — ещё и своего рода аллегория большой стройплощадки, где посетителям было предложено самим создавать архитектуру.
"В этот раз, выбирая из разных вариантов экспозиции, мы выбрали вот этот, как нам показалось, более непосредственный формат прямого взаимодействия и игры. Когда ты не рассматриваешь макет, а можешь сделать макет", — говорит Снежкин.
Автор: t.me/architecton_spb

Почему не было макетов

Игровые элементы отчасти (но только отчасти) компенсировали отсутствие макетов зданий, которых, пожалуй, в первую очередь ожидаешь увидеть на архитектурной выставке. Источники "ДП" говорят о том, что такое решение было принято из-за того, что требование о предоставлении макетов могло бы значительно сузить состав участников.
Какие-то архитекторы делают макеты, какие-то нет. Для согласования проектов сегодня это уже не требуется. Хотя, например, для музеев (чтобы сохранить задумку для истории) макеты важны. Но в контексте современной быстро меняющейся выставки их создание и транспортировка — сложная задача. Возможно, что в будущем формат фестиваля будет вновь пересмотрен.

Проекты и награды

По оценке архитектора, руководителя мастерской "Студия 17″ Святослава Гайковича, фестиваль состоялся как яркая публичная презентация профессии, которая в обычных условиях является скорее келейной. Среди проектов, представленных зодчим — концепция реконструкции форта Обручев возле Кронштадта.
"В соответствии с нашей концепцией форт превращался в конгломерат культурно-зрелищных пространств, инфраструктуры маломерного флота и пространств для организации краткосрочного отдыха", — объясняет Святослав Гайкович.
Также проект предполагает создание там станции для морских экскурсий по Финскому заливу, причём довольно дальних (вплоть до острова Гогланд). Правда, как сообщал "ДП", статус проекта под вопросом из-за судебного спора арендатора форта.
По итогам фестиваля гран-при премии получило бюро Katarsis AB с проектом "Дом-обелиск". Это арт-объект (индивидуальный жилой дом) в парке Никола-Ленивец в Калужской области в виде сужающегося к верху деревянного сооружения.
"Таинственный пирамидальный объем, сложенный из бруса 200×200 мм, высится посреди старых ив и молодых яблонь, к югу от инфоцентра и пожарного пруда, словно бы воплощая собой идею нерушимости, стабильности...", — гласит описание этого объекта на сайте парка.
Также среди победителей проекты "Студии 44″ (лучший проект жилой и реализованный объект общественной функций — жилой комплекс "Мануфактура James Beck" в Петербурге и областная гимназия им. Е. М. Примакова в Московской области) и архитектурного бюро "Гордеев-Демидов" (лучший реализованный жилой объект "Большой Урал — путь авангарда" в Екатеринбурге). Лучший проект общественной функции представила мастерская Ludi_architects — реконструкция завода в Барнауле.
Хотя основная экспозиция фестиваля завершает работу, уличная часть инсталляция "Столпы" из 16 колонн, будет оставаться на площади у западного фасада Манежа до 30 ноября.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.