Тренд на добрососедство и создание в рамках современных жилых кварталов соответствующих инфраструктурных объектов появился в Петербурге относительно недавно, но уже успел стать неотъемлемой частью большинства девелоперских проектов.
Сегодня интерес покупателей к недвижимости не ограничивается лишь квадратными метрами. Во внимание принимается всё: от социальных и коммерческих объектов до наличия мест для прогулок и отдыха, занятий спортом, общения. Будущие резиденты квартала смотрят, чтобы всё необходимое для комфортной жизни располагалось в шаговой доступности, именно поэтому в последнее время застройщики так часто стали говорить о концепции 15-минутного города.
Но в отличие от той, что была предложена адъюнкт-профессором бизнес-школы Университета Сорбонны в Париже Карлосом Морено ещё в 2016 году, подавляющее число сегодняшних проектов включают в себя ещё и инфраструктурные объекты, которые становятся центром притяжения для жителей всего микрорайона. К ним относятся соседские и спортивные центры, коворкинги, библиотеки, где резиденты обмениваются прочитанными книгами, различные бьюти-пространства и уголки здоровья.
Для работы и общения
Идею организации коворкингов можно считать довольно молодой. Первое упоминание о чём-то подобном относится к 1995 году, когда в Берлине возникло первое хакерское пространство. Коворкинг, по своей сути напоминающий сегодняшние аналоги, был официально открыт в Сан-Франциско, а в России появился тремя годами позже — в Екатеринбурге, и данный формат сразу же завоевал популярность.
На текущий момент, согласно аналитике ГК "Бестъ", в России насчитывается более 860 коворкингов, причём в 2024-м году относительно 2023-го их прирост составил 7%. Помимо того что такой формат выгоден бизнесу, он нравится и самим работникам, так как представляет собой некое «третье место»: не офис, куда надо ездить каждый день и который может в ряде случаев действовать удручающе, и не "домашнюю удалёнку", где человек оторван от живого общения с коллегами и с трудом абстрагируется от домочадцев.
К слову, о необходимости присутствия в жизни каждого человека «третьего места» говорил американский социолог Рэй Ольденбург, утверждая, что оно является своеобразным якорем в жизни общества и способствует творческому взаимодействию индивидов. Таким местом может быть и соседский центр.
Традиция создавать подобные пространства для общения и творчества существовала уже давно как за границей, так и в нашей стране. Например, в СССР аналогичную роль играли районные дворцы и дома культуры, а также всевозможные клубы по интересам. В последние годы соседские центры стали появляться в каждом современном жилом квартале, и, как показывает практика, в них всегда кипит жизнь: здесь собираются, чтобы обсудить деловые вопросы, отметить день рождения, совместно посмотреть фильм, позаниматься йогой или утренней зарядкой. Вариантов много, а главное, часто сами жители выступают инициаторами того, чем хотелось бы заняться, что позволяет ещё больше наладить коммуникацию.
Психологи считают, что появления комьюнити, которые стали в последние годы новой устойчивой формой связи, обусловлены как развитием интернет-технологий, так и желанием сплотиться на фоне неопределённости и нестабильности. Соседские же центры помимо этого объединяют людей одного социального уровня со схожими интересами и привычками, что делает их ещё более ценными.
На фото: Соседский центр
Событийные места
Сегодня создание пространств, позволяющих сообществам жильцов укрепляться и развиваться, в том числе как микробизнес, — важная составляющая в проектах девелоперов, которые хотят быть в тренде и создавать комфортную среду для жизни и общения резидентов своих кварталов. Ситуацию прокомментировали в компании "Брусника", новый жилой комплекс которой наглядно демонстрирует эту тенденцию. Сам квартал появится в Новоселье. Эта локация пользуется неизменным спросом среди покупателей, так как совмещает все удобства современного мегаполиса, включая удобные транспортные развязки, и очарование загородной жизни: вокруг — заказник, лес и дачи.
Как рассказали "ДП" в пресс-службе застройщика, благодаря продуманной планировке территории и комплексному благоустройству квартал может стать событийным центром Новоселья, где всем будет интересно. Помимо развитой социальной инфраструктуры (два детских сада, общеобразовательная школа, новая муниципальная поликлиника) здесь будет работать соседский центр, на площадке которого можно организовать деловую встречу, познакомиться с другими жителями, провести детский праздник, лекцию, мастер-класс или любые другие активности.
Точкой притяжения квартала также станет событийная площадь с амфитеатром, сценой, игровой детской зоной, сухим фонтаном и качелями, предназначенная в том числе для фестивалей, районных праздников и новогодних гуляний. Девелопер уверен, что это будет не менее важное место встречи для жителей района. Через событийную площадь пройдёт главный бульвар — линейный парк, который соединит все дома и общественные пространства квартала, а также обеспечит связь с внешней территорией посёлка.
Таким образом, рынок покупателя диктует свои правила, девелоперы же оперативно реагируют на потребности общества, предлагая в каждом проекте что-то новое, важное для будущих резидентов. И если раньше это касалось прежде всего качества строительства и удобства локации, то сейчас акцент также делается на уровень жизни в целом, который начинается за порогом дома, когда идёшь в магазин или поликлинику, ведёшь ребёнка в детский сад или развивающий центр, гуляешь по территории ЖК с родными или встречаешься с соседями.