Объединённая судостроительная корпорация присматривается к Кингисеппскому машиностроительному заводу.
Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), по некоторым данным, готовится к серьёзному шагу — приобретению Кингисеппского машиностроительного завода (КМЗ). Об этом не заявлено напрямую, но ясно намекается в официальном пресс–релизе компании.
"Для целей развития компетенций в двигателестроении АО “ОСК” прорабатывается вопрос приобретения индустриального партнёра… В качестве такой базовой площадки рассматривается ООО “Кингисеппский машиностроительный завод”", — говорится там.
"ДП" обратился за комментариями к обеим сторонам, однако ответа на момент публикации материала не получил.
Все компетенции
Не подтверждая переговоры о вероятной продаже завода, пресс–служба КМЗ тем не менее распространила пресс–релиз, что переговоры о сотрудничестве с ОСК действительно ведутся. КМЗ может стать базовой площадкой для производства малооборотного двигателя большой мощности.
“
"КМЗ обладает всеми необходимыми компетенциями и выстроенной кооперацией для начала производства подобных двигателей", — отмечается в пресс–релизе предприятия.
По оценке профессора СПбГЭУ Елены Ткаченко, КМЗ "очень активное, передовое предприятие, инновационное, настроенное на то, чтобы занять ниши, которые сейчас имеются у нас в этом направлении". У завода есть квалифицированный персонал, опыт работы с уникальными заказами, развиваются аддитивные технологии и 3D–моделирование.
Глава компании SNDGlobal Ольга Квашенкина добавляет: "КМЗ имеет опыт в металлообработке и сборке сложных узлов, что важно для производства судовых двигателей". Однако эксперты сходятся в том, что заводу нужна серьёзная модернизация.
Импульс развития
Экономический смысл сделки, по мнению Ткаченко, не вызывает сомнений. Такой подход позволяет выиграть годы на запуске, особенно если у КМЗ имеется документация на крупные дизели от "Русского дизеля". При этом стоит учитывать, что структура самой ОСК остаётся тяжеловесной.
"Невзирая на то что сами принципы управления и меры, которые там принимаются для активизации инновационной деятельности, вполне адекватны современным требованиям, — подчёркивает Ткаченко, — решения проходят в силу сложности структуры достаточно медленно". Поэтому не исключено, что вхождение КМЗ в состав ОСК ограничит его собственную инновационную свободу.
В краткосрочной перспективе сделка сулит импульс развития смежным отраслям. "Появятся заказы, возможности для комбинирования и развития кооперации в производстве", — считает Ткаченко. Поскольку производство двигателей требует широкой цепочки поставщиков — от металла до смазочных материалов, выгоду ощутят и петербургские компании, и предприятия Ленинградской области.
С другой стороны, на отраслевом уровне изменений может быть меньше, чем кажется. По мнению Ткаченко, структура отрасли серьёзно не изменится.
"Отрасль как была у нас достаточно серьёзно монополизирована благодаря тому, что есть ОСК, так она такой и останется", — поясняет эксперт. То есть речь скорее о повышении устойчивости существующей структуры, чем о её трансформации.
Риски масштабирования
Тем не менее потенциальная сделка таит в себе немалые риски для обоих участников. "Для ОСК это дополнительная финансовая нагрузка. Сама по себе корпорация сейчас не в идеальном финансовом положении. Проект, по сути, будет реализовываться при банковской поддержке, если он удовлетворит критериям финансовой устойчивости", — напоминает Елена Ткаченко.
Без государственных гарантий и кредитной поддержки реализовать проект будет сложно.
Для КМЗ же, по мнению эксперта, риски ещё выше: "Это потери операционной самостоятельности. Это риски быстрого масштабирования, которые могут привести к резкому ухудшению финансовых показателей компании".
Если загрузка завода не будет обеспечивать точку безубыточности плюс генерируемые потоки от продаж не будут позволять погашать инвестиции — проект окажется экономически нецелесообразным. Поэтому всё упирается в объём потребностей со стороны самой ОСК.
Отдельный вызов — интеллектуальные права. Если речь идёт о локализации китайских двигателей, то в условиях санкционного давления остаются риски потери доступа к технологиям. "Если права не будут локализованы на территории Российской Федерации, то при угрозе вторичных санкций мы можем потерять это производство", — предупреждает Ткаченко.
По мнению Квашенкиной, прорывов ждать не стоит. "Скорее, возможная сделка направлена на создание базовой промышленной платформы, способной покрыть внутренний спрос", — говорит она. Однако если будет инвестировано достаточно средств в подготовку кадров и инжиниринг, это может стать заделом для будущего технологического роста.
Проект в итоге выглядит довольно сложным, дорогим и рискованным. Однако, если КМЗ выдержит темпы роста и адаптируется к новым условиям, он может стать ключевым игроком отрасли.
По данным "Контур.Фокус", Кингисеппский машиностроительный завод принадлежит ООО "Назия", владельцем 99,9% которого является Татьяна Даниленко, а 0,1% — Дарья Павлова.