Запрет мигрантам работать в такси и доставке приведёт к взрывному росту цен, считают представители бизнеса.
Третий день Петербург обсуждает вынесенный на антикоррупционную экспертизу проект постановления городского правительства, запрещающий с 1 июля и до конца года привлекать мигрантов на работу курьерами и таксистами по патентам.
Как написал в своём telegram–канале депутат Законодательного собрания Санкт–Петербурга Алексей Цивилёв, по оценкам экспертов, на рынке труда в Петербурге около 25–27 тыс. таксистов и порядка 14 тыс. курьеров. По приблизительным подсчётам, иностранцы занимают около половины этих рабочих мест.
Депутат также обратил внимание на слабый контроль за этим сектором: ещё год назад хотя бы часть мигрантов была формально трудоустроена в компаниях. Теперь же большинство оформлены как самозанятые с минимальной налоговой нагрузкой и практически отсутствующим контролем.
В разговоре с корреспондентом "ДП" Цивилёв подчеркнул, что достоверной статистики по реальному количеству мигрантов нет. Значительная их часть работает нелегально, что усугубляет сложность оценки масштаба проблемы.
Бизнес к инициативе относится преимущественно негативно. Операционный директор "Ситимобил" Даниил Курашев напомнил, что в 2023 году вступил в силу закон, согласно которому для выполнения заказов такси могут допускаться только водители и автомобили, соответствующие обширному списку критериев. На практике оказалось, что многие требования закона избыточны и являются лишь препонами для работы. В результате часть таксопарков закрылась, ещё часть на грани закрытия, множество автомобилей находятся в простое и генерируют убыток.
“
"Мы наблюдаем отток и автомобилей, и водителей из сервиса такси. А введение ограничений на работу курьеров приведёт к проблемам с количеством исполнителей и в этой отрасли. Любое дальнейшее закручивание гаек с принятием новых ограничений всё сильнее будет ухудшать положение как клиентов, так и таксопарков с агрегаторами", — прокомментировал Курашев.
Поскольку количество исполнителей будет уменьшаться, доступность услуг также будет снижаться. Стоит ожидать увеличения как стоимости услуг, так и времени ожидания, констатировал он.
Алексей Цивилёв указывает на опыт других регионов, где уже были введены подобные ограничения. Он не исключает, что стоит ожидать по меньшей мере кратковременного роста цен на 15–20%. Между тем доля иностранных граждан непосредственно в такси, по его данным, в последние годы упала. Снижение курса рубля по отношению к валютам и другие сложности переориентировали мигрантов из Средней Азии на Китай и Юго–Восточную Азию.
"Для смягчения дефицита водителей необходим быстрый и эффективный запуск программ замещения, — считает Цивилёв. — Один из вариантов — привлечение студентов на временную подработку. Городские центры занятости могли бы оперативно организовать ускоренные курсы подготовки водителей такси, а также программы переобучения для зарегистрированных безработных. Существующие госпрограммы субсидирования найма могут стать дополнительным стимулом для работодателей".
Главный вопрос, по мнению депутата, состоит в скорости и эффективности реализации этих мер городом.
Управляющий партнёр доставки "Томята" Анар Марданов считает, что запретительные законы в принципе работают хуже, чем те, которые принимаются с учётом мнения бизнеса.
"Если платить курьерам намного выше рыночного тарифа (7–12 тыс. рублей за смену), то и граждане Петербурга согласятся работать. Но даже в этом случае для их поиска придётся приложить немало усилий. Мигранты за любую сложную работу берут меньше и готовы доставлять заказ в любую погоду. Справляются они с этим хорошо. Местным жителям важен удобный график, соцпакет", — объясняет предприниматель.
По его мнению, запрет приведёт к острейшей нехватке персонала. А компаниям, по–видимому, не избежать новой волны роста зарплат персонала.
Представители "Яндекса" тоже считают, что ограничение станет ещё одним серьёзным барьером для входа водителей и курьеров на рынок. Существенное сокращение числа водителей в моменте в среднем приведёт к росту цен на поездки на 10–15%. А кратно растущий спрос на доставку и снижение количества курьеров увеличат стоимость доставки более чем в 2 раза.