Помогать не сложно

Автор фото: freepik.com

Регулярные пожертвования от частных лиц и бизнеса позволяют благотворительным фондам спасать жизни.

Россияне всё чаще и охотнее жертвуют благотворительным фондам. Этим занимаются как простые граждане, так и бизнес. Однако, как полагают представители этой сферы, чтобы привычка закрепилась в обществе, нужно сделать такую опцию максимально простой и прозрачной.

Постоянство — наше всё

Фонды сегодня занимаются широким кругом социальных проблем. Крупные игроки выстраивают достаточно сложную систему, чтобы оказывать комплексную помощь тем, кто в ней нуждается. Директор по коммуникациям Фонда Хабенского Елена Федулова рассказала "ДП", что их организация оказывает помощь в оплате лечения и реабилитации детей и молодых взрослых с опухолями мозга, в том числе компенсирует затраты на логистику. Фонд осуществляет сопровождение подопечных на всём пути — от постановки диагноза до восстановления. Помимо адресной поддержки осуществляются содействие бюджетным медучреждениям (закупка оборудования) и организация обучения врачей.
Для стабильной работы благотворительным фондам важны пускай небольшие, но регулярные пожертвования. "Я условно сравниваю их с зарплатой. Я знаю, что в определённый день получу конкретную сумму, и планирую свой личный бюджет. Если заработок хаотичен по дате и по сумме, становится сложнее и тревожнее. Так же и с пожертвованиями в фонд: организация может рассчитывать на эти деньги, строить план оказания помощи подопечным", — приводит пример руководитель отдела фандрайзинга благотворительного фонда AdVita Ирина Лобань.
По её словам, бюджет AdVita сейчас примерно на 40% складывается из пожертвований от компаний, половина поступает от частных доноров, остальное приходится на гранты.
Среди частных инвесторов наиболее популярны пожертвования 100, 200, 500 рублей.
"У нас за месяц пожертвования по 100 рублей складываются примерно в 50 тыс. Этого достаточно, скажем, чтобы оплатить месяц аренды трёхкомнатной квартиры на Петроградской стороне рядом с федеральным НИИ ДОГиТ им. Р. М. Горбачёвой для троих иногородних пациентов клиники и их сопровождающих. В общем мы оплачиваем аренду 20 таких квартир, так как пациентам после трансплантации костного мозга нужно несколько месяцев жить в шаговой доступности от больницы. Если не будет жилья в Петербурге, эти люди не смогут оставаться здесь, а значит получать лечение. А суммы по 500 рублей в апреле принесли нам почти полмиллиона — это цена одного курса дорогостоящего препарата для трёх подопечных", — рассказывает Ирина Лобань.
В фонде "Дом с маяком" корреспонденту "ДП" тоже рассказали, что во многом держатся именно за счёт небольших, но регулярных пожертвований.
"Например, в прошлом году мы получили без малого 131 млн рублей на ежемесячных подписках. Для нас это отличный результат. Мы надеемся, что подписок будет становиться всё больше и больше", — поделилась исполнительный директор Марина Власова.
Эксперты приводят и другие примеры эффективности такой поддержки. Если 34 человека оформят ежемесячное пожертвование по 300 рублей, этого уже хватит, чтобы регулярно закупать трахеостомические трубки для трёх семей с тяжелобольными детьми, указывает директор по фандрайзингу и коммуникациям благотворительного фонда помощи хосписам "Вера" Анастасия Маренцова. Этот проект представляет собой федеральный благотворительный фонд, который развивает доступность паллиативной помощи в России. В 2021 году в Петербурге благодаря нему появился "Хоспис на дому" — единственная выездная служба паллиативной помощи в Невском районе.
По структуре поступлений, по словам Маренцовой, около 65% пожертвований — частные небольшие донаты (любые суммы до 50 тыс. рублей, включая регулярные переводы по 300, 500 или 1000 рублей). Ещё около 15% поступлений приходится на пожертвования от бизнеса, и примерно 15% составляют взносы крупных частных доноров.
Справиться с бедой самостоятельно под силу далеко не каждому
Автор: Михаил Тихонов/ "ДП"

Сложные времена объединяют

Фонды всё чаще вступают в коллаборации с бизнесом. Это может быть разовое корпоративное пожертвование, а может и отчисление части или полной выручки с определённых продаж товаров или услуг. Однако вовлечённость компаний в поддержку благотворительных программ меняется в зависимости от состояния экономики.
"Это видно по доле корпоративной поддержки в общем объёме привлечённых средств. Наибольшая поддержка бизнеса пришлась на 2020 год — более 727 млн рублей (29%). А потом пошёл спад: в 2021 году — 692 млн (27%), в 2022–м — 687 млн (34%), в 2023–м — 725 млн (36%), в 2024–м — около 630 млн рублей (30%)", — констатирует директор фонда "Подари жизнь" Екатерина Шергова.
Последние 5 лет общая сумма поступлений в фонд держится в районе 2 млрд рублей. Преобладающая часть — это пожертвования частных благотворителей, в среднем на них приходится 54%. Проект сейчас поддерживают около полумиллиона частных благотворителей, в числе которых и петербуржцы.
По словам Екатерины Шерговой, заметен тренд, что в сложные времена люди объединяются и начинают помогать активнее, пусть и на меньшую сумму. Например, в 2020 году общая сумма пожертвований частных лиц даже выросла в сравнении с доковидными временами. Тогда поддержка составила 1,317 млрд рублей (52% от 2,542 млрд рублей общей суммы сборов).
В Фонде Хабенского считают совместные акции с бизнесом эффективным инструментом привлечения средств. Например, это могут быть отчисления небольшой суммы от продаж товаров в магазинах.
"Совершая повседневные покупки, человек помогает фонду, и это важно делать видимым. У нас были акции с “Лентой” — в определённый период шли отчисления от продажи определённой категории товаров. Первый раз удалось благодаря этому собрать больше 11 млн рублей", — рассказала Елена Федулова.

Полезная привычка

Представители фондов указывают, что в России культура пожертвований всё больше проникает в общество. Это заметно по структуре поступлений. Способствовать дальнейшему развитию этого процесса могут компании, которые вовлекают своих клиентов и сотрудников в благотворительность.
Однако, как указывает Екатерина Шергова, важно разделять понятия. Культура пожертвования небольших сумм фондам важна — с этого можно начинать. Но необходима и осознанность. Чтобы человек не импульсивно оформил пожертвование, а потом не мог бы даже вспомнить, какому фонду помог, а чётко определил для себя — что и для кого он делает.
По мнению Елены Федуловой, хорошо стимулируют культуру регулярных пожертвований удобные финтех–инструменты — возможность оформить донат в два клика или подписаться на перевод кешбэка от банка в пользу фонда. Есть возможность и пожертвовать накопленные за счёт авиаперелётов мили. Ведь люди, которым нужна помощь, часто получают её не в своих городах.
Не стоит забывать и о том, что люди хотят понимать, куда именно идут их средства. Именно тогда они ощущают эффективность своего участия. Для этого фонды публикуют регулярные отчёты о своей деятельности, а также размещают подробную информацию на интернет–сайтах и в социальных сетях.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.