Власти Северной столицы начали активно прорабатывать вопрос о поднятии цен на платную парковку в четырёх центральных районах города. Как убеждены некоторые эксперты, анализируя данные госзакупки Городского центра управления парковками, стоимость парковочной сессии станет дифференцированной — от нынешних 100 рублей в час до максимальных 250, а то и 360 в зависимости от коэффициента загруженности улиц.
При этом многие петербуржцы, а особенно гости города, приезжающие на личных авто, до сих пор не всегда уверены в том, где нужно платить, а где можно оставить автомобиль бесплатно даже внутри зоны. Кстати, для тех, кто всё ещё предпочитает уклоняться от этой статьи расходов и парковаться в чужих дворах, есть хорошая новость — в ближайшее время перекрыть все подобные "островки свободы" шлагбаумами вряд ли получится.
Как понять, что находишься в зоне платной парковки
На самом деле на некоторых улицах в центре всё ещё можно легально оставить автомобиль бесплатно — например, подобная опция есть в проулке вдоль Синопской набережной или вдоль Обводного канала. Такие зоны свободны от запрещающих знаков и синей разметки и легко узнаются по плотно запаркованным автомобилям счастливчиков. Однако, как убеждены некоторые эксперты, даже без отсутствия видимых признаков платной зоны надо быть внимательным и по возможности перепроверить всё несколько раз, чтобы не попасть на штраф. К конце концов, синяя разметка может стереться, а соответствующий знак — выпасть из поля зрения водителя. Кроме того, как отмечает автоэксперт Дмитрий Попов, нелишним будет и заглянуть в ПДД.
“
"Отсутствие синей разметки — это не повод расслабляться. Открываем приложение к Правилам дорожного движения, предпоследний абзац, где написано, что если дорожная разметка стёрта, утрачена, скрыта осадками и так далее, водители должны руководствоваться установленными знаками. А они стоят почти по всему периметру. Что касается тех улиц в центральных районах, где нет знаков и разметки, скорее всего, там либо запрещена остановка, либо про них просто забыли, например если при введении в этих зонах платной парковки на улицах велись какие–либо работы. И сейчас этот статус–кво восстанавливается и там доустанавливаются знаки платной парковки", — рассказал Дмитрий Попов в разговоре с "ДП".
Помимо знаков и синего пунктира у автомобилистов есть и другие подсказки, рассказали "ДП" в Городском центре управления парковками. Например, информационные таблички и паркоматы, присутствие которых рядом с местом парковки сразу должно навести водителя на мысль заплатить. Кроме того, автомобилисты могут руководствоваться интерактивными картами портала parking.spb.ru или мобильных приложений "Парковки Санкт–Петербурга" и "Парковки России". Внутри этого софта определить зону платной стоянки можно безошибочно, как и оплатить стоянку транспорта.
Парковка только по предоплате
К слову, в вопросе оплаты есть один важный нюанс, о котором напоминают в Городском центре управления парковками: "Большинство штрафов в зоне платной парковки автомобилисты получают из–за временных разрывов, допущенных при оплате парковочных сессий. Чтобы избежать таких ситуаций, крайне важно не забывать продлевать парковку до окончания оплаченного периода. Штрафы за это нарушение — в топе по обжалованию. А чаще всего обжалуют штрафы, когда водитель допустил ошибку в номере авто или номере зоны", — рассказали в ГЦУП.
При этом некоторые эксперты называют этот пресловутый "разрыв парковочной сессии" максимально странной историей. Например, автомобилист припарковал машину на 2 часа и ушёл по делам. Если, "закрутившись", не продлить сессию до окончания оплаченного времени и не уехать с занятого места в течение 10 минут — прилетит штраф (сейчас он составляет 3 тыс. рублей без всяких скидок). То есть просто заново оплатить то же самое парковочное место нельзя — в чём и заключается необъяснимый пока парадокс.
Ещё одна очевидная недоработка — невозможность отредактировать парковочную сессию. Такая опция есть в приложении "Парковки России", но доступна она только для Москвы: до конца суток можно изменить время, номер автомобиля или зону парковки, если где–то ошибся. Фактически предоплата в таком случае безболезненно сменяется на постоплату — и все счастливы. Но в Петербурге, как уточняют в Городском центре управления парковками, реализовать такую "фичу" невозможно из–за особенностей местного законодательства. В частности, постановлением правительства Санкт–Петербурга от 29.12.2014 "О порядке внесения платы за пользование на платной основе парковками, расположенными… в Санкт–Петербурге" утверждена предоплатная система расчёта за пользование зоной платной парковки.
Можно ли парковаться во дворах
Основной головной болью бенефициаров платной парковки в Петербурге остаются дворы центральных районов, где находчивые горожане оставляют свои авто, приезжая на работу или по делам. Найти такие бесплатные, хотя и не всегда удобные места можно даже "холодным" способом, немного поколесив по интересующей локации. Кроме того, зачастую информацию об открытых дворах автолюбители передают друг другу по цепочке. Сколько денег недополучает бюджет от таких любителей халявы, подсчитать сложно, но если ориентироваться на данные Комтранса, по которым за 2024 год от работы платных парковок, включая штрафы за неоплаченную парковку, город заработал более 5 млрд рублей, речь может идти о потерянных миллионах.
Несмотря на то что уже не первый год на уровне и законодательной, и исполнительной власти поднимается вопрос, что всё надо загородить шлагбаумами и воротами, реальное решение вопроса ещё очень далеко, если не утопично.
Районные администрации нашли частичный выход — поднимают историческую документацию домов, и если в ней указано, что в конкретном доме когда–то стояли ворота на въезде во двор, восстанавливают их. Если же постройка не историческая, необходим кворум и согласие жителей, зачастую не одного дома, а сразу нескольких, которые образуют конкретный двор. Но, как рассказал в разговоре с "Деловым Петербургом" глава комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ЗакСа Алексей Цивилёв, далеко не всегда инициатива встречается восторженным согласием.
“
"У меня есть обращения, когда люди пишут, что им всё равно. И самое главное, там очень много людей, которые покупают квартиры и сдают в аренду. Там и собрание собственников трудно провести. Потому что кто–то купил, кто–то пользуется, кому–то наплевать, потому что он просто сдаёт посуточно в аренду. Это же центр. Если хорошая квартира, какая ему разница, открытый двор или закрытый? Наоборот, эти люди, которые в аренду сдают, скажут — вот, пожалуйста, паркуйтесь, заезжайте, у нас открыто. А принудительно, так сказать, шлагбаум установить нельзя, потому что обслуживание всей этой системы тут же попадёт в счета за ЖКУ", — говорит Алексей Цивилёв.
Добавим, что проблему запаркованных дворов в центральных районах ещё в середине мая затронул Александр Беглов, выступая перед депутатами Законодательного собрания. По словам губернатора, для начала необходимо найти ответы на вопросы, кто и за чей счёт будет устанавливать шлагбаумы, как будет осуществляться уборка во дворах и допуск машин экстренных служб, а также вывоз мусора и сохранность зелёных насаждений.
Подробно проработать этот механизм Александр Беглов поручил комитету имущественных отношений. Однако, как убеждены некоторые эксперты, решить этот вопрос в ближайшей перспективе вряд ли получится.